Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
28.04.2017
Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)
Урок литературы позволяет раскрыть всю глубину творческой личности Бориса Пастернака, его взгляды, призвание и судьбу поэта; ввести учеников в сложный мир лирики Б.Пастернака; подчеркнуть его музыкальность и живописность; раскрыть особенности поэтического таланта поэта; получение информации из разных информационных источников; познакомить с переводами Б.Пастернака на английском языке.
Урок литературы в 11 классе.doc
Урок литературы в 11 «Б» классе Слайд №1 Тема: «Быть знаменитым некрасиво»  Слайд № 2 Цель   урока:   раскрыть   всю   глубину   творческой   личности   Бориса Пастернака, его взгляды, призвание и судьбу поэта. Задачи   урока:   ввести   учеников   в   сложный   мир   лирики   Б.Пастернака; подчеркнуть   его   музыкальность   и   живописность;   раскрыть   особенности поэтического   таланта   поэта;   получение   информации   из   разных информационных источников; познакомить с переводами Б.Пастернака на английском языке.                   Эпиграф:    Жить и сгорать у всех в обычае.   Но жизнь тогда лишь обессмертишь,   Когда ей к славе и величию  Своею жертвой путь прочертишь.                                                                         Б. Пастернак                                                       Ход урока. 1. Объяснение нового материала. Страницы жизни Б.Пастернака. Слайд № 3                   Борис Леонидович Пастернак – поэт философ, вдумчивый художник,   заинтересованно   вглядывающийся   в   окружающую   жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать   миру   о   своих   открытиях.  Не   случайно   мы   взяли   эпиграф   к нашему уроку слова самого Б.Пастернака. Слайд № 4 Жить и сгорать у всех в обычае. Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь. 1 Сегодня на уроке мы погорим о жизни и творчестве Бориса Пастернака.   Перед   нами   поделятся   своими   интересными   находками историки, биографы и литературоведы. Они расскажут о времени, когда жил Б.Л.Пастернак, его судьбе поэта и человека, судьбе его лирических стихов   и   переводов.   И,   конечно   же,   будут   звучать   стихи.   Итак,   слово историкам, что интересного вы для нас нашли и каких источниках.? Слово историкам: Весной 1894 года на съезде художников России Николай Николаевич Ге говорил (слайд № 5), что художник – творческая личность – становится   решающей   силой   общества   и   в   этом   он   видит   главную характерную линию исторического развития. Аналогично думали и писали в это   время   многие.   Композитор   Скрябин   А.Н.   всерьёз   рассчитывал преобразовать и объединить человечество силою музыки. Пастернак позже напишет, что «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина.   Музыкально   лепетать   я   стал   незадолго   до   первого   с   ним знакомства.  К  его   возвращенью  (из­за   границы. – Д.   Л.)  я  был   учеником одного поныне здравствующего композитора (Р. М. Глиэра. – Д. Л.). Мне оставалось   еще   только   пройти   оркестровку.   Говорили   всякое,   впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно, жизни вне музыки   я   себе   не   представлял»Сила   обновляющего   живого   слова чувствовалась в произведениях Л. Толстого, Ф.Достоевского и А.П. Чехова. Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух этого удивительного времени, а затем   передать   его   атмосферу,   несбывшиеся   исторические   надежды   и судьбы   своих   современников   в   написанных   им   стихах   и   прозе.   Его лирические   работы   стали   воплощением   трагического   счастья существования   человека,   одаренного   разумным   словом,   способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время. Это слышно в его стихах: И быть живым, живым и только, Живым и только до конца. Слово   биографам: Борис   Леонидович   Пастернак   родился   29   января(10 февраля) 1890года в Москве. Дом, в котором жили его родители, находился в районе Тверского­Ямского  и Оружейного переулка. (Слайд № 6)  Это было   оживленное   предместье,   где   жили   извозчики,   ремесленники,  (Слайд   №   7,   8)  В   необеспеченной   семье железнодорожные   рабочие.   молодого живописца Леонида Пастернак и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак–Кауфман (Слайд № 9)  искусство сливалось с повседневным и домашним   чрезвычайной впечатлительностью.  