Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
22.11.2017
Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)
Разработка урока представлена для школ с русским языком обучения. Содержит варианты примерных ответов учащихся, образец заполнения таблицы, приложения. Кроме того, в ходе урока учащиеся будут неоднократно обращаться к литературному произведению, что даст возможность глубже понять особенности текста и более широко раскрыть тему произведения.Разработка урока литературы в 9 классе, по теме: "В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)"
Жуковский Светлана Microsoft Office Word (2).docx
Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Цель:  формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; развивать умение строить логические рассуждения и делать выводы,   работать   в   группе,   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации;   воспитывать   уважение   к   Отечеству,   его   культуре;   формировать коммуникативную компетентность в учебном сотрудничестве. Ход урока 1.Организационный момент.  ­ сообщение темы и целей урока (слайд 1) ­ ознакомление с эпиграфам урока «Его стихов пленительная сладость    Пройдет веков завистливую даль…» (слайд 2) 2. Вступительное слово учителя. Баллада «Светлана» получила самое широкое признание сразу же после публикации в 1813 году.  В. Г. Белинский  спустя   десятилетия   отмечал:   «„Светлана“,   оригинальная   баллада Жуковского,  была   признана  его   шедевром,  так  что  критики   и  словесники   того  времени титуловали Жуковского певцом Светланы». Строки из баллады становились  эпиграфами бессчётное   число   раз,   а   реминисценции   обнаруживаются   во   многих   литературных произведениях последующих лет. Этой участи не миновал в том числе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (автор, например, проводил параллели в характере Татьяны, главной героини романа,   и   Светланы   Жуковского).   В  1820   году  баллада   вошла   в   «Учебную   книгу   по российской словесности», составленную  Н. И. Гречем, и с тех пор прочно обосновалась в качестве хрестоматийного, обязательного для изучения текста Успех баллады был обусловлен как романтизированной народностью, национальным колоритом,   проявившимися   через   тему   святочных   гаданий,   так   и   органичным   образом главной героини.  ­ Прослушивание актерского чтения в аудиозаписи (А.Покровская) 3.Изучение новой темы.  ­ Баллада – это… (слайд 3) ­ Основные признаки баллады: (слайд 4)  Наличие фабульной основы, сюжета (Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация  Развязка ). Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет.  Символический характер пространства и времени. Непредвиденное вмешательство  сверхъестественных, роковых сил. Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного  начала. Моралистический итог.  ­ Кто главная героиня баллады? ( Светлана)  (слайд 5) Сообщение учащегося об истории имени Светлана Светлана в балладе — почти бездействующий персонаж,  она пассивна и трепетно боязлива,   но   при   этом   мила   и   прелестна.   Она   лишь   переживает   происходящее   с   ней   и неспособна на решительные действия, но пленяет читателя своей робостью и смирением. Её пассивность   оттеняется   активным   авторским   отношением   к   героине —   Жуковский   не скрывает, что он Светлану любит, выражая тёплое участие и сердечное сочувствие к ней; и эти чувства легко передаются читателю  ­ Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. (молчаливая, грустная, милая, одинокая) Найдите в тексте её описание. («Молчалива и грустна  Милая Светлана»;  «Вот красавица одна» «Я с тобой, моя краса») ­ Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. « Улыбнись, моя краса» О! Не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца) ­ Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады.  Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №1) (Слайд № 6) 4. Рефлексия. ­ докажите, что произведение «Светлана» можно назвать балладой. ­ можно ли сказать, что героиня Светлана – воплощение идеала женщины? Докажите  свою мысль, приведите примеры. (Образ главной героини создан по принципам народных представлений о морали, переданных   в   фольклорных   произведениях.   Смиренная,   робкая,   любящая,   милая   и верная   —   с   поправкой   на   романтизированную   народность   стиля   баллады   Светлана вполне соответствует облику красной девицы из песни или сказки. Повествователь   симпатизирует   очаровательной   героине:   самым   страшным испытанием для нее становится кошмарный сон, да и в нем девушку защищает чудесный помощник   —   «белоснежный   голубок».   Финальная   строфа   баллады   звучит   как благословение.   Повествователь   желает   Светлане   радостной   беспечальной   судьбы, призывая божественное начало в покровители героине, искренней в своей вере). 5. Домашнее задание (слайд 7)  ­ Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:  1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем? (прослушивание аудиозаписи) 2.     Почему   автор   назвал   балладу   «Светлана»?   О   чём   говорят   последние   строчки произведения? 6. Подведение итогов ­ оценивание учащихся; ­ незаконченное предложение Уходя с урока, я хочу сказать… Уходя с урока, я хочу всем пожелать… Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить… Было бы хорошо, если бы… Мне очень жаль… К жизни надо относиться… Приложение №1, Приложение №2 Таблица Схема баллады 1. Светлана  гадает. 2. Сон  Светланы. Звукопись Цветопись звук 1) «Мертвое  молчание»; 1)треск; 2)крикнул  жалобно; 3) стук; источник 1) огонёк; 2) сверчок; 3)замок   (кто­то) источник 1) свечка; цвет 1)«чуть лиет  сиянье»; 1) блеск; 3)глаза           (кого­то); 3. Поездка с  незнакомцем. 4. Приезд в  «Божий  храм». 1)пышут  ноздрями; 2)   «поднялася»; 1) «двери  отворились»; 1) кони; 2) вьюга; 1) ветер; Состояние Светланы «Робость в  ней волнует  грудь» «Страх  туманит очи», «Чуть  Светлана  дышит».  «Занялся от  страха дух». «Сердце  вещее  дрожит» 1)чуть  «блестят»; 2) бледен и  унылый; 1) поляны; 2) «милый» ; 1)яркий свет; 2) чёрный; 3)«бледен»; 1)«паникадил»; 2) гроб; 3) «друг»; «Пуще девица дрожит» 5. Дорога к  избушке. 1)«метелица»; 2) каркает; 1)«кругом»; 2) ворон; 1) чёрный; 2) брезжит; 1) «вран»; 2)огонёк; 6. В избушке. 1) мертвец; 1)всё утихло; 2) «страшное  молчанье»; 3) стон; 7.  Пробуждение от сна. 8. Обращение автора. 1)петух; 2)  колокольчик ; 1)«шумно  бьёт  крылами»; 2) гремит; « В ней душа как ясный день; Ах! Да пронесется» 1)«слабо  тлится»; 2)бело­ снежный; 3) мрачнее  ночи; 1) светит; 2) блестит; 3) алеет; 1) свечка; 2) «голубок»; 3) лик мертвеца; 1) луч (денницы); 2)снег; 3) пар; «Будь вся жизнь её светла» «В страшных  девица  местах» «Девица  дрожит» «Светланин  дух смутен  сновиденьем» « Улыбнись  моя краса» Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы звук источник цвет источник 1. Светлана  гадает. 2. Сон  Светланы. 3. Поездка с  незнакомцем. 4. Приезд в  «Божий храм». 5. Дорога к  избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение  автора.

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)

Разработка урока по литературе на тему: " В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)" ( 9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017