План-конспект урока музыки
в 4 классе
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
- Я думаю, что мы сегодня с вами подружимся. Но сначала нам надо познакомиться.
- Если я вам говорю, Здравствуйте, вы мне отвечаете __________________.
- Если я вам говорю Привет.
- Дай мне на вопрос ответ?
- Скажи мне как тебя зовут?
- А меня зовут Людмила Алексеевна.
- А дальше, ребята, повторяйте за мной движения.
В небесах вспыхнули
Звёздами слова
Я плюс ты друзья
Мы одна семья (слайд 2)
- А поможет нам поприветствовать друг друга музыка.
- Замечательно. Я рада, что нам песня помогла познакомиться и подружиться.
- «Через напевы слышится душа народа». Это слова великого русского композитора М.И. Глинки. И это высказывание – эпиграф к нашему уроку.
- А как вы понимаете эти слова, можно ли при помощи музыки узнать о культуре других народов?
- Каким образом? Как мы это сделаем?
- Совершенно верно, я с вами согласна, но куда приятнее побывать в гостях у других народов и послушать их родные напевы.
- А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие. Путь будет не близким. На чем мы доберемся быстрее всего? На каком виде транспорта? (Самолёт) (слайд 3)
- Что нужно сделать, что бы самолет заработал.
I группа – мотор, двигатели
II группа – турбины
(Распеваемся)
- Самолет взлетел.
- Разрешите мне сейчас назначить командира корабля.
- У кого самый громкий голос?
- Командиром будет ________________________.
- Твоя задача командовать «Пристегнуть ремни». Пробуй.
- И так команда готова.
- Командуй, заработали моторы, турбины. Ребята мы летим.
- В мир какой музыки мы с вами попали? (Слайд 4)
- Я думаю, многие догадались.
- Правильно. Мы попали в удивительный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена!
- Этот мир пахнет сладостями, фруктами, пряностями, ароматом экзотических цветов!
- Этот загадочный мир привлекал русских поэтов, писателей, композиторов.
- Увлек Восток и русского композитора И.А.Римского - Корсакова. Догадались, какая будет тема урока? (слайд 5)
Музыка Востока в творчестве Н.А. Рим. – Кор. (Записать тему в буклет)(Слайд 6)
- Подумайте: есть ли в названии темы какое-то противоречие или проблема, которую нам следует разрешить. Какое противоречие вы здесь видите? (Русские композиторы писали только русскую музыку, а здесь восточная.)
- Вот оно противоречие, вот она проблема, которую нам надо решить.
- Что привлекло Р-К в музыке Востока, какое таинственное очарование хотел донести до нас композитор?
- Сейчас, ребята, в процессе урока попробуем это выяснить.
- Какие музыкальные действия нам надо совершить?
1. Послушать музыку.
2. Сравнить.
- Проведем исследование. Попробуем выделить особенности восточной музыки, при этом сравнив ее с русской музыкой.
- Многие русские композиторы писали русскую музыку, но ярче всего восток заиграл в творчестве Р.-К.
- Р.-К. родился 6 марта 1844 г. в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Когда композитор был такой маленький, как вы, он увлекался морем, читал книги про мореплавателей, а став морским офицером, он отправился в кругосветное плавание, где побывал в разных странах, узнал о культуре других народов и, особенно, его заинтересовал Восток. Поэтому восточные мотивы были ярко выражены в его творчестве. Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада». (Слайд 7)
- Ребята, что же означает слово «сюита»?
- Сюита – музыкальный жанр, который имеет 1-главную музыкальную тему и сопровождает ее несколько разнохарактерных пьес, но все они связаны с главной темой, с темой нашей рассказчицы Шахерезады. Схема будет выглядеть так.
- Сюита «Шахерезада» была создана по мотивам знаменитых арабских сказок «1 000 и одна ночь», где прекрасная Шахерезада рассказывает могущественному и суровому султану по имени Шахрияр сказки. Сборник восточных сказок не зря называется «1 000 и одна ночь» - в течение этого времени прекрасная Шахерезада рассказывала свои сказки Шахрияру. Вот как об этом рассказал в программе к сюите сам композитор Н.А. Р-К. «Много чудес рассказала Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». (Слайд 8)
- Послушайте тему Шах, и попробуйте определить по характеру музыки: какая она, восточная героиня? (слайд 9)
- Какому инструменту симфонического оркестра композитор дал тему Шахерезады? (Скрипка)
- Эту тему исполняет главный скрипач оркестра. Вы, наверное, слышали такое выражение – первая скрипка. Роль такой первой скрипки обычно доверяют самому лучшему скрипачу, это очень ответственно – быть первой скрипкой.
