Педагогические цели: способствовать формированию представления о появлении сказок, их рождении; создать условия для развития умения пересказывать сказку по плану, высказывать свое мнение.
Планируемые результаты образования.
Предметные: подробно пересказывают текст сказки по плану; воспринимают на слух рассказ учителя.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; объясняют, почему конкретные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; работают по предложенному учителем плану; выставляют оценку своей работе.
Познавательные: общеучебные – ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из художественного текста; логические – овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; осознанно читают вслух и «про себя».
КАК СКАЗКИ СКАЗЫВАЮТСЯ
П е д а г о г и ч е с к и е ц е л и : способствовать формированию представления
о появлении сказок, их рождении; создать условия для развития умения
пересказывать сказку по плану, высказывать свое мнение.
Планируемые результаты образования.
Предметные: подробно пересказывают текст сказки по плану; воспринимают
на слух рассказ учителя.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;
объясняют, почему конкретные поступки можно оценить как «хорошие» или
«плохие» с позиции известных и общепринятых правил.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД).
Р е г у л я т и в н ы е : понимают выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале; работают по предложенному учителем плану; выставляют
оценку своей работе.
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – ориентируются в тексте; извлекают
необходимую информацию из художественного текста; логические – овладевают
навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют
их значение разными способами; устанавливают причинноследственные связи.
К о м м у н и к а т и в н ы е : оформляют свои мысли в устной форме (на уровне
предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других;
осознанно читают вслух и «про себя».
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
С ц е н а р и й у р о к а
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай!
Глазки дружно закрывайте –
Сказку в душу пропускайте.
II. Проверка домашнего задания.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я в тетради (с. 2, з а д а н и е 3).– Перескажите сказку по плану:
1. Братья отправляются в путь.
2. Первый бой Ивана.
3. Второй бой Ивана.
4. Третий бой и победа.
ЧАЧАЧА
Чачача,
(Три хлопка в ладоши.)
Печка очень горяча!
(Четыре полуприседа.)
Чичичи,
(Три хлопка над головой.)
Печет печка калачи!
(Четыре прыжка на месте.)
ЭЙ, КУЗНЕЦ!..
Эй, кузнецмолодец,
Захромал мой жеребец.
(Шагают, припадая то на одну,
то на другую ногу.)
Ты подкуй его опять!
– Отчего ж не подковать?
(Разводят руки в стороны.)
Вот гвоздь, вот подкова –
Раз, два – и готово!
(Ударяют кулаками перед собой
в воздухе на каждое слово.)
III. Постановка проблемы.
– Мы все прочитали одну и ту же сказку, а одинаково ли рассказали ее
разные ученики?
– Подберите к слову «сказка» родственные слова. (Сказка – сказывать,
рассказывать).
– Как же сказываются сказки?IV. Открытие учениками нового знания.
– Значит, сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чемлибо
интересном как для исполнителя, так и для его слушателя. Но всякий ли
интересный рассказ является сказкой? (Предположения учащихся.)
– Народ в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказок: «Не
рассказывай сказки!», «Все это – сказки!». О чем это говорит? (О том, что
сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут,
они невероятны, фантастичны.)
– Вспомните и приведите примеры таких невероятных событий. (Например,
Лиса учила Волка хвостом ловить рыбу.)
– Кто же создает сказки? В старину создателями сказок были их исполнители
– многие и многие безымянные сказочники. Народная сказка, в отличие от
литературной, всегда рассказывалась, а не читалась. В исполнении разных
сказочников сказки полностью совпасть не могут. Даже один сказочник одну и
ту же сказку не сможет повторить слово в слово.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– А как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»? (Высказывания учащихся.)
– Часто в сказках «ложь» оказывается самой настоящей правдой: она учит нас
быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и
льстецов, учит нас честности, преданности, смелости, коллективизму.
(Приводят примеры сказок под руководством учителя.)
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
– О чем еще хотели бы узнать?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке? Что получилось лучше всего?
Над чем нужно работать больше?
О ц е н к а своей работы на уроке.