Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Оценка 4.9

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
1 кл
23.01.2017
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Иллюстрирование.doc
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА» Ц е л и :   познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю.   Васнецова;   дать   представление   о   роли   фантазии   в   искусстве;   развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.  О б о р у д о в а н и е :   акварельные   краски,   кисти,   палитра,   вода,   карандаш, салфетки. И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д :    репродукции  картин  В. М. Васнецова; М. А.   иллюстрациями   Ю.   А.   Васнецова,     с   Врубеля,   Ю. А. Васнецова.    детские     книги   Х о д   у р о к о в I. Организация учащихся.  1. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку.  2. С м а ч и в а н и е  красок.  II. Сообщение темы урока.  У ч и т е л ь .   Все   вы   любите   рассматривать   рисунки   в   книгах.   Художника, который   рисует   рисунки   для   книг,   называют   иллюстратором. Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимою сказку.  III. Работа по теме урока. 1. О с о б е н н о с т и   сказочного жанра.  У ч и т е л ь .  Рассмотрим  тематическую  композицию  сказочного жанра. Картины В. М. Васнецова – это не просто иллюстративное воспроизведение определенного   момента   сказки.   Средствами   живописи   художник   отражает миропонимание народа, запечатлевает то, о чем пелось в народных песнях, о чем еще в его время рассказывали старики детям. На первый  взгляд  кажется,  что возникает     противоречие     между     сказочными,   былинными     сюжетами     и реалистической  манерой  выполнения  их  художником.  Сказка   рассказывает   о   чудесном,   небывалом,   но   не   невозможном.   Тесно связанная с землей и природой, традиционная культура русского народа во всех своих   проявлениях,   будь   то:   древнерусское   искусство,   песенный     фольклор, народные     промыслы,   –   сочетала   в   себе   реальность, мифологию, творчество и историческую память веков и тысячелетий.   художественные Так,   реализм   в   произведениях   В.   М.   Васнецова   органично   сочетается   с вымыслом, отражая мир фольклора. 2.  О з н а к о м л е н и е   с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова.  У ч и т е л ь . На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.  А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? (Ответы учащихся.) Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.  Одним   из   известных   художников,   в   работах   которого   переплелись   между собой   вымысел   и   живая   реальность,   является   Виктор   Михайлович   Васнецов. Многие  из  его   картин   на  сюжеты  сказок   вы   не  раз   видели:  «Три   богатыря», «Аленушка», «Иван­царевич и Серый волк» и др.  Одной из самых больших удач художника стала его знаменитая «Аленушка».  Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись на белом камне, над темным лесным   омутом.   Она   захвачена   таинственным   очарованием   лесной   чащи   с   ее сумраком, тишиной, темной гладью поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями.  –  Из какой сказки эта героиня? В какой момент ее нарисовал  художник? (Ответы учащихся.) В   картине   «Снегурочка»   художник   В.   М.   Васнецов   изобразил   сказочную героиню   в   парчовой,   отороченной   мехом   шубке   на   фоне   таинственного заснеженного  ночного  пейзажа. Опушка   леса залита  голубым  лунным  светом. Знаете ли вы, ребята, эту сказку? Почему Снегурочка такая грустная? (Ответы учащихся.) «Ковер­самолет» –  одна   из   первых   картин   В.  М.  Васнецова,  посвященных сказочному жанру.  Сравним, с точки зрения композиционных особенностей, «Ковер­самолет» с картиной   «Иван­царевич   на   Сером   волке».   В   основе   ее   –   сюжет   русской народной   сказки.   Художник   выбрал   драматический   момент   повествования: Иван­царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади   осталась   погоня,   впереди   –   неизвестность,   разлука.   Различно   общее настроение произведений. Композиция картины «Иван­царевич на Сером волке» производит более тревожное впечатление, чем в «Ковре­самолете». Форматы, выбранные для картин, соответствуют их содержанию и замыслу.  Для   «Ковра­самолета»   художник   использовал   сильно   вытянутый   в   длину прямоугольный формат. В сочетании с низкой точкой зрения и низкой линией горизонта   такой   выбор   формата   позволяет   показать   свободное   движение   в вышине ковра­самолета. Низкий горизонт, как правило, придает изображению некоторую монументальность, кроме того дает возможность передать большое пространство неба. Низкий горизонт позволяет также изобразить человеческие фигуры полностью на фоне неба, что придает им силуэтность и обобщенность трактовки, так как они в этом случае выглядят темнее неба.  