- Послушайте ещё раз и подумайте. Какой темп? Быстрый или медленный? Почему композитор взял медленный темп?
- Компьютер нам представляет музыкальные звуки графически в виде осциллограммы. И не слушая музыку, по осциллограмме можно определить какая мелодия: быстрая, медленная, спокойная. Какая осциллограмма подходит музыкальной теме «Шахерезада»? (Слайд 10)
- Вот наша героиня. (слайд 11)
- Сейчас я вам сыграю мелодию Шахерезады на инструменте. А вы при помощи руки попытайтесь ее нарисовать. А теперь то, что вы нарисовали рукой, изобразим графически в буклете. Молодцы.
- На доске графическую линию изобразит ________________. Какая линия получилась? (волнистая, узорчатая, гибкая)
- Давайте послушаем русскую народную песню на русском народном инструменте. (Балалайка)
- Давайте споем русскую народную песню «Во саду ли в огороде» - слова в буклете.
- Рисуем графически мелодию в буклете, потом на доске. (плавная, протяжная)
- Посмотрим, чем отличаются эти мелодии.
Русская – плавная
Восточная – извилистая
- Особенности узорчатой, извилистой, гибкой мелодии и привлекли русского композитора Р-К. Продолжим исследование.
- Послушаем танцевальный отрывок из этой симфонической сюиты. Закройте глаза и представьте, какую картину «нарисовала» музыка в этом отрывке?
- Что представили?
- Какие инструменты вы услышали? Как они называются? А чтобы вы поняли для чего были добавлены эти инструменты, мне нужна помощница. (Восточный танец)
- Понравился танец? Теперь я думаю вы догадались зачем композитор добавил шумовые инструменты в танцевальный отрывок. (показать своеобразие восточного танца, особенности костюма восточной девушки: браслеты, украшения, драгоценности).
Продолжим наше исследование. Давайте определим ритм произведений.
- Ритм – это пульс музыки. Ритм бывает ровным, пунктирным, упругим.
- Проведём ритмический диктант. А какой ритм у русской народной музыки?
- А у восточной музыки какой ритм?
- Мы собрали всю необходимую информацию, при помощи которой мы можем заполнить таблицу. При заполнении таблицы вы можете обратиться к словам подсказкам в буклете. (Слайд 12)
- Ребята, мы не забыли, что мы в гостях, а в гости принято приходить с подарками. Давайте сделаем подарок. Скажите, что мы могли бы подарить нашей героине Шахерезаде? (слайд 13)
- Песню. Какую песню, как вы думаете?
- Давайте пошалим. Мы из России. Споём русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»в восточном стиле. Мелодия должна стать какой? (Узорчатой, волнистой) (Изменилось мелодия.)
- Мне нужно 6 человек. Инструменты (Называю инструменты)
- Пробуем – ритм на шумовых инструментах. (Остальные поют. Девочки исполняют движение руками, мальчики – стучат ритм.)
Дарим подарок.
- Ребята, нам пора домой. Командир: «Пристегните Ремни». Двигатель. Турбины.
- Посмотрите в иллюминатор. Давайте полюбуемся красотой и богатством нашей родной страны. (слайд 14)
- Споем 2ой куплет песни, эхом повторяя слова за солистом. (Встают)
- Музыку и слова написал выдающийся педагог, наш земляк Юрий Николаевич Таран. (Слайд 15)
- Ребята, что вы можете рассказать о своем путешествии? С кем вы будете делиться впечатлениями? (Слайд 16)
А домашним заданием для вас будет нарисовать иллюстрацию к симфонической сюите «Шахерезада» или нарисовать эскиз восточного костюма Шахерезады.
- Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - молодцы! И за работу на уроке я вам дарю улыбающийся смайлик. (слайд)
- Если урок и вам понравился, нарисуйте такой же на шаблонах и покажите мне.
- В вашем классе я сегодня тоже гость. И по традиции пришла не с пустыми руками и хочу вам подарить восточные сладости и ещё раз поблагодарить за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.