Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Оценка 4.8

Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
04.05.2018
Разработка урока  по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Урок по изобразительному искусству в 4 классе по программе "Школа России" содержит материал, знакомящий учащихся с появлением письменности на Руси. На уроке дети познакомятся с историей появления первых учителей славянской письменности на русской земле. Научатся изображать заглавные узорчатые, кружевные буквы.Материал предназначен для уроков изобразительного искусства в 4 классе.
древнерусская письменность.doc
Тема урока: « Письменность на Руси» Цель: развитие творческих способностей. Задачи: прививать детям любовь к книгам; развивать интерес к истории своей Родины;  воспитывать эстетический вкус. I. Организационный момент II. Сообщение темы урока Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. На машине времени мы попробуем  перенестись в прошлое нашей страны, побываем в старинных монастырях и научимся  красиво рисовать старинные буквы славянской азбуки.(слайд 1) ІІІ. Рассказ о Кирилле и Мефодии Ученик . (слайд 2) Оглянись на предков наших, На героев прежних дней. Вспоминай их добрым словом ­ Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я сейчас рассказ начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли... У. (слайд 3)Расскажу я вам, дети, о святой Руси, о неведомых далеких временах. Жили­были тогда добры молодцы, красны девицы. И были у них добрые матушки да  бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да сеять, дома­терема рубить, умели  холсты ткать, одежду шить, узоры на ней вышивать диковинные. А вот грамоты наши  предки не ведали ­ не умели книги читать да письма писать. И явились на Русь из Греции, из города Солуни, два просветителя ­ братья мудрые  Кирилл да Мефодий. Дома говорили братья на славянском языке, а в школе обучение  шло только на греческом. Младший, Кирилл, мечтал написать книги, понятные  славянам, а для этого надо было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не  покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать буквы ­ полдела: надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славяне смогли их читать. Это оказалось трудным делом, и один Кирилл не смог  с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий  выполнили великое дело! А произошло это более 1100 лет тому назад. С тех пор  славянскую азбуку называют кириллицей в честь автора. ІV. Знакомство с новым материалом Каждая буква в славянской азбуке была особенной ­ она имела свое имя.  Расставьте изображения букв по своим местам.(Слайд 6) Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать (Слайд 4.) Посмотрите, ребята, внимательно на буквы кириллицы. Не напоминают ли  они вам уже знакомые буквы? Выслушиваются ответы детей. ­ Послушайте, как звучит старинная азбука. Дети читают отдельные буквы и показывают их. ­ нельзя: добро, земля, люди, покой, слово, мыслете. Игра «Расставь правильно буквы» (Слайд 5) В любой старинной книжице  Могли вы прочитать  Такие буквы:  «ижица»,  «фита», «омега», «ять», И букву «пси»,  И букву «КСИ»,  «зело», а также «ер». Писали люди на Руси  Их на какой манер? ­  (Слайд 7)В старину книги писали монахи. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие. Это называлось «писать уставом». Или,  наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор. Это на­ зывалось «писать вязью». Да еще пером рисовали заставки, концовки на каждой  странице в виде узора из цветов и листьев. А еще разрисовывали заглавные буквы, да  так, что напоминали они уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже  людей. Конечно, писали такие книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу?  Слайды 8­9. V. Творческая работа Ученик . На девственном листе под узеньким окном Неспешно буквицы выводит он пером, А между ярко­черными рядами Вставляет красную строку.  Веселыми цветами И разноцветными головками зверей И птиц невиданных ­ фантазии своей Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) ­ Украсит он заставки и концовки И заголовки все ­ ведь некуда спешить. Порою труд прервет, чтоб лучше заострить Перо гусиное, ­ и глянет: радость ­ солнце Столпами падает на стол через оконце. ­Давайте и мы, ребята, попытаемся собственноручно «испестрить» страницу: сплести  кружева узоров, украсить буквицы.  Дети рассматривают  слайды с нарисованными буквами, выбирают букву для  самостоятельного рисования и   рисуют. (Слайды 10­12) У. Вот вы сейчас попробовали нарисовать одну страничку. Теперь можете себе  представить, какой это был труд! Конечно, книги в то время стоили очень дорого.  Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не только потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, но и потому, что  в них были вложены труд писца и многовековая человеческая мудрость. Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку.  VI. Итог урока У. Сегодня на уроке мы побывали в далеком прошлом, многое узнали о жизни наших  предков ­ славян, научились сами писать прекрасные и затейливые буквы из  рукописных книг Древней Руси, запомнили имени святых братьев, благодаря которым  мы сегодня можем читать и писать. В центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере  посреди этой площади установлен величественный памятник славянским  первоучителям ­ Кириллу и Мефодию. Оба великих просветителя словно во что­то  всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в  вечность ­ кто знает? Впереди у славянской азбуки долгая жизнь! Наш родной язык ­  великое богатство. Во всем мире он признан как язык великой нации, великой  культуры. Мы безвозмездно получили это наследие, и нам надо научиться им  пользоваться, чтобы сохранить для потомков. 24 мая  в России отмечается День  славянской  культуры и письменности .  Ученик . Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный ­ речь.

Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс

Разработка урока  по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс

Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс

Разработка урока  по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс

Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс

Разработка урока  по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018