Разработка урока по ИЗО "Городецкая роспись"
Оценка 5

Разработка урока по ИЗО "Городецкая роспись"

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
изобразительное искусство
5 кл
25.09.2017
Разработка урока по ИЗО "Городецкая роспись"
Публикация является частью публикации:
Городецкая роспись.pdf

 

Общая часть

Предмет   изобразительное искусство  ФГОС     

Класс 5

УМК  под ред. Б.М. Неменского             

Тема урока:  «Городецкая роспись» 

Цель урока:  Ученик научится выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства Городца. 

Задачи урока:

-                    создать условия постановки личностной цели на уроке.

-                    организовать работу в группах над  изучением теории.

-                    корректировать работу в группах над кластером.

-                    корректировать работу детей над композицией.

-                    создать условия для  успешного  представления и оценивания творческих работ. - организовать рефлексию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять  художественные умения, знания, полученные на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ

1. Умение   вести диалог. 2. Распределять функции и роли в групповой работе 3.Умение обсуждать и анализировать  продукт деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

 

 формируемые умения

Понятия: Городецкая роспись, композиция,  симметрия, гирлянда, подмалёвок, бутон, розан, купавка ромашка;

Использование выразительных средств и  языка декоративно-прикладного искусства для воплощения художественно-творческого замысла. 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Городецкие узоры»

Методическое назначение средств ИКТ

Ознакомительное

Аппаратное и программное обеспечение

 

Образовательные интернет-ресурсы

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение вести диалог. Начинать и заканчивать  разговор  в соответствии с нормами, форматом диалога

1. Приветствие.

(В начале занятия ученики разбиваются на группы. Листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета – получилась группа.). Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!   (Стихотворение читается на фоне фильма «Городецкие узоры») 2. На доске слова:  Городец, орнамент, узор, зима, матрёшка, роспись. Найдите лишнее слово и объясните почему.  …. (Ответы детей)

    

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? …. (Ответы детей)

 

- Правильно!    Тема урока; «Городецкая роспись».

 

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов  их решения.

Форма организации деятельности учащихся   Средства ИКТ

Индивидуальная, 

Групповая

Media fale «Городецкие узоры»

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

подготовка класса к работе 

 

 

Методы обучения, приемы, техники

беседа,  психологический настрой (музыка, стихи),  игровой 

 

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

 

Формирование конкретного

образовательного результата/группы результатов

Умение обсуждать и анализировать  продукт деятельности с точки зрения содержания. Умение работать в группе, слушать друг друга, брать ответственность на себя.

Вы - команда мастеров, которая должна выиграть конкурс на лучший подарок в стиле Городецкой росписи. Необходимо разработать оригинальный эскиз композиции в стиле данного промысла.

На предыдущем уроке мы узнали о росписи в стиле Гжель и записали её уникальные особенности в круге …(дети вспоминают)

-                     Какие ассоциации у вас возникают на слово РОСПИСЬ?(Отвечают по цепочке)

-                     Что вы знаете о Городецкой росписи? (Ответы детей)

-                     А что характерно для её композиции, чем она отличается от других видов росписи?

…. (затрудняются)    - Надо разобраться.

-                     Значит, чтобы расписать подарок в Городецком стиле, чему надо научиться?

-                     Научиться правильно выстраивать композиции в стиле народного искусства Городца  (Предполагаемый ответ)

Задание: ( на 12 мин)

1.Прочитайте текст учебника по теме и распечатки из других источников.

Найдите особенные, уникальные черты городецкой росписи.  

2.В группе разбейтесь на 2 подгруппы. Распределите, кто выбирает уникальные черты Городецкой росписи, а кто будет сравнивать и выбирать общие черты промыслов Гжели и Городца .

3.Группа, первой выполнившая задание, отправляет 2-х представителей к доске и на листе, где записаны особенности Гжели во втором круге дописывает уникальные черты Городецкой росписи, а общие черты в центре, где пересеклись два круга.  Вторая группа и последующие добавляют не достающие черты уникального или общего.

Составляем кластер на доске.  (Задание на 5 мин)

Длительность этапа

20  (3+12+5)

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

 Работают  с учебником, выделяют главное.

