Общая часть |
||
Предмет изобразительное искусство ФГОС Класс 5 УМК под ред. Б.М. Неменского |
||
Тема урока: «Городецкая роспись» |
||
Цель урока: Ученик научится выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства Городца. |
||
Задачи урока: - создать условия постановки личностной цели на уроке. - организовать работу в группах над изучением теории. - корректировать работу в группах над кластером. - корректировать работу детей над композицией. - создать условия для успешного представления и оценивания творческих работ. - организовать рефлексию. |
||
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Применять художественные умения, знания, полученные на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ |
1. Умение вести диалог. 2. Распределять функции и роли в групповой работе 3.Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
формируемые умения |
Понятия: Городецкая роспись, композиция, симметрия, гирлянда, подмалёвок, бутон, розан, купавка ромашка; Использование выразительных средств и языка декоративно-прикладного искусства для воплощения художественно-творческого замысла. |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация «Городецкие узоры» |
|
Методическое назначение средств ИКТ |
Ознакомительное |
|
Аппаратное и программное обеспечение |
|
|
Образовательные интернет-ресурсы |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Ход урока |
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
Умение вести диалог. Начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами, форматом диалога |
1. Приветствие. (В начале занятия ученики разбиваются на группы. Листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета – получилась группа.). Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! (Стихотворение читается на фоне фильма «Городецкие узоры») 2. На доске слова: Городец, орнамент, узор, зима, матрёшка, роспись. Найдите лишнее слово и объясните почему. …. (Ответы детей)
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? …. (Ответы детей)
- Правильно! Тема урока; «Городецкая роспись».
|
Длительность этапа |
5 минут |
|
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата |
обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов их решения. |
|
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ |
Индивидуальная, Групповая Media fale «Городецкие узоры» |
|
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе |
подготовка класса к работе
|
Методы обучения, приемы, техники |
беседа, психологический настрой (музыка, стихи), игровой |
|
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Ход урока
|
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с точки зрения содержания. Умение работать в группе, слушать друг друга, брать ответственность на себя. |
Вы - команда мастеров, которая должна выиграть конкурс на лучший подарок в стиле Городецкой росписи. Необходимо разработать оригинальный эскиз композиции в стиле данного промысла. На предыдущем уроке мы узнали о росписи в стиле Гжель и записали её уникальные особенности в круге …(дети вспоминают) - Какие ассоциации у вас возникают на слово РОСПИСЬ?(Отвечают по цепочке) - Что вы знаете о Городецкой росписи? … (Ответы детей) - А что характерно для её композиции, чем она отличается от других видов росписи? …. (затрудняются) - Надо разобраться. - Значит, чтобы расписать подарок в Городецком стиле, чему надо научиться? - Научиться правильно выстраивать композиции в стиле народного искусства Городца … (Предполагаемый ответ) Задание: ( на 12 мин) 1.Прочитайте текст учебника по теме и распечатки из других источников. Найдите особенные, уникальные черты городецкой росписи. 2.В группе разбейтесь на 2 подгруппы. Распределите, кто выбирает уникальные черты Городецкой росписи, а кто будет сравнивать и выбирать общие черты промыслов Гжели и Городца . 3.Группа, первой выполнившая задание, отправляет 2-х представителей к доске и на листе, где записаны особенности Гжели во втором круге дописывает уникальные черты Городецкой росписи, а общие черты в центре, где пересеклись два круга. Вторая группа и последующие добавляют не достающие черты уникального или общего. Составляем кластер на доске. (Задание на 5 мин) |
Длительность этапа |
20 (3+12+5) |
|
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата |
Работают с учебником, выделяют главное. Выполняют простейшие исследования (выбирать, сравнивать, сопоставлять), обобщают. |
|
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ |
Групповая, подгрупповая, индивидуальная.
|
|
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе |
Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. |
|
Методы обучения, приемы, техники |
Технология критического мышления Прием «общее и уникальное» |
Выпишите особенности, относящиеся к составлению композиции в Городецком стиле. Не менее 3-х (Симметрия, зеркальное отражение, цветочная композиция, цветочная с конями или птицами, сюжетная композиция) Группа, первой выполнившая задание, записывает их на доске. Вторая и последующие добавляют в кластер свои особенности. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать, Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- Теперь мы можем правильно выстроить композиции в стиле народного искусства Городца? … (Ответы детей) |
ЭТАП 3. Практикум |
|
Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
Применять художественные умения, знаний, полученных на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ. Распределять функции и роли в групповой работе |
Аппликация. 1. Распределите роли, выполните эскиз композиции и отдельные детали. - ДИЗАЙНЕР а) Рассмотри разные варианты композиций городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске). б) Нарисуй примерную схему (эскиз) общей композиции, уравновесив весь лист, ориентируясь по правилам в кластере на доске. в) Обсуди с группой готовую композицию (через 5 минут). - 4 ХУДОЖНИКА (1чел.- 1 розан и 2 купавки с листиками; 2чел.- 1 роза и 2 ромашки с листиками; 3чел. - 4 бутона с листиками; 4 чел – 2 птицы или коня) а) Рассмотри разные элементы городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске). б) Выбери необходимые элементы из кейса, составь из них не менее 2-х вариантов каждой детали. в) Аккуратно склей элементы так, чтоб получилась готовая деталь. г) Представь свои варианты деталей группе (через 5 мин). (в деталях птицы и коня ноги будут дорисовываться краской) 2. На формате А-3 объедините готовые детали в одну композицию, ориентируясь по правилам в кластере на доске, и аккуратно приклейте, уравновесив лист. (Представьте свою работу через 10 минут) |
Длительность этапа |
10 |
|
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата |
Распределяют функции и роли в групповой работе, создают аппликацию. |
|
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ |
Индивидуальная, групповая |
|
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе |
Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний. |
|
Методы обучения, приемы, техники |
Технология критического мышления
|
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Ход урока
|
|
Длительность этапа |
7 |
1. Проверьте правильность выполненной групповой работы над аппликацией, согласно кластеру и инструкции. 2. Оцените работу групп по составлению уникальных и общих особенностей. Каждая группа вслух оценивает работу другой (одной) группы. Апелляции принимаются. 3. Объясните свою позицию. |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов |
Осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
|
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
|
|
Методы контроля |
Самооценка, взаимооценивание |
|
Способы коррекции |
Исправление ошибок |
|
Форма организации деятельности учащихся |
Осуществляют самооценку собственной творческой работе и работе своих товарищей , и соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
|
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе
|
Организует деятельность по Анализу и самоанализу учащихся
|
|
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Ход урока |
|
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
3 мин |
Рефлексия: - Что вы сегодня узнали? Группы задайте друг другу вопрос по теме. (За сложность вопроса и точность ответа группа получает дополнительный балл) … (Задают вопросы, отвечают)
Загадки: Словно чудо тут и там распускается … (розан). Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон). Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
Домашнее задание: Подумать, где можно ещё применить такой тип росписи. Поискать примеры в интернете. Принести гуашь, кисти. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.