Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
04.05.2018
Урок по изобразительному искусству в 4 классе по программе "Школа России" содержит материал, знакомящий учащихся с появлением письменности на Руси. На уроке дети познакомятся с историей появления первых учителей славянской письменности на русской земле. Научатся изображать заглавные узорчатые, кружевные буквы.Материал предназначен для уроков изобразительного искусства в 4 классе.
древнерусская письменность.doc
Тема урока: « Письменность на Руси»
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи: прививать детям любовь к книгам; развивать интерес к истории своей Родины;
воспитывать эстетический вкус.
I.
Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. На машине времени мы попробуем
перенестись в прошлое нашей страны, побываем в старинных монастырях и научимся
красиво рисовать старинные буквы славянской азбуки.(слайд 1)
ІІІ. Рассказ о Кирилле и Мефодии
Ученик . (слайд 2)
Оглянись на предков наших,
На героев прежних дней.
Вспоминай их добрым словом
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я сейчас рассказ начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли...
У. (слайд 3)Расскажу я вам, дети, о святой Руси, о неведомых далеких временах.
Жилибыли тогда добры молодцы, красны девицы. И были у них добрые матушки да
бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да сеять, доматерема рубить, умели
холсты ткать, одежду шить, узоры на ней вышивать диковинные. А вот грамоты наши
предки не ведали не умели книги читать да письма писать.
И явились на Русь из Греции, из города Солуни, два просветителя братья мудрые
Кирилл да Мефодий. Дома говорили братья на славянском языке, а в школе обучение
шло только на греческом. Младший, Кирилл, мечтал написать книги, понятные
славянам, а для этого надо было придумать славянские буквы.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не
покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова.
Но придумать буквы полдела: надо перевести с греческого языка на славянский книги,
чтобы славяне смогли их читать. Это оказалось трудным делом, и один Кирилл не смог
с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий
выполнили великое дело! А произошло это более 1100 лет тому назад. С тех пор
славянскую азбуку называют кириллицей в честь автора.
ІV. Знакомство с новым материалом Каждая буква в славянской азбуке была особенной она имела свое имя.
Расставьте изображения букв по своим местам.(Слайд 6)
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать
(Слайд 4.) Посмотрите, ребята, внимательно на буквы кириллицы. Не напоминают ли
они вам уже знакомые буквы?
Выслушиваются ответы детей.
Послушайте, как звучит старинная азбука.
Дети читают отдельные буквы и показывают их.
нельзя: добро, земля, люди, покой, слово, мыслете.
Игра
«Расставь правильно буквы»
(Слайд 5)
В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
«ижица»,
«фита»,
«омега»,
«ять»,
И букву «пси»,
И букву «КСИ»,
«зело»,
а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?
(Слайд 7)В старину книги писали монахи. И буковки у них получались не такие кривые
и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие. Это называлось «писать уставом». Или,
наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор. Это на
зывалось «писать вязью». Да еще пером рисовали заставки, концовки на каждой
странице в виде узора из цветов и листьев. А еще разрисовывали заглавные буквы, да
так, что напоминали они уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже
людей. Конечно, писали такие книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу?
Слайды 89.
V. Творческая работа
Ученик .
На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буквицы выводит он пером,
А между яркочерными рядами
Вставляет красную строку.
Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!)
Украсит он заставки и концовки И заголовки все ведь некуда спешить.
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, и глянет: радость солнце
Столпами падает на стол через оконце.
Давайте и мы, ребята, попытаемся собственноручно «испестрить» страницу: сплести
кружева узоров, украсить буквицы.
Дети рассматривают слайды с нарисованными буквами, выбирают букву для
самостоятельного рисования и рисуют. (Слайды 1012)
У. Вот вы сейчас попробовали нарисовать одну страничку. Теперь можете себе
представить, какой это был труд! Конечно, книги в то время стоили очень дорого.
Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не только потому, что обложки
книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, но и потому, что
в них были вложены труд писца и многовековая человеческая мудрость.
Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку.
VI. Итог урока
У. Сегодня на уроке мы побывали в далеком прошлом, многое узнали о жизни наших
предков славян, научились сами писать прекрасные и затейливые буквы из
рукописных книг Древней Руси, запомнили имени святых братьев, благодаря которым
мы сегодня можем читать и писать.
В центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере
посреди этой площади установлен величественный памятник славянским
первоучителям Кириллу и Мефодию. Оба великих просветителя словно во чтото
всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в
вечность кто знает? Впереди у славянской азбуки долгая жизнь! Наш родной язык
великое богатство. Во всем мире он признан как язык великой нации, великой
культуры. Мы безвозмездно получили это наследие, и нам надо научиться им
пользоваться, чтобы сохранить для потомков. 24 мая в России отмечается День
славянской культуры и письменности .
Ученик .
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный речь.
Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Разработка урока по изобразительному искусству на тему " Письменность на Руси" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.