Разработка урока по литературному чтению "М. Пришвин "Недосмотренные грибы"""" 2 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
14.02.2018
Данная тема изучается во 2 классе по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: расширить и углубить знания обучающихся о творчестве М.Пришвина. Развивать умение работать с текстом, навыки чтения, воспитывать любовь к природе.Для повторения и закрепления материала были использованы следующие методы:
1.По источникам знаний:
-Словесный
-Наглядный
- Практический
2.По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе:
-метод проблемной ситуации
-репродуктивный
Тема урока.docx
Тема урока: М.Пришвин «Недосмотренные грибы»
Цели урока: расширить и углубить знания обучающихся о творчестве М.Пришвина.
Развивать умение работать с текстом, навыки чтения, воспитывать любовь к природе.
Задачи урока: 1. Ознакомить детей с биографией и творчеством М. Пришвина (рассказ
«Недосмотренные грибы»)
2. Развивать навыки беглого, осознанного чтения, умение работать с
текстом
3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение применять
полученные знания на практике
Знания, умения и навыки, которые актуализируют , закрепят ученики в ходе урока: знания
биографические данные из жизни М. Пришвина, грибы родного края, их описание;
умения – работать с текстом: чтение наизусть, последовательное чтение,
выборочное чтение, находить отрывки описательного характера, восстанавливать текст,
сравнивать его с учебником;
навыки – ориентироваться в многообразии грибов, правильно собирать грибы.
Ход урока.
1. Орг. момент
Ребята, сегодня у нас необычный день. У нас на уроке присутствуют гости.
Поприветствуйте их, пожалуйста, и начнём работать.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения, загадок.
Кто выучил стихотворение Николая Рубцова «У сгнившей лесной избушки»?
Спрашиваю одного ученика.
Кто расскажет это стихотворение ещё выразительнее?
Кто сможет рассказать это стихотворение, выделяя голосом слово «волнушки»?
Что значит слово «волнушка»? (название гриба)
Какие загадки о грибах вы сочинили дома? (Ответы детей)
3. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, а вот куда отгадайте сами.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Постановка учебной задачи. Зимою согревает. (Лес)
И так, отправляемся в осенний лес.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Чем радует человека осенний лес?
Интересно, а все ли грибы собрали в этом лесу? Поднимите руки, кому интересно
остались грибы в этом лесу или нет?
Сегодня на уроке мы узнаем ,какие грибы остались в этом лесу недосмотренными,
прочитав рассказ М. Пришвина, который так и называется «Недосмотренные
грибы»
4. Актуализация знаний
– Как вы думаете, почему Михаилу Пришвину тоже стало интересно, остались ли в
лесу недосмотренные грибы?
(М. Пришвин любил природу, любил наблюдать за всем, что происходит вокруг
него, и не только наблюдать, но и исследовать.)
Предлагаю тоже провести исследование и узнать, почему грибы остались
недосмотренными?
Как понять «недосмотренные грибы»?
5. Первичное усвоение новых знаний.
С биографией этого писателя нас познакомит Истомин Егор.
Михаил Пришвин – выдающийся русский писатель. М.М.Пришвин родился 4 февраля
1873г.в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Жилось его
семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми.
С 1883г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость
учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893г.
Пришвин поступил на химикоагрономическое отделение института.
В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение
Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.
В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917г он
вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской
школе, библиотекарем, даже был директором школы.
К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация
появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая
детская книжка «Матрёшка в картошке».
В начале 1930х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие
звери»,
Умер 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Выставка книг М. Пришвина
Эти книги М. Пришвина есть в нашей школьной библиотеке. И я советую вам их
прочесть.
Работа над текстом
И так, ребята, начинаем наше исследование с чтения рассказа.
Словарная работа.
В рассказе встретятся незнакомые слова. Сейчас Игошин Кирилл найдёт
толкование некоторых слов (бродя и панталоны)в толковом словаре в Интернете,
а слова (изредка) Минаев Матвей найдёт в книге « Школьный толковый словарь
русского языка.»
