Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Оценка 4.7

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка +1
9 кл
15.09.2017
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Разработка урока "Конституция Российской Федерации", разработан для учащихся 9 класса. Можно использовать для любого УМК. Главными целями урока является значение Конституции как документа определяющего принципы устройства общества, а так же воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства. Задачи:раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшею юридическую силу, и основ конституционного строя РФ;сформировать умение извлечь информацию из источников, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.
конституция РФ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная Федоровская школа № 1» Конспект  урока по обществознанию в 9 классе Тема урока: «Конституция  Российской Федерации»                                   Учитель обществознания и истории:      Рома Марина Николаевна   п.г.т. Федоровский, 2017 г. Тема урока: Конституция Российской Федерации. Цели: показать   значение   Конституции   как   документа   определяющего   принципы устройства общества; воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства. Задачи: раскрыть   сущность   Конституции   РФ   как   основного   закона   страны,   имеющего высшею юридическую силу, и основ конституционного строя РФ; сформировать   умение   извлечь   информацию   из   источников,   раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; создать   условия   для   понимания   ценностей   демократии,   воспитания   уважения   к закону. Тип урока: изучение нового материала. Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека, референдум.  План изучения нового материала: 1. Конституция и этапы ее развития. 2. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России? 3. Основные   права   и   обязанности   человека   и   гражданина,   зафиксированные   в Конституции РФ. 4. Закрепление. 5. Домашнее задание. СЛАЙД 2.Изучение нового материала. Учитель:  «Знание   некоторых   принципов   возмещает   незнание   некоторых   фактов»   (Н.Г. Чернышевский, русский писатель, публицист). «Право существует для пользы человечества» (Латинское изречение). «Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности» (Аристотель).  Между какими понятиями проводит параллель Аристотель?  Согласны ли вы с изречением?  В чем смысл  изречений? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Ученик: о Конституции. СЛАЙД 3.  1. Конституция и этапы ее развития. Учитель:  Подберите   к   термину   «Конституция»   слова,   представленные   на   слайде,   и давайте вместе постараемся вспомнить их и дать им определение.  Ученики: закон, порядок, обязанности, проступок, порядок, поощрение, человек, санкции, обычаи, традиции, гражданин. Таким   образом,   называя   слова­ассоциации   и   представленные   обществоведческие термины, ребята повторяют уже знакомые термины. Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать само понятие «КОНСТИТУЦИЯ». Используя текст учебника на с.103 ­ 104, скажите, что данное слово означает в переводе с латинского языка на русский и дайте определение термину. СЛАЙД 4.   Ученик: Конституция  от лат. « устройство, утверждение, постановление». Это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы   образования   представительных   органов   власти,   избирательную   систему, основные права и обязанности граждан.         Учитель: Конституция – это  договор между государством и его гражданами. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу, что означает:  конституционные нормы выше любых других законов;  сами   законы   принимаются   только   теми   органами   и   в   том   порядке,   который установлен Конституцией. Таким образом: Конституция оформляет юридически   общественный договор граждан и государства. СЛАЙД 5.  Учитель: В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.  Обратимся к справке на слайде: 1649 г. – Соборное уложение (собрание указов, документов) Первая   Конституция   принята   в   1918   году   (установила   диктатуру пролетариата) Вторая   Конституция   принята   в   1924   году   (закрепила   отношения   между гражданами и новым союзным государством) Третья   Конституция   принята   в   1936   году   (закрепила   победу   социализма   в стране) Четвертая  Конституция принята в  1977 году  (констатировала построение «развитого социализма») Пятая Конституция принята в 1993 году (закрепила демократические основы государственного устройства) Комментарий   учителя:  В  XVII  веке   в   России   появился   документ   «Соборное уложение 1649 года». Это было собрание законов, принятых Земским собором и подписанных   царем   Алексеем   Михайловичем.   В   1918   году   появилась   первая Конституция   нашего   государства.   Она   установила   диктатуру   (власть) пролетариата.   Ее   особенности:   многих   прав   были   лишены   священнослужители, собственники.   В   1924   году   принимается   вторая   Конституция.   Она   закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936   года   закрепила   победу   социализма   в   стране.   Конституция   1977   года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.  СЛАЙД 6,7,8. Учитель:  Конституция   от   12   декабря   1993   года   –   это   Конституция демократического   государства;   она   принята   самим   народом   в   результате всеобщего   голосования   ­   референдума.   Российская     Конституция   содержит краткую   вступительную   часть   –   преамбулу,   а   также   двух   разделов;   в   первом разделе 9 глав, 137  статей, во втором – 9 положений.     СЛАЙД 9. Заранее подготовленный ученик зачитывает преамбулу. СЛАЙД 10