Тема: Объёмы многогранников и тел вращения.
Автор: Сушкова Наталья Владимировна – учитель математики.
Цели:
План.
Блез Паскаль
Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас,
а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить
достойно...
И не в какой-то конкретной области, а во всем, с чем нам придется соприкасаться…
Как вы знаете, геометрия возникла и развивалась в связи с потребностями практической деятельности человека. С древних времён люди сталкивались с необходимостью находить расстояния между предметами, определять размеры участков земли, ориентироваться по расположению звёзд на небе и т. п. Сегодняшняя наша тема ярко свидетельствует об этом. Приведу лишь несколько примеров, где встречается понятие объема.
— (слайд 3). Например, комната в квартире имеет объём приблизительно 25-50 м3, объём воды в плавательном бассейне приблизительно 300-400 м3, если в нём 5 дорожек длиной 25 м. Объём огнетушителя всего 5 л, но количество образующейся при его работе пены 2000 литров, то есть 2 м3! По построенным в середине XX века нефтепроводам перекачивалось 4000 м3 в час, по современным – 9000 м3. С плотины гидроэлектростанции падает 30 млн. м3 в час.
— (слайд 4). А насколько важно грамотно рассчитать объем необходимого воздуха на подводных лодках? Есть люди, которые следят за этими цифрами и от их знаний зависит не только качество выполняемой ими работы, но и зачастую жизни людей. Кто знает, может и ваша профессия будет связана с такими важными вычислениями. И Потому…
— Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные формулы для вычисления объёмов и площадей, решить задачи на их применение и подготовиться к выполнению самостоятельной работы. Работать нам предстоит как индивидуально, так в парах и всем классом.
— И пусть, иногда кажется, что невозможно решить ту или иную задачу. На самом же деле просто надо приложить чуть больше усилий и желания.
— (слайд 5). Умейте делать невозможное возможным, как Мориц Эшер в своих картинах.
(слайд 6). Зная формулы объема для данных фигур, как бы вы могли их разделить на группы?
(слайд 7).
(слайд 8).
(слайд 9).
Как видите, в каждой из формул присутствует такое понятие как площадь основания. Значит, важным этапом успешного решения задач на нахождение объема является умение находить площади основных фигур, не случайно это отразилось в одном из заданий ЕГЭ.
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 12)
(слайд 13)
(слайд 14)
(слайд 15)
Рассмотрим несколько задач. (решение задач осуществляется на интерактивной доске).
(слайд 16). Задача №1: Прямоугольный параллелепипед описан около сферы радиуса 2. Найдите его объем.
(слайд 17). Задача №2: В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8. боковые рёбра равны . Найдите объём цилиндра, описанного около этой призмы.
(слайд 18). Задача №3: Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объём цилиндра, если объём конуса равен 25.
(слайд 19). Задача №4: стороны основания правильной четырёхугольной пирамиды равны 10, боковые рёбра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
(слайд 20). Задача №5: Диаметр основания конуса равен 6, а угол при вершине осевого сечения равен 900. Вычислите объём конуса, делённый на π.
(Слайд 21). Задача №6: Найдите объём конуса, площадь основания которого равна 2, а образующая равна 6 и наклонена к плоскости основания под углом 300.
(Слайд 22)!!! Задача №7: Боковые рёбра треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны, каждое из них равно 3. Найдите объём пирамиды.
(Задача сопровождается картонной моделью, план решения составляется совместно с учащимися. Вычисления не проводятся. Затем пирамида переворачивается и звучит вопрос: «А как найти объём такой фигуры?»)
—
(Слайд 23) Готфрид Вильгельм Лейбниц
Мудрому не свойственно тратить силы сверх надобности.
(слайд 24) Только сложив из отдельных идей полное решение задачи можно увидеть всю его красоту…
И это понимает каждый, кто смог довести сложное решение до логического завершения. Не бросайте начатых дел!
6. Домашнее задание
№1. Найдите площадь фигуры
№2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известно, что D1C1 = 1, BB1 = 2, B1C1 = 2. Найдите длину диагонали C1A.
№3. Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 10 и 5. Диагональ параллелепипеда равна 15. Найдите площадь поверхности параллелепипеда.
№4. Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 3. Найдите площадь поверхности шара.
№5. В правильной четырехугольной призме диагональ равна d и наклонена к плоскости боковой грани под углом α. Найти площадь боковой поверхности призмы.
7. А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
Отмечу, что мне очень понравилась ваша работа на уроке и хочу вам всем без исключения сказать спасибо. Молодцы.
А завершить урок хотелось бы, услышав ваши продолжения следующих предложений:
(слайд 25)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.