Внешний мир с  болью  вторгался  в  его игры и  сны. Через 3 года в семье родился брат Александр  (Слайд № 10)  , а Леониду Пастернаку   предложили   место   преподавателя   в   Московском   училище 2   Мальчик обиходом.   отличался Живописи,   Ваяния   и   Зодчества.  (Слайд   11)  Он   получил   мастерскую   и небольшую квартиру в двухэтажном флигеле. Улицы здесь были просторны и на редкость красивы, художественная жизнь интенсивна и насыщенна. Литературоведы: Борис Пастернак считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Впоследствии он писал:  (Слайд № 13)« Я сын художника, искусство и больших людей видел с  первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к  природе, как к живой норме.». Семейный уклад создал пожизненную  привычку к профессиональной ежедневной работе и в 70 лет Б. Пастернак  мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту  проведенного дня. Мы нашли некоторые картины Леонида Пастернака.  (Слайд № 12) Биографы:  К 1912 году мать скопила денег и предложила сыну  поехать за границу. Пастернак выбрал Марбург, где в те годы процветала знаменитая философская школа, во главе которой стоял Герман Коген. Пастернак поехал на летний семестр. Его занятия протекали успешно, и внешним   знаком   признания   этого   явилось   приглашение   прийти   к знаменитому   философу   домой  –   пообедать   в   кругу   семьи   и   ближайших учеников.   Но   вдруг   все   переменилось.   Пастернак   на   обед   не   пошел   и внезапно уехал повстречаться со своей двоюродной сестрой, занимавшейся античной   литературой,   О.   Фрейденберг.   Тем   самым   он   отказался   от философской   карьеры.   На   оставшиеся   деньги   он   на   две   недели   уехал   в Италию. Внутренним основанием к этому изменению его планов, очевидно, послужило то, что он был совершенно чужд философской систематичности. И эта его чуждость подготовила его внешне внезапный разрыв. Его тянуло к пластическому   восприятию   действительности.   О   поэзии   еще   было   рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимо притягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он – созерцал. И   тем   не  менее   занятия   философией   не   прошли   для   него   даром,  как   и занятия   музыкой.  А   весной   1913   года   Б.   Пастернак   блестяще   окончил университет.   Одновременно   в   альманахе   «Лирика»   напечатаны   5   его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники.   А   весной   1914   года   произошла   встреча   Пастернака   с   В. Маяковским и произвела  на него огромное впечатление. Полюбив в нем первого   поэта   и   явного   главаря   футуристов,   Пастернак   стал   строго исключать из своего творчества элементы романтизма. Литературоведы: В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, названный   им   «Близнец   в   тучах».   Сборник   не   привлек   к   себе   особого внимания. Лишь  Валерий  Брюсов  одобрительно  о  нем  отозвался.  Стихи, написанные в те годы, частично были включены затем Пастернаком в цикл 3 «Начальная пора», – цикл, которым обычно стали открываться его сборники стихотворений. Пастернак считался в это время примкнувшим к футуристической группе «Центрифуга». Но как для Маяковского, так и для Пастернака вхождение в литературные и поэтические группы не было определяющим. Творческая свобода никогда не изменяла обоим. Историки. Весна и лето 1914 года отмечены яркостью последних месяцев мирного   времени,   и любить что   бы   то   ни   было   на   свете   было   легче   и свойственнее, чем ненавидеть. Начало Первой Мировой войны Пастернак воспринял   как   крушение   исторических   надежд   своей   молодости. Освобожденный от военной службы, он поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших на оборону. Край лесов, гор и  больших   рек  поразил   Бориса   Пастернака.  Поэт   считает   своим   долгом выразить   эту   красоту   в   стихах.   Большинство   написанного   в   это   время затерялось, но во второй книге стихов «Поверх барьеров» сохранилось вот это стихотворение:  Я понял жизни цель и чту Ту цель, как цель, и эта цель ­ Признать, что мне невмоготу Мириться с тем, что есть апрель, Что дни ­ кузнечные мехи, И что растекся полосой От ели к ели, от ольхи К ольхе, железный и косой, И жидкий, и в снега дорог, Как уголь в пальцы кузнеца, С шипеньем впившийся поток Зари без края и конца. Что в берковец церковный зык, Что взят звонарь в весовщики, Что от капели, от слезы И от поста болят виски. Биографы: узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики «Сестра­ моя  жизнь» поставила Пастернака в число первых литературных имен своего  времени. Ещё задолго до её опубликования (1922год) она приобрела  4 известность в списках, а её издание вызвало восторженные отзывы поэтов  самых различных направлений В. Брюсова, М. Цветаевой, В. Маяковского,  О.