Разработка урока по музыке (4 класс) «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»
Оценка 4.6

Разработка урока по музыке (4 класс) «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
31.10.2018
Разработка урока по музыке (4 класс) «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»
Презентация к уроку
Урок музыки.doc

План-конспект урока музыки

в 4 классе

 

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Я думаю, что мы сегодня с вами подружимся. Но сначала нам надо познакомиться.

- Если я вам говорю, Здравствуйте, вы мне отвечаете __________________.

- Если я вам говорю Привет.

- Дай мне на вопрос ответ?

- Скажи мне как тебя зовут?

- А меня зовут Людмила Алексеевна.

- А дальше, ребята, повторяйте за мной движения.

                     В небесах вспыхнули

                     Звёздами слова

                     Я плюс ты друзья

                     Мы одна семья (слайд 2)

- А поможет нам поприветствовать друг друга музыка.

- Замечательно. Я рада, что нам песня помогла познакомиться и подружиться.

 

- «Через напевы слышится душа народа». Это слова великого русского композитора М.И. Глинки. И это высказывание – эпиграф к нашему уроку.

- А как вы понимаете эти слова, можно ли при помощи музыки узнать о культуре других народов?

- Каким образом? Как мы это сделаем?

- Совершенно верно, я с вами согласна, но куда приятнее побывать в гостях у других народов и послушать их родные напевы.

- А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие. Путь будет не близким. На чем мы доберемся быстрее всего? На каком виде транспорта? (Самолёт) (слайд 3)

- Что нужно сделать, что бы самолет заработал.

I группа – мотор, двигатели

II группа – турбины

(Распеваемся)

- Самолет взлетел.

- Разрешите мне сейчас назначить командира корабля.

- У кого самый громкий голос?

- Командиром будет ________________________.

- Твоя задача командовать «Пристегнуть ремни». Пробуй.

- И так команда готова.

- Командуй, заработали моторы, турбины. Ребята мы летим.

- В мир какой музыки мы с вами попали? (Слайд 4)

- Я думаю, многие догадались.

- Правильно. Мы попали в удивительный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена!

- Этот мир пахнет сладостями, фруктами, пряностями, ароматом экзотических цветов!

- Этот загадочный мир привлекал русских поэтов, писателей, композиторов.

- Увлек Восток и русского композитора И.А.Римского - Корсакова. Догадались, какая будет тема урока? (слайд 5)

Музыка Востока в творчестве Н.А. Рим. – Кор. (Записать тему в буклет)(Слайд 6)

- Подумайте: есть ли в названии темы какое-то противоречие или проблема, которую нам следует разрешить. Какое противоречие вы здесь видите? (Русские композиторы писали только русскую музыку, а здесь восточная.)

- Вот оно противоречие, вот она проблема, которую нам надо решить.

- Что привлекло Р-К в музыке Востока, какое таинственное очарование хотел донести до нас композитор?

- Сейчас, ребята, в процессе урока попробуем это выяснить.

- Какие музыкальные действия нам надо совершить?

1. Послушать музыку.

2. Сравнить.

- Проведем исследование. Попробуем выделить особенности восточной музыки, при этом сравнив ее с русской музыкой.

- Многие русские композиторы писали русскую музыку, но ярче всего восток заиграл в творчестве Р.-К.

- Р.-К. родился 6 марта 1844 г. в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Когда композитор был такой маленький, как вы, он увлекался морем, читал книги про мореплавателей, а став морским офицером, он отправился в кругосветное плавание, где побывал в разных странах, узнал о культуре других народов и, особенно, его заинтересовал Восток. Поэтому восточные мотивы были ярко выражены в его творчестве. Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада». (Слайд 7)

- Ребята, что же означает слово «сюита»?

- Сюита – музыкальный жанр, который имеет 1-главную музыкальную тему и сопровождает ее несколько разнохарактерных пьес, но все они связаны с главной темой, с темой нашей рассказчицы Шахерезады. Схема будет выглядеть так.

- Сюита «Шахерезада» была создана по мотивам знаменитых арабских сказок «1 000 и одна ночь», где прекрасная Шахерезада рассказывает могущественному и суровому султану по имени Шахрияр сказки. Сборник восточных сказок не зря называется «1 000 и одна ночь» - в течение этого времени прекрасная Шахерезада рассказывала свои сказки Шахрияру.  Вот как об этом рассказал в программе к сюите сам композитор Н.А. Р-К. «Много чудес рассказала Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». (Слайд 8)

- Послушайте тему Шах, и попробуйте определить по характеру музыки: какая она, восточная героиня? (слайд 9)

- Какому инструменту симфонического оркестра композитор дал тему Шахерезады? (Скрипка)

- Эту тему исполняет главный скрипач оркестра. Вы, наверное, слышали такое выражение – первая скрипка. Роль такой первой скрипки обычно доверяют самому лучшему скрипачу, это очень ответственно – быть первой скрипкой.

