Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)
Оценка 4.9

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика
4 кл
20.02.2018
Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)
Компьютерная презентация
Истина и ложь_4 класс.doc
Урок 12,  4 класс. Тема: Понятия «Истина» и «Ложь». Цели:  1. Ознакомить учеников с понятиями «истина» и «ложь». Научить оценивать  простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности. 2. Развивать способности анализировать и систематизировать, навыки работы с  информацией. 3. Воспитывать положительные качества личности в образовательном процессе. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Постановка целей и задач урока. II. Актуализация опорных знаний. Здравствуйте, здравствуйте, Гости дорогие! Люди свойские, простые… Милости просим, Будьте как дома, Знакомьтесь со всем, Что ещё не знакомо. Здравствуйте, мои друзья! Снова вместе вы и я. Вы настройтесь на работу И послушайте меня. Дам сейчас я вам заданье, Чтобы цель определить И в течение урока Все задачи нам раскрыть. (В руках учителя стихи­загадки.) Вы прослушали стихи. Чем особенны они? Где здесь правда, А где ложь – Всё ты сразу разберёшь? (Учитель читает стихи­загадки.) III. Изучение нового материала. Поля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Поле… рожки. (Ножки) Поля ягодки берёт По две, по три штучки, А для этого нужны Нашей Поле… щучки. (Ручки) Поля слушает в лесу, Как кричат кукушки, А для этого нужны Нашей Поле… сушки. (Ушки) Поля ядрышки грызёт, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Поле… шубки. (Зубки) Сегодня два понятия Подробно разберем, «Правда» и «неправда» Мы в жизни их зовем, А в математике — «Истина» и «ложь». «Истина» и «ложь» относятся к понятиям. Давайте вспомним, что такое понятие? Ответ. Понятие — это объект внутреннего и виртуального мира, т. е. мира идей и мыслей  человека. Молодцы! Учитель. Ребята, на какие группы делят понятия?  Ответ. Совместимые и несовместимые понятия. Совместимые понятия связаны отношением равнозначности, пересечения,  подчинения. Несовместимые понятия не пересекаются, находятся в отношении  противоположности и противоречия. (Привести примеры.) Учитель. Молодцы! Мы сегодня подробнее поговорим о несовместимых понятиях.  Мы разберем понятия «истина» и «ложь». Результатом получения информации часто  является суждение. Суждение — это некоторое утверждение о предметах или явлениях, выраженное в  форме предложения. Суждение может быть истинным либо ложным. Истинное суждение — это такое суждение, в котором заключена правдивая  информация. Ложное суждение — это такое суждение, в котором содержится неверная  (искаженная) информация. Истина — то, что соответствует действительности, — обозначается 1.  Ложь — то, что действительности не соответствует, — обозначается 0. Игра «Собери вместе» На доске изображения фруктов и овощей с подписями. Учитель просит учеников  собрать их в две корзины (нарисовать стрелки). Ученики выходят к доске по очереди. В  какой­то момент они замечают, что некоторые подписи не соответствуют изображениям.  Учитель демонстрирует слайд для проверки этого задания, акцентируя внимание на том,  что большинство подписей соответствовали изображениям, т. е. были правильными, а  некоторые оказались ошибочными. Говорят: «Подпись истинна» или «Подпись ложна». Учитель еще раз повторяет, что истина — это правда, а ложь — неправда. Задание № 1 Р.Т. Вставьте пропущенные слова. Понятие «истина» и… — это несовместимые понятия. … не всегда «лежит» на  поверхности. Люди добывают…, когда наблюдают, исследуют предметы и явления,  …, вычисляют, измеряют и т. д. Высказывание может быть истинным или… Ключ: Ложь, истина, истину, думают, ложным, соответствует, действительности. Учитель. Ребята, какой вывод можно сделать об истине и лжи? Методический комментарий. Задание поможет запомнить ключевые слова темы,  сведения об истинности и ложности высказываний.  Задание № 2  Укажите истинные высказывания. 1. 21 + 45 = 65, 2. 37 – 19 = 18, 3. 6 * 7 = 41. Методический комментарий. Цель задания — научиться определять истинность  высказываний, представленных математическим языком. Задание № 3 Р.Т. Укажите ложные суждения. 1.  Все крокодилы летают.  2. Компьютер — помощник человека при счете. 3. Телефон служит средством связи. 4. 10 делится на 3 без остатка. Методический комментарий. С помощью задания ученики повторят и усвоят  знания о ложных высказываниях, сформируют умения различать истинные и ложные  высказывания. Задание № 4Р.Т. Выберите нужное. Результатом обработки информации может быть устное высказывание, высказывание в  виде текста, рисунка, схемы, формулы. 1. Да.  2. Нет. Методический комментарий. Цель задания — формировать представление о том,  что высказывание может быть выражено различными формами.  Задание № 5 Р.Т. Обработайте графическую и текстовую информацию и укажите истинные суждения  буквой «И», ложные — буквой «Л» или истина — 1, ложь — 0. Запишите с помощью цифр. А.        На рисунке древний человек. Человек читает книгу. Информация хранится на бумаге.  На камне изображена охота. Б.        Все фигуры имеют углы. Все фигуры являются прямоугольниками. Две фигуры — прямоугольники.  В верхнем левом углу изображен круг.  В.        В классе все ученики — девочки.  В  классе учатся и мальчики, и девочки.  В классе девочек меньше, чем мальчиков.  В классе мальчиков меньше, чем девочек.  Г.        Результатом обработки     информации     может быть только текст.  Текст и рисунок не могут являться  результатом обработки информации. В тексте перечислены объекты, которые  могут быть результатом обработки  информации.  Число не может являться результатом  обработки информации. Методический комментарий. Задание поможет научиться определять истинность и  ложность высказываний на основе анализа информации, представленной графически или  текстом. Физкультминутка Игра «Истина–ложь» 6. Клён, тополь, берёза — хвойные  деревья.  7. Александр Иванович Пушкин.  Устали? Сядьте ровно. Разотрите все ладошки, Приготовьте для хлопков: Если правда — топайте, Если ложь — то хлопайте.  1. Земля круглая.  2. Ботаника — наука о животных.  3. Сегодня на дворе лето. 4. 8 × 5 = 40. 5. Предложение состоит из слов.  IV. Закрепление изученного материала. Задание № 6 Хлопать все вы мастера, А составить предложение Трудно ль, будет вам, друзья? Истина всегда важна, Ложь вредна, но станем мы На минутку все лгуны И составим предложение, В нём неправду ты найди Замените ложные подписи истинными.  Учитель обращает их внимание на то, что в некоторых случаях ложна часть подписи, тогда  исправить нужно только эту часть. Например, на рисунке в) изображен действительно  конверт, но его форма указана неправильно. Значит, нужно зачеркнуть слово  «треугольный» и написать вместо него «прямоугольный». На рисунке г) неправильно  указан цвет, на рисунке е) — название животного. Ключ:  а) чайник; в) прямоугольный конверт; г) белый гусь; е) полосатый кот.  Задание № 7 Придумайте и нарисуйте такие картинки, чтобы подписи под ними оказались  истинными: Ученики выслушивают ответы друг друга и высказывают свое мнение: «Я согласен с Олей,  так как яблоко — это съедобный предмет». 1) мяч любого размера и цвета; 2) лист зеленого цвета, любой формы и размера; 3) флажок треугольной формы любого цвета  и размера; 4) любой съедобный предмет. Задание № 8 Найдите и обведите предметы, подписи для которых истинны. Ключ: а) фиолетовая чашка; б) букварь, учебник математики; в) флажок, тетрадь. Физкультминутка для глаз Задание № 9 Определите истинность высказываний относительно картинки.  Если ученики затрудняются   правильно определить истинность высказываний,  учитель может предложить им такой прием — перед высказыванием добавить вопрос:  «Правда ли, что...?» Ответ: «Да, правда» — говорит, что высказывание истинно. Ответ:  «Нет, неправда» — означает, что высказывание ложно. Ключ: а) И; б) Л; в) И; г) Л; д) Л; е) И.  Задание № 10 Определите, кто потерял солдатика.  Рассуждать можно так: «Предположим, что первое  высказывание ложно, а второе — истинно. Получаем, что солдатика потерял Вова и  солдатика потерял Слава. Но потерял кто­то один. Следовательно, этот вариант не  подходит. Значит, первое высказывание истинно, а второе — ложно. Таким образом,  потерял не Вова и не Слава. Остается Никита. Никита потерял солдатика». Ключ: Никита. Поразмыслить должен сам. Выполняй заданье тихо  И соседу не мешай. V. Домашнее задание.  § 10 Р.Т. № 2, 6 ,7 VI. Итог урока. 1. С чем вы ознакомились? 2. Что такое истина? ложь? 3. Чему вы сегодня научились?  Выставление оценок за урок. Вы истину нам расскажите, А ложь вы при себе сохраните. Подошёл к концу урок, Заливается звонок. Дружно выйдем из­за парт,  Глубоко вздохнём, вот так…

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)

Разработка урока по информатике на тему "Истина и ложь" (4 класс, информатика)
Скачать файл