Мандельштама и Н. Асеева. Литературоведы: Примерно тогда же, летом 1917 года, была написана, но  издана пятью годами позже книга «Сестра моя ­ жизнь». Ее издание стало  крупнейшей вехой на литературном пути поэта. Эта книга выдвинула автора в число великих русских поэтов послереволюционной поры. В ней  открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака ­ ее  нераздельная слитность с миром природы.   В природе, как видит ее поэт,  преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений,  хлещущих через край. Характерны такие пастернаковские эпитеты: « в  бреду», « в лихорадке», «был мак, как обморок», « грозой одуренная  влага». Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака, причем у  нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и  порывисты. Любимые пастернаковские образы ­ мелкие, дробные части  природы: ветки, почки, капли, льдинки, градинки, снежные хлопья, стручки  гороха: все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет,  воплощая неусыпное кипение жизни. Яркий пример этому ­ знаменитое  стихотворение « Определение поэзии», вошедшее в книгу «Сестра моя ­  жизнь»: Это ­ круто налившийся свист, Это щелканье сдавленных льдинок, Это ­ ночь, леденящая лист.  Это — двух соловьев поединок.  Это сладкий заглохший горох,  Это ­ слезы вселенной в лопатках,  Это ­ с пультов и с флейт ­ Figaro  Низвергается градом на грядку. Сестра моя ­ жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех,  Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе* У старших на это свои есть резоны.  Бесспорно, бесспорно смешон твой резон, Что в грозу лиловы глаза и газоны  И пахнет сырой резедой горизонт... Литературоведы: По количеству стихотворений, посвященных временам  года и отдельным месяцам, Пастернак занимает первое место в русской  поэзии («Март», «Июль», «Август», «Январь 1919 года» и другие  стихотворения). Одно из самых ранних произведений поэта ­ «Февраль.  Достать чернил и плакать!» 5 Февраль, Достать чернил и­плакать!  Писать о феврале навзрыд,  Пока грохочущая слякоть  Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен,  Чрез благовест, чрез клик колес  Перенестись туда, где ливень  Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши,  С деревьев тысячи грачей  Сорвутся в лужи и обрушат  Cухую грусть на дно очей. Над ней проталины чернеют,  И ветер криками изрыт,  И чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд. После Октябрьской революции в творчестве Пастернака наметился переход к эпосу. Написаны поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год»,  «Лейтенант Шмидт», «Воздушные пути», роман в стихах «Спекторский», в  которых поэт размышляет о драматической судьбе личности в революции. Вторая половина 20­х и первая половина 30­х годов – зенит литературной  славы молодого Бориса Пастернака. Издательства охотно печатают его  книги, пресса помещает на них благожелательные рецензии, мягко журя  поэта за «трудность формы»; но признавая его огромный талант. Но в то же  время начало 30­х годов было окрашено для Бориса Пастернака в страшные трагические тона, как бы предвещавшие в дальнейшем то множество  ударов, потрясений и потерь, которые ему предстояло вынести.  Тяжелейшим ударом явилось для него самоубийство Маяковского. Эта  утрата сгустила мрак и чувство безысходности, которые одолевали его в  последнее время. В 1930­1931 годы Пастернак создает книгу «Второе рождение», в которой  пытается взглянуть без пелены «на жизнь страны, прочесть ее завтрашний  день».  В то же время «Второе рождением ­ это поэтическая летопись  зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну  Нейгауз. Любить иных ­ тяжелый крест,  А ты прекрасна без извилин, 6 И прелести твоей секрет  Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов  И шелест  новостей и писем.  Ты из семьи таких основ, Твой смысл, как воздух, бескорыстен   Это ­ о ней, вдохновительнице, друге, жене. Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так, что красавица, пианистка, она,  защищая интересы Пастернака, вынуждена была заниматься «прозой  жизни», домом, семьей.   В 1930 году в своем письме к жене Пастернак  признавался: « Какая может быть безысходность, когда жизнь никогда не  была для меня таким большим, таким прекрасным, таким  облагораживающим выходом, как Вы».  Начиная с 1936 года поэт живет в подмосковном поселке Переделкино, и  его работа носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он  пишет стихи и прозу, переводит стихи ряда грузинских, английских,  французских поэтов, пьесы Шекспира, «Фауста» Гете.     Слайд 25 (Песня «Никого не будет в доме») Нарастающая волна репрессий вызвала в Пастернаке чувство «исторической порчи», которое привело его к почти полному разрыву с официальной  литературной средой. Слайд 27  Б. Пастернак на съезде писателей В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он  провозгласил свой жизненный принцип: « Не жертвуйте лицом ради  положения». С осени 1936 года против поэта стали выдвигаться  недвусмысленно угрожающие политические обвинения. Борису Пастернаку  давали понять, какая участь его ожидает. Слайд 28  Портрет Б. Пастернака Ведущий 1   Говорят, когда Сталину доложили, что арест Пастернака  подготовлен, « лучший друг писателей» вдруг продекламировал: « Цвет  небесный, синий цвет…», а потом изрек: « Оставьте его, он – небожитель. Слайд 29  Портрет Б. Пастернака (Стихотворение «Цвет небесный, синий цвет» в исполнении автора) 7 Ведущий 2   В начале Великой  Отечественной войны Пастернак проходил  курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт Слайд 30 Дом в Чистополе, где жил Пастернак но был эвакуирован с семьей в город Чистополь, где жили в ту пору и  другие писатели. Слайд 31 Писательская бригада на фронте В 1943 году с бригадой, в которую' входили многие известные писатели,  Пастернак ездил на фронт, В результате этой поездки были написаны  очерки в прозе и большой цикл стихотворений. Слайд 32 Б.  Пастернак на фронте. 1943 г. Поэт пишет стихи о тружениках войны «Смерть сапера», «Разведчики»,  «Победитель» и другие. Слайд 33  Портрет Б. Пастернака Вы помните еще ту сухость в горле,  Когда бряцая голой силой зла,  Навстречу нам горланили и перли  И осень шагом испытаний шла? Но правота была такой оградой,  Которой уступал любой доспех.  Bсe воплотила участь Ленинграда, Стеной стоял он на глазах у всех. И вот пришло заветное мгновенье:  Он разорвал осадное кольцо.  И целый мир, столпившись в отдаленьи  В восторге смотрит на его лицо, Как он велик! Какой бессмертный жребий!  Как входит в цепь легенд его звено!  Все, что возможно на земле и в небе,  Им вынесено и совершено. Ведущий 1   В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах, в 1945 ­  8 «Земной простор», в котором наметился отход от прежней поэтики,  стремление к классически ясному стилю. Пастернак ­ живописец в поэзии.  Его стихи ­ живое письмо, обладающее цветом, вкусом, звуком... В 50­е  годы поэт переживает глубокий кризис. Именно в то время его уже,  наверное, стало тяготить сознание, что он вот так и проживет свою жизнь  всеми забытым, безвестным отшельником. Временами он, вероятно,  стыдился этих своих тайных подспудных желаний, «вытеснял» их, гнал от  себя прочь. В это время Пастернак создает стихотворение, в котором  именно себе внушает, именно себя уговаривает: Слайд 34 Портрет Б. Пастернака (Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво») Быть знаменитым некрасиво.  Не это подымает ввысь.  Не надо заводить архива  Над рукописями трястись. Цель творчества ­ самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства  Так жить, чтобы в конце концов  Привлечь к себе любовь пространства,  Услышать будущего зов» И надо оставлять пробелы  В судьбе, а не среди бумаг,  Места и главы жизни целой   Отчеркивая на полях. И окунуться в неизвестность,  И прятать в ней свои шаги,  Как прячется в тумане местность,  Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу  Пройдут твой путь за падью пядь,  Но пораженья от победы  Ты сам не должен отличать, И должен ни единой долькой  9 Не отступаться от лица,  Но быть живым, живым и только,  Живым и только до конца. Ведущий 2   Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В 1922 году в альманахе «Наши дни» была напечатана повесть «Детство  Люверс». После войны Пастернак решает вернуться к давно задуманному роману в  прозе. Большое произведение под предварительным названием «Мальчики и девочки» было начато зимой 1945 ­46 года. И завершено в 1956 году. Слайд 35 В окончательном варианте роман был озаглавлен «Доктор Живаго». Само  это произведение ­ духовная автобиография Пастернака, написанная с  предельной откровенностью. В центре романа ­ образ интеллигента Юрия  Живаго, стоящего на трагическом распутье между личным миром и  общественным бытием. Новаторство, моральная и интеллектуальная сила  этого произведения в том, что оно содержит в себе не прозаическое, а  поэтическое отношение к действительности, колебания и сомнения  русского интеллигента. Слайд  36 Песня на стихотворение «Гамлет» из поэтической тетради Юрия Живаго Ведущий 1   Предполагалось, что роман «Доктор Живаго» будет  печататься в журнале «Новый мир» и выйдет отдельной книгой. Однако  «Новый мир», обосновав свое мнение коллективным письмом, подписанным известными писателями, отказался публиковать роман. В то же время  пришло предложение из Милана об издании романа в Италии. Пастернак  был рад этому предложению и в 1957 году «Доктор Живаго» вышел на  итальянском языке. Ведущий 2   Хотя роман уже появился на Западе, официально о нем в  нашей стране молчали, Однако Пастернак уже жил в ожидании бури, а  может быть и расплаты. Слайд  37 В 1958 году «за значительные достижения в современной лирической,  поэзии, а также за продолжение традиции великого русского эпического  10 романа» Борису Леонидовичу Пастернаку была присуждена Нобелевская  премия. Поскольку считалось, что премия присуждена именно за  «диссидентский» роман «Доктор Живаго», не опубликованный на родине  автора, ее присуждение вызвало шквал возмущения советских властей и  литературных кругов. Пастернаку было предложено покинуть пределы  СССР. Все это заставило писателя отказаться от награды.  В телеграмме,  посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: « В силу того  значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к  которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не сочтите за  оскорбление мой добровольный отказ». Ведущий 1   В своем письме на имя Хрущева Пастернак так ответил на  предложение покинуть страну: «Покинуть Родину для меня равносильно  смерти». Я связан с Россией рождением, жизнью и работой». Лучше всего  свое настроение после публикации романа, принудительного отказа от  Нобелевской премии и исключения из Союза писателей Пастернак выразил  в стихотворении «Нобелевская премия»; Я пропал, как зверь в загоне.  Где­то люди, воля, свет,  А за мною шум погони.  Мне наружу хода нет.. Темный лес и берег пруда,  Ели сваленной бревно.  Путь отрезан отовсюду,  Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость,  Я, убийца и злодей?  Я весь мир заставил плакать  Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба.  Верю я, придет пора,  Силу подлости и злобы  Одолеет дух добра. Ведущий 2   Но судьба книги была предрешена на 30 лет вперед. Спустя  более чем четверть века роман «Доктор Живаго» был напечатан в журнале  «Новый мир». Слайд 38 11 А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую медаль  сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых. Слайд 37 Борис Пастернак умер 30 мая I960 года от рака легких. Он был похоронен в Переделкине, где жил многие годы. На его смерть Анна Ахматова написала  стихотворение «Памяти поэта»: Слайды 39,40 Умолк вчера неповторимый голос,  И нас покинул собеседник рощ,  Он превратился в жизнь дающий колос  Или в тончайший, им воспетый дождь.  И все цветы, что только есть на свете,  Навстречу этой смерти расцвели.  Но сразу стало тихо на планете   Носящей имя скромное Земли. Слайды 41, 42,43 Ведущий 1   Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно так,  как ему хотелось: « ни единой долькой не отступаясь от лица». Имя его  навсегда останется в истории русской литературы: людям всегда будут  нужны его одухотворенные, чудесные и полные жизни лирика и проза. У  Бориса Леонидовича учились и учатся многие писатели и поэты. Недаром  именно к нему обращены строки Евтушенко: Слайд 44 Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье лета, Сраженье запахов, теней С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело. Чтоб вовек твоя свеча во мне горела 12

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)

Разработка урока по литературе «Быть знаменитым некрасиво» по творчеству Б.Пастернака (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017