Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лесков.docx
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова" Цели и задачи: расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова; формирование  навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений находить в словаре нужное  значение; развитие монологической речи учащихся, заинтересовать учащихся ,  необычностью повествования, воспитание любви к слову, к народной речи героев. 1. Организационный момент Сообщение темы и цели урока. 2. Ход урока Подготовка к восприятию.  1)Краткие сведения из биографии Н.С. Лескова. Выступает подготовленный ученик. слайд 1 Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих самый  национальный писатель России. Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово  (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провел в родовом имении в Орле. В 1839 семья  Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество  писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе. С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1948 году он потерял отца, а  их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на  службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через  год был переведен в казенную палату Киева. Там он проживал у своего дяди С. П.  Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете,  увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно­философские  кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к  украинской культуре. В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к А. Я. Скотту – английскому  мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрел огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые как публицист  он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя  литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках».  Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были  пропитаны искренним участием к нуждам народа.  В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и  неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с  революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после  знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870­1880 годов появилась и национально­ историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей охудожниках. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в  рассказе «Левша». Умер писатель 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге. 2)Слово учителя. История создания "Левши". слайд 2 Повесть Николая Лескова была написана и опубликованная в 1881 году. Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о  тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием  впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании  повесть сопровождалась предисловием: "Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то  есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья  легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней  изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли  победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая  секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по  тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру­ реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был  ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал  государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил  канареек. Люди к нему относились с почтением." Произведение Лескова является авторским вымыслом.  Сам Николай Семенович определил жанр своего произведения как сказ. Что же это такое? Сказ ­ принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа­ рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.  Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом  речи.слайд 3 Восприятие. А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем  лексические особенности. Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем ­ это  междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. Значение слова Междоусобный по Ефремовой: Междоусобный ­ 1. Соотносящийся по знач. с  сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.  В словаре Ожегова находим значение слова ­ (обычно о старине, далеком  прошлом) несогласие, раздор между какими­нибудь общественными группами в  государстве. Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить  значение? Для этого  познакомимся с понятием народная этимология.Народная этимология — ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под  влиянием просторечия; в дальнейшем может восприниматься также и литературным  языком. слайд 4 Давайте поразмышляем на основе каких ассоциаций могло возникнуть это слово. Ответы учеников : междоусобные разговоры ­ разговоры между собой. А теперь вы самостоятельно начнете составлять толково­этимологический словарь.  Тетрадь разделить на 2 колонки, в первую записывать слова, имеющие определение в  толком словаре, во вторую ­ не имеющие. (Класс можно разделить на 2 группы, одна  работает по 1 главе, другая по второй. Работать детям лучше в парах, используя  мобильный интернет и интернет­словари) Анализ. Далее идет проверка работы и совместное составление словаря.(слайд 4,5) Перед написанием толкования слова детям предлагается подумать из каких слов могли  образоваться новые понятия. Интерпритация. Беседа по вопросам: ­  Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов? Предполагаемый ответ: Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет  иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический  смысл в духе народного понимания. ­ Какой вы находите речь героев? Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за  счет широкого употребления слов народно­этимологического происхождения. 3.Итог урока. Рефлексия. Продолжить предложения. ­ Я познакомился с.....(творческой биографией Н.С. Лескова) ­Я узнал об ....(истории создания "Левши") ­ Я запомнил новые термины...(сказ, народная этимология) ­ Особенно понравилось.. 4.Домашнее задание. Продолжить составление словаря по следующим главам.Рекомендации к последующим урокам. 1)Урок № 2 можно начать с проверки усвоения значения новых слов. Указать номера слов, толковании которых есть ошибка. 1)провожатые ­ Тот, кто сопровождает кого­нибудь 2) шабаш ­ Довольно, кончено, баста. 3) нимфозория ­ вид инфузорий, одноклеточный организм 4) деньщик ­ дневной дежурный. 5) ажидация ­ агитация 6) Складень ­ складная икона 7)Керамиды ­ египетские пирамиды. Соотнесите слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании  лексического значения слова. Керамиды Мерблюзьи монтоны НимфозорияСкладень. пистоля Чтобы усложнить задание, в правой колонке можно не давать слова, а попросить учащихся  подобрать их самим.  2) В качестве домашнего задания можно дать составление кроссворда. 3)На уроке № 3 для закрепления знания новых слов можно разгадать пару наиболее  удачных кроссвордов. Кроссворд. Образец. Работа Водопьяновой Юлии (6 класс 2015 год) Вопросы:1. Этот вид одежды изготавливали из верблюжьей шерсти 2. Как называлось море, по которому плыл на корабле Левша? 3. Музей, собрание редкостей 4. Значение этого слова объясняется как смутить, поставить в неловкое положение. 5.Прибор для разглядывания мелких предметов 6.Так называется продовольственный склад. 7.Определение носа с горбинкой 8. Они являются главной достопримечательностью Египта 9.В тексте синоним к слову ожидание. 10 Название винного напитка. 4) После более подробной беседы о жанре сказа, дать детям творческое задание,  придумать свой сказ. Пример работы ученицы 6 класса. Сказ о том, как бабушка посетила соревнования по художественной гимнастике. Раз   позвонила   моей   соседке   внучка   в   деревню   по   сотелю   (сотовый   телефон)   и пригласила   на   свое   выступление   по   художественной   гимнастике.   Она   у   нее групповичка(выступает  в групповых  упражнениях).  Бабуля  отправилась  на  железку  (на железнодорожную станцию), взяла билет и поехала в город Нижний Новгород. Внучка её выступала в Училище олимпийского запасу(резерва). Зашла бабуля в зал, народу тьма тьмущая. Присела и стала выжидать(ждать). Вот вышли девчонки в ярких, красивых   нательниках   (купальник   на   тело),   на   лице   раскрас,   как   у   Сережи   Зерского (Зверева).   Заиграла   музыка.   Девочки   стали   выполнять   разные   закидушки   (закидывать высоко ноги, за уши), подбрасывать вверх булавы. У бабули аж дух захватило. Номер выполнили безушибочно (без ошибок и падений). Одержали победу. Радости не было предела, гордится  бабуля своей внучкой! работу выполнила Царева Валерия (6 класс).

Посмотрите также