Весь класс работает по карточкам на доске.
Бродя
панталоны
изредка
Ребята, а вы как думаете, что означают эти слова? (Размышление детей)
Бродя (идя тихо или с трудом.)
Панталона – ( брюки).
Изредка – (иногда, не часто.)
А теперь сравним наши ответы.
(Читает учитель)
Какую картину вы себе представляли? О чём задумались, когда слушали?
Какие грибы увидел автор в лесу?
7. Чтение произведения по цепочке.
Теперь вы прочитаете этот рассказ по одному предложению последовательно друг
за другом и запомните, какой из грибов является ядовитым для людей?
Можно ли тогда уничтожать мухоморы?
Почему?
8. Беседа по содержанию.
С каким чувством говорит поэт о родной природе?
«На склоне дня…» . Как можно сказать подругому?
9. Моделирование обложки. (Работа в парах)
Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе лежат белые листочки. На
этих листочках смоделируйте обложку для этого произведения. (Проверяем по
слайду)
Почему выбрали прямоугольник? ( рассказ)
Почему зелёного цвета? ( о природе)
10.Беседа про грибы. Какие грибы можно встретить в лесу поздней осенью? (Ответы детей)
Отгадайте загадки:
Этот гриб живет под елью,
под ее огромной тенью.
Мудрый бородачстарик,
житель бора ... (боровик) (сообщение Щербина Никита )
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут ..(волнушки) (сообщение Забродина Лена )
В белую крапинку красный колпак
Взял и надел среди леса чудак.
Мухи боятся того колпака,
Все сторонятся того чудака. (Мухомор) (сообщение Быков Ярослав )
Скользок постреленок —
В масле он с пеленок. (Масленок) (сообщение Федотов Данил )
Разноцветные шляпки —
Дар лесных белоснежек —
Собирают в охапки
Для грибных сладкоежек. (Сыроежки) (сообщение Белендир Богдан )
У тенистого лога
Вырос грибнедотрога:
Чуть нажмешь на бочок
Глядь, уже синячок. (моховик)
11. Выборочное чтение.
А сейчас мы найдём в тексте, как сам автор описывает эти грибы.
Волнушка, маслёнок, моховик, сыроежка, мухомор.
12.Работа в группах.
Ребята, а сейчас поработаем в группах. Встали. Каждая группа получает листочки.
На каждом листочке своё задание. Прочитайте , обсудите и приступайте к работе.
Собери пословицы:
Возле леса жить — клади их в лукошко, пускай дышат немножко.
Ягоды любят день, грибы без добычи не останется.
Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро – голодному не быть.
Кто любит земле кланяться — ночь и тень. Запишите родственные слова:
Гриб
Осень
Разделите грибы на две группы:
боровик, лисички, мухомор, волнушки, бледная поганка, ложные опята, сыроежки,
рыжики, маслята.
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ
(Звучит музыка Чайковского «Осенняя песня»)
Проверяем.
13.Подведение итогов.
С каким произведением мы познакомились? Оно вам понравилось?
О чем жалеет автор?
14. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Рефлексия
А теперь мы узнаем, какое настроение у вас после этого урока. С каким настроением мы
возвращаемся из леса?
У вас на столе лежат грибочки, оцените свою работу на уроке и положите улыбающийся
грибок в одну корзину, а грустный в другую.
15. Домашнее задание по выбору:
1. С. 108109 читать, вопрос 4.
2. Найди интересную информацию о грибах и подготовь рассказ.
3. Сочини рассказ на тему «Грибная история.
16. Оценки.
Разработка урока по литературному чтению "М. Пришвин "Недосмотренные грибы"""" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению "М. Пришвин "Недосмотренные грибы"""" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению "М. Пришвин "Недосмотренные грибы"""" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению "М. Пришвин "Недосмотренные грибы"""" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению "М. Пришвин "Недосмотренные грибы"""" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.