Формат картины «Иван­царевич на Сером волке» прямоугольный, вытянутый по вертикали. Действие сюжета разворачивается в лесу, и формат подчеркивает устремленность в высоту мощных стволов деревьев, окружающих героев. Линия горизонта   расположена   на   уровне   глаз   зрителя.   Главным   для   сюжетной композиции, определяющим ее содержание, являются человеческие фигуры и их лица.   Благодаря   выбранной   точке   зрения   изображение   героев   максимально приближено   к   зрителю,   чему   способствует   и   построение   пространственных планов.  Художник использовал одноплановое построение композиции, при котором персонажи располагаются на первом плане. Вокруг сгущаются сумерки, клочья тумана ползут между ветвей и замшелых стволов деревьев­великанов. Темный, мрачноватый   колорит   пейзажа   определяет   эмоциональную   окраску,   помогает выражению   переживаний   героев,   тревоги,   ощущения   опасности,   кругом подстерегающей   их.   Художнику   удается   вызвать   сопереживание,   сочувствие зрителя.   Фигуры   героев,   освещенных   скупыми   лучами   заходящего   солнца, контрастно   выделяются   на   темном   фоне   дремучего   леса,   образуют композиционный центр.  Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивану­ царевичу. Вся ее фигура выражает покорность судьбе. Взгляд Ивана­царевича, движение   руки,   напротив,   выражает   смелость,   решимость   защитить   Елену Прекрасную. Два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами, представляют собой лирический повтор. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами.  Персонажи   обеих   картин   изображены   в   движении.   Серый   волк   буквально летит стрелой. Стремительность движения В. М. Васнецов акцентировал, введя встречное движение. Он использовал иллюзию встречного ветра – развеваются волосы   девушки,   на   отлете   изображены   кожны.   Очень   важен   также   выбор направления   движения.   Серый   волк   мчится   справа   налево.   Динамика усиливается   еще   и   за   счет   встречного   направления   взгляда   зрителя   –   слева направо.  Подобный   эффект   мы   наблюдаем   и   в   композиции   «Ковра­самолета». Построение пространственных планов обеих картин сходно. Иванушка, летящий на ковре­самолете, располагается на первом плане, что характерно для одно­ и двухфигурных   сюжетно­тематических   композиций.   В   композиционных построениях данного вида в центре внимания обычно образ человека. В картине «Ковер­самолет»   это   –   Иванушка­дурачок,   который   в   сказках   всегда оказывается   впереди   «умных»   братьев.   Он   скор   в   решениях,   изобретателен. Заключенная в ковре­самолете таинственная сила подчиняется ему. Волшебный ковер   своим   силуэтом   сам   походит   на   огромную   сову,   повторяя   абрисом очертания этих ночных птиц. Ритм движения крыльев сов и краев ковра придают изображению дополнительную динамику.  Цветовая   гамма   строится   на   контрастах   темных   коричневых   цветов   и оттенков   и   доминирующих   светлых,   перламутровых.   Небо   расцвечено сочетаниями   сиреневых,   голубоватых,   золотистых   тонов.   На   таком   фоне контрастно выделяются яркие цвета узора ковра и излучающий свет Жар­птицы, подчеркивая   центр   композиции.   Колорит   картины   во   многом   создает   общее настроение.   Зрителю   передается   уверенность   героя.   Лишь   холодные   тона нависших туч вносят тревожную ноту.  На   полотнах   Михаила   Александровича   Врубеля   ожили   многочисленные персонажи сказок: Царевна­лебедь, Снегурочка, царь Берендей и др.  Одна  из  наиболее  ярких  и  известных  картин  М. А. Врубеля «Царевна­ лебедь». Бледное   лицо   царевны   с   большими   печальными   глазами   полно проникновенной   грусти.   Последние   лучи   заходящего   солнца   скользят   по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают   нежно­розовые   блики   на   бледное   серо­лиловое   оперение   сказочной птицы, мерцают в драгоценных камнях на пальцах и в кокошнике прекрасной грустной девы.  Какую сказку проиллюстрировал художник? (Ответы учащихся.) Искусство   Юрия   Алексеевича   Васнецова   многие   из   вас   знают   с   детства. Иллюстрированные им книги для самых маленьких – «Ладушки», «Радуга­дуга», «Теремок» – на протяжении многих лет радуют читателей.  На   страницах   книг   мы   вновь   встречаемся   с   излюбленными   художником героями, погружаемся в нарядный, праздничный мир радости и счастья. Курочки и петушки, дедки и бабки, хрюшки и козочки, лисички, мишки, барашки, лес и туманы – всего и не перечислить. Вся эта своеобразная  «флора» и «фауна» как бы оживает, попадает в желанный мир праздничности и волшебной реальности. Сказки оставались для Юрия Алексеевича любимым чтением до старости, он читал их вслух, многие знал наизусть. Как   видите,   ребята,   разные   художники   по   разному   изображали   сказочных героев.  