Выполняют  простейшие исследования (выбирать, сравнивать, сопоставлять), обобщают. 

Форма организации деятельности учащихся   Средства ИКТ

Групповая, подгрупповая, индивидуальная.

 

 

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Методы обучения, приемы, техники

Технология критического мышления Прием «общее и уникальное»

Выпишите особенности, относящиеся к составлению композиции в Городецком стиле.  Не менее 3-х (Симметрия, зеркальное отражение, цветочная композиция, цветочная с конями или птицами, сюжетная композиция)

 Группа, первой выполнившая задание,   записывает  их  на доске. Вторая и последующие добавляют в кластер свои особенности. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

 Здесь такие букеты, что нельзя описать,

 Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 

- Теперь мы можем правильно выстроить композиции в стиле народного искусства Городца? (Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАП 3. Практикум

 

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Применять  художественные умения, знаний, полученных на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ. Распределять функции и роли в групповой работе

 Аппликация.

1.                  Распределите роли, выполните эскиз композиции и отдельные детали.

-                     ДИЗАЙНЕР 

а) Рассмотри разные варианты композиций городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске).

б) Нарисуй примерную схему (эскиз) общей композиции, уравновесив весь лист, ориентируясь по правилам в кластере на доске. 

в) Обсуди с группой готовую композицию (через 5 минут).

-                     4 ХУДОЖНИКА (1чел.- 1 розан и 2 купавки с листиками; 2чел.- 1 роза и 2 ромашки с листиками; 3чел. - 4 бутона с листиками; 4 чел – 2 птицы или коня) 

а) Рассмотри разные элементы городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске).

б) Выбери необходимые элементы из кейса, составь из них не менее 2-х вариантов каждой детали.  

в)  Аккуратно склей элементы так, чтоб получилась готовая деталь.

г) Представь свои варианты деталей группе (через 5 мин).

(в деталях птицы и коня ноги будут дорисовываться краской)

2.                  На формате А-3 объедините готовые детали в одну композицию, ориентируясь по правилам в кластере на доске, и аккуратно приклейте, уравновесив лист. 

(Представьте свою работу через 10 минут)

Длительность этапа

10

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Распределяют  функции и роли в групповой работе, создают аппликацию.

Форма организации деятельности учащихся   Средства ИКТ

Индивидуальная, групповая

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний.

Методы обучения, приемы, техники

Технология критического мышления

 

 

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

 

Длительность этапа

7

1.                  Проверьте  правильность выполненной групповой работы над аппликацией, согласно кластеру и инструкции.

2.                  Оцените  работу групп по составлению уникальных и общих особенностей. Каждая группа вслух оценивает работу другой (одной) группы. Апелляции принимаются.

3.                  Объясните свою позицию.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

Осуществляют  самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

 

Методы контроля

Самооценка, взаимооценивание

Способы коррекции

Исправление ошибок 

Форма организации деятельности учащихся

Осуществляют самооценку собственной творческой работе и работе своих товарищей , и соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

 

 

 

 

 

 

 

Организует деятельность по  Анализу и самоанализу учащихся 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание    

Ход урока 

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

3 мин

Рефлексия: - Что вы сегодня узнали? Группы задайте друг другу вопрос по теме. (За сложность вопроса и точность ответа группа получает дополнительный балл)(Задают вопросы,  отвечают)

 

Загадки:  Словно чудо тут и там распускается … (розан). Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон). Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка). 

 

Домашнее задание:  Подумать, где можно ещё применить такой тип росписи. 

Поискать примеры в интернете.  Принести гуашь, кисти.

 

Общая часть Предмет изобразительное искусство

Общая часть Предмет изобразительное искусство

Аппаратное и программное обеспечение

Аппаратное и программное обеспечение

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе подготовка класса к работе

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе подготовка класса к работе

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

ЭТАП 3. Практикум

ЭТАП 3. Практикум

Аккуратно склей элементы так, чтоб получилась готовая деталь

Аккуратно склей элементы так, чтоб получилась готовая деталь

Способы коррекции Исправление ошибок

Способы коррекции Исправление ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2017