Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Оценка 5

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
7 кл
11.05.2018
Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича. Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени. Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ. Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.
urok.doc
Конспект урока по музыке 7 класс «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» Цель:  Познакомить учащихся с историей создания  симфонии № 7  Д.Д.Шостаковича. Задачи: Образовательные:  Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени  Вспомнить  историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;  Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ. Развивающие:  Развивать эмоционально­образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.  Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;  Развитие   вокально­хоровых   навыков,   развитие   памяти,   мышления,   речи, исполнительских навыков учащихся. Воспитательные:  Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;  Воспитание   нравственных   качеств   личности   на   примере   мужества   и   героизма советского народа в годы войны. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактическое обеспечение урока:   портрет композитора,   схема анализа музыкального произведения, презентация. Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК, экран и проектор. Музыкальный материал:  Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича. Мультикейс «О той весне» Методы:   Словесные;  Наглядные;  метод эмоциональной драматургии;  интонационный анализ художественных произведений. Виды деятельности учащихся:  слушание музыки;  участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;   вокально­хоровая работа;  взаимооценивание;  рефлексия. Ход урока: 1. Организационный этап (1 мин) 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин) У:   Добрый   день,   дорогие   ребята!   Сегодняшний   урок,   я   хотела   бы   начать   с   эпиграфа, записанного на доске («Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему   любимому   городу   Ленинграду,   я   посвящаю   свою   седьмую   симфонию» (Д.Шостакович).  Постановка проблемного вопроса ­   В   конце   урока   нам   нужно   ответить   на   вопрос:     удалось   ли   композитору,   в   своей симфонии,  передать   события  1942 года,   есть ли  необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?  Основная часть:  Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке. Видеоролик  ( фрагменты ВОВ)(2 мин) Учитель: Ребята,  вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1)       Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали,  где смерть, как тень, тащилась   по   пятам…»   оставался   и   профессор   Ленинградской   консерватории, прославленный на весь мир композитор ­ Д.Д. Шостакович.  Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича) слайд 2.(3 мин) 3). Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Композитор жил в те дни  в здании  консерватории на казарменном положении. Вместе  со   всеми   он  копал  противотанковые   рвы,     а  по  ночам  дежурил   на  чердаках  и крышах,   спасая   город   от   зажигательных   бомб.   Как   любой   ленинградец   того   времени голодал  (показать пайку хлеба  125 гр. на тарелке), укрывался  от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 3, 4)          В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое   должно   было   отразить   мысли   и   чувства   миллионов   советских   людей.   С необычайным   воодушевлением   принялся   композитор   за   создание   своей     «Седьмой симфонии». (слайд 5)            Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. (слайд 6 « Моему родному городу Ленинграду посвящается», ­ было написано  Шостаковичем  на партитуре 7­ой Симфонии).         В августе  1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9   августа   она   была   исполнена   в   Большом   зале   консерватории.   Для   исполнения   этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители.     Немцы,   сидевшие   в   окопах,   тогда   уже   поняли,   что   они   проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение. Сообщения   учащихся  (как   был   убран   Концертный   зал,   как   выходили   и   садились музыканты, как вышел дирижер К.И.Элиасберг). (слайд 7,8) (6 мин) Слушание Учитель:  Слушаем   Седьмую Симфонию  (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.(4 мин) 4) Первичная проверка понимания 1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент? 2. Сколько вы услышали музыкальных  образов в этом произведении? 3.  Какие чувства передаются в музыке? 4. Как изменяется тема? 5. Какой главный инструмент? 6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку? Анализ музыкального произведения Учитель:  Первая   часть   начинается   широкой,   распевной   эпической   мелодией.   Она развивается,   растет,   наполняется   все   большей   мощью.   Вспоминая   процесс   создания симфонии,   Шостакович   говорил:   «Работая   над   симфонией,   я   думал   о   величии   нашего народа,   о   его   героизме,   о   лучших   идеалах   человечества,   о   прекрасных   качествах человека…»     Все   это   воплощено   в   теме   главной   партии,   которую   роднят   с   русскими богатырскими   темами   размашистые   интонации,   смелые   широкие   мелодические   ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.   Но   вот   откуда­то   издалека   раздается   дробь   барабана,   а   потом   появляется   и мелодия: примитивная, похожая на куплеты ­ выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  ­ потрясающая картина вторжения   разрушительной   силы.   Поначалу   звучание   кажется   безобидным.   Но   тема повторяется   11   раз,   все   больше   усиливаясь.   Мелодия   ее   не   изменяется,   она   только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается  в колоссальное  чудовище  ­ скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.  (4 мин) 5). Первичное закрепление. Повторное слушание (работа с карточками) (6 мин)  Взаимооценивание  учащихся по критериальной таблице (3 мин) Учитель:  А теперь, в заключении,  давайте ответим на вопрос:  удалось ли композитору, в своей   симфонии, передать   события 1942 года,   есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Учащиеся:  Композитору   удалось   передать   дух   военного   времени,   образ   врага. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. Мы должны помнить героев,   знать   историю   своей   страны,   которая   очень   ярко   и   правдиво   отражена   в произведениях искусства. 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин) Учитель:   домашнее   задание   будет   заполнить   таблицу,   в   которую   вы   вписываете произведения, где, по вашему мнению, представлены события ВОВ (таблица записана на доске)                               7). Вокально­хоровая работа (7 мин) Учитель:  Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той весне». Дыхательная гимнастика Распевание Исполнение песни “О той весне” ­ Мультикейс. 8). Рефлексия (2 мин) Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения: Для меня было открытием то, что …… Особенно мне понравилось……. Домашнее задание мне кажется….. Учитель: Урок окончен, спасибо за работу. Ресурсы: 1. http://fb.ru/article/182528/simfoniya­shostakovicha­istoriya­sozdaniya­kratko. 2. http://music­fantasy.ru/materials/dmitriy­shostakovich­simfoniya­no7­leningradskaya. 3. http://plus­music.org/шостакович+симфония+№7.+эпизод+нашествия 4. http://www.youtube.com/watch?v=f4DX3Kurif4 5. http://harmonia.tomsk.ru/pages/3/

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018