Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
7 кл
11.05.2018
Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича. Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени. Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ. Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.
urok.doc
Конспект урока по музыке 7 класс
«Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»
Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу
времени
Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;
Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.
Развивающие:
Развивать эмоциональнообразное мышление в процессе восприятия музыкального
произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.
Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;
Развитие вокальнохоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи,
исполнительских навыков учащихся.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;
Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма
советского народа в годы войны.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: портрет композитора, схема анализа музыкального
произведения, презентация.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК, экран и проектор.
Музыкальный материал:
Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича.
Мультикейс «О той весне»
Методы:
Словесные;
Наглядные;
метод эмоциональной драматургии;
интонационный анализ художественных произведений.
Виды деятельности учащихся:
слушание музыки;
участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;
вокальнохоровая работа;
взаимооценивание;
рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный этап (1 мин)
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(2 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний урок, я хотела бы начать с эпиграфа,
записанного на доске («Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»
(Д.Шостакович).
Постановка проблемного вопроса В конце урока нам нужно ответить на вопрос: удалось ли композитору, в своей
симфонии, передать события 1942 года, есть ли необходимость вспоминать о войне,
воспитывать молодёжь на героических произведениях?
Основная часть:
Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё
внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим
дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.
Видеоролик ( фрагменты ВОВ)(2 мин)
Учитель: Ребята, вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая
долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война
перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.
Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая
длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1)
Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень,
тащилась по пятам…» оставался и профессор Ленинградской консерватории,
прославленный на весь мир композитор Д.Д. Шостакович.
Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича) слайд 2.(3 мин)
3). Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Композитор жил в те дни в здании консерватории на казарменном положении.
Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и
крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени
голодал (показать пайку хлеба 125 гр. на тарелке), укрывался от осколков, откапывал
погребенных под обломками. (слайд 3, 4)
В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения,
которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С
необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей
«Седьмой
симфонии». (слайд 5)
Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа
двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по
радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. (слайд 6 « Моему
родному городу Ленинграду посвящается», было написано Шостаковичем на партитуре
7ой Симфонии).
В августе 1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и
9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой
Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы
с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через
громкоговорители. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли
войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал
выдающееся произведение.
Сообщения учащихся (как был убран Концертный зал, как выходили и садились
музыканты, как вышел дирижер К.И.Элиасберг). (слайд 7,8) (6 мин)
Слушание
Учитель: Слушаем Седьмую Симфонию (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.(4 мин)
4) Первичная проверка понимания
1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент?
2. Сколько вы услышали музыкальных образов в этом произведении?
3. Какие чувства передаются в музыке?
4. Как изменяется тема?
5. Какой главный инструмент?
6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку? Анализ музыкального произведения
Учитель: Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она
развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания
симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах
человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими
богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы,
тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную
песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной
жизни. Но вот откудато издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и
мелодия: примитивная, похожая на куплеты выражение обыденности и пошлости. Как
будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» потрясающая картина
вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема
повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только
постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные
аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и
пошлой, превращается в колоссальное чудовище скрежещущую машину уничтожения.
Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
(4 мин)
5). Первичное закрепление.
Повторное слушание (работа с карточками) (6 мин)
Взаимооценивание учащихся по критериальной таблице (3 мин)
Учитель: А теперь, в заключении, давайте ответим на вопрос: удалось ли композитору, в
своей симфонии, передать события 1942 года, есть ли необходимость вспоминать о
войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?
Учащиеся: Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага.
Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу
нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. Мы должны помнить
героев, знать историю своей страны, которая очень ярко и правдиво отражена в
произведениях искусства.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)
Учитель: домашнее задание будет заполнить таблицу, в которую вы вписываете
произведения, где, по вашему мнению, представлены события ВОВ (таблица записана на
доске)
7). Вокальнохоровая работа (7 мин) Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той
весне».
Дыхательная гимнастика
Распевание
Исполнение песни “О той весне” Мультикейс.
8). Рефлексия (2 мин)
Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения:
Для меня было открытием то, что ……
Особенно мне понравилось…….
Домашнее задание мне кажется…..
Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.
Ресурсы:
1. http://fb.ru/article/182528/simfoniyashostakovichaistoriyasozdaniyakratko.
2. http://musicfantasy.ru/materials/dmitriyshostakovichsimfoniyano7leningradskaya.
3. http://plusmusic.org/шостакович+симфония+№7.+эпизод+нашествия
4. http://www.youtube.com/watch?v=f4DX3Kurif4
5. http://harmonia.tomsk.ru/pages/3/
Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.