- Послушайте ещё раз и подумайте. Какой темп? Быстрый или медленный? Почему композитор взял медленный темп?

 

- Компьютер нам представляет музыкальные звуки графически в виде осциллограммы. И не слушая музыку, по осциллограмме можно определить какая мелодия: быстрая, медленная, спокойная. Какая осциллограмма подходит музыкальной теме «Шахерезада»? (Слайд 10)

- Вот наша героиня. (слайд 11)

- Сейчас я вам сыграю мелодию Шахерезады на инструменте. А вы при помощи руки попытайтесь ее нарисовать. А теперь то, что вы нарисовали рукой, изобразим графически в буклете. Молодцы.

- На доске графическую линию изобразит ________________. Какая линия получилась? (волнистая, узорчатая, гибкая)

- Давайте послушаем русскую народную песню на русском народном инструменте. (Балалайка)

- Давайте споем русскую народную песню «Во саду ли в огороде» - слова в буклете.

- Рисуем графически мелодию в буклете, потом на доске. (плавная, протяжная)

- Посмотрим, чем отличаются эти мелодии.

Русская – плавная

Восточная – извилистая

- Особенности узорчатой, извилистой, гибкой мелодии и привлекли русского композитора Р-К. Продолжим исследование.

- Послушаем танцевальный отрывок из этой симфонической сюиты. Закройте глаза и представьте, какую картину «нарисовала» музыка в этом отрывке?

- Что представили?

- Какие инструменты вы услышали? Как они называются? А чтобы вы поняли  для чего были добавлены эти инструменты, мне нужна помощница. (Восточный танец)

- Понравился танец? Теперь я думаю вы догадались зачем композитор добавил шумовые инструменты в танцевальный отрывок. (показать своеобразие восточного танца, особенности костюма восточной девушки: браслеты, украшения, драгоценности).

 

Продолжим наше исследование. Давайте определим ритм произведений.

- Ритм – это пульс музыки. Ритм бывает ровным, пунктирным, упругим.

- Проведём ритмический диктант. А какой ритм у русской народной музыки?

- А у восточной музыки какой ритм?

 

- Мы собрали всю необходимую информацию, при помощи которой мы можем заполнить таблицу. При заполнении таблицы вы можете обратиться к словам подсказкам в буклете. (Слайд 12)

- Ребята, мы не забыли, что мы в гостях, а в гости принято приходить с подарками. Давайте сделаем подарок. Скажите, что мы могли бы подарить нашей героине Шахерезаде? (слайд 13)

- Песню. Какую песню, как вы думаете?

- Давайте пошалим. Мы из России. Споём русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»в восточном стиле. Мелодия должна стать какой? (Узорчатой, волнистой) (Изменилось мелодия.)

- Мне нужно 6 человек. Инструменты (Называю инструменты)

- Пробуем – ритм на шумовых инструментах. (Остальные поют. Девочки исполняют движение руками, мальчики – стучат ритм.)

Дарим подарок.

- Ребята, нам пора домой. Командир: «Пристегните Ремни». Двигатель. Турбины.

- Посмотрите в иллюминатор. Давайте полюбуемся красотой и богатством нашей родной страны. (слайд 14)

- Споем 2ой куплет песни, эхом повторяя слова за солистом. (Встают)

- Музыку и слова написал выдающийся педагог, наш земляк Юрий Николаевич Таран. (Слайд 15)

- Ребята, что вы можете рассказать о своем путешествии? С кем вы будете делиться впечатлениями? (Слайд 16)

А домашним заданием для вас будет нарисовать иллюстрацию к симфонической сюите «Шахерезада» или нарисовать эскиз восточного костюма Шахерезады.

 

- Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, играли, импровизировали - молодцы! И за работу на уроке я вам дарю улыбающийся смайлик. (слайд)

- Если урок и вам понравился, нарисуйте такой же на шаблонах и покажите мне.

- В вашем классе я сегодня тоже гость. И по традиции пришла не с пустыми руками и хочу вам подарить восточные сладости и ещё раз поблагодарить за урок.


План-конспект урока музыки в 4 классе -

План-конспект урока музыки в 4 классе -

Увлек Восток и русского композитора

Увлек Восток и русского композитора

Компьютер нам представляет музыкальные звуки графически в виде осциллограммы

Компьютер нам представляет музыкальные звуки графически в виде осциллограммы

Мне нужно 6 человек. Инструменты (Называю инструменты) -

Мне нужно 6 человек. Инструменты (Называю инструменты) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018