Какие   работы   художников   вам   понравились   больше   всего?  (Ответы учащихся.) Знаете ли вы других художников, писавших свои картины на сюжеты сказок? (Ответы учащихся.) 3. Б е с е д а  о любимых сказках.  У ч и т е л ь .   Вот   и   вы   сегодня   сможете   попробовать   свои   силы   в иллюстрировании любимой сказки. Есть ли у вас любимые сказки?  (Ответы учащихся.) Кто   из   героев   или   героинь   нравятся   больше   всего   и   почему?  (Ответы учащихся.) Какой   фрагмент   сказки   вы   хотели   бы   проиллюстрировать?  (Ответы учащихся.)   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Стали мы учениками.  Соблюдаем режим сами.  Утром мы, когда проснулись,  Улыбнулись, потянулись.  Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз.  На носочках поднялись.  То присели, то нагнулись.  А потом мы умывались, Аккуратно одевались,  Завтракали и, не торопясь,  В школу шли,  К знаниям стремясь.  IV. Актуализация знаний учащихся.  У ч и т е л ь .   Мы   с   вами   посмотрели   работы   нескольких   художников   и убедились, что каждый из них по­своему изображает сказочный мир.  М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно   и   тревожно.   Об   этом   говорят   и   краски,   использованные   ими   при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски. Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы  хотели   нарисовать,  что  переживают   в  данный  момент   герои,  какое  у   них настроение.   Если   они   грустят   или   в   опасности,   то   какие   краски   вы   будете использовать, чтобы передать их состояние? (Ответы учащихся.) Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно­зеленый, если это речка, то вода в ней темная.  А   если   герои   уже   победили   зло,   какая   краска   поможет   нам   передать ощущение радости? (Ответы учащихся.) Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо – голубым, лес и трава – ярко­зелеными.  Определившись   с   тем,   что   вы   будете   рисовать,   необходимо,   как   всегда, тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое. V. Этапы выполнения рисунка на 1­м уроке. 1. К о м п о з и ц и я  рисунка.  1) Определим расположение главных героев рисунка.  2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.  Например, при иллюстрировании сказки «Теремок» главным в рисунке будет сам теремок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика, а на переднем плане – одного из героев сказки. (Приложение, рис. 1.) 2. В ы п о л н е н и е  карандашного наброска.  Тонкими   линиями   карандаша   прорисовываем   детали   всех   предметов, соразмеряя   их   пропорции.   Все   предметы,   находящиеся   вдали,   должны   быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев. (Приложение, рис. 2.) VI. Практическая работа.  З а д а н и е :   выполнить   рисунок­иллюстрацию   «Моя   любимая   сказка»   в карандаше.  По   окончании   работы   учитель   проверяет   правильность   выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.  VII. Этапы выполнения рисунка на 2­м уроке.  У ч и т е л ь .   На   предыдущем   уроке   вы   выполнили   карандашный   набросок. Сегодня на уроке мы будем раскрашивать его. Напоминаю, что выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.  1. Р а б о т а  с цветом.  Заполнение   рисунка   цветом   начинаем   с   закрашивания   неба,   далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен). (Приложение, рис. 3.) 2. П р о р и с о в ы в а н и е   деталей рисунка.  Тонкий   кистью   прорисуем   мелкие   детали:   тонкие   веточки   деревьев,   лица героев и т. д. (Приложение, рис. 4.) Рисунок готов.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а Вот помощники мои,  Их как хочешь поверни.  Хочешь эдак, хочешь так, Не обидятся никак.  Руки   вперед,   пальцы   выпрямить   и   разжать.   Ладони   повернуть   вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стихотворения. VIII. Практическая работа. З а д а н и е : выполнить    рисунок­иллюстрацию   «Моя   любимая   сказка» в цвете.  IX. Итог уроков. 1. В ы с т а в к а  работ учащихся.  2. З а к л ю ч и т е л ь н о е  слово учителя.  Настоящая   сказочная   страна   появилась   у   нас   в   классе.   Глядя   на   ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина: Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит.  Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон без дверей …  Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы! Домашнее задание: принести на следующий урок красивый елочный шар.

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Разработка урока по ИЗО 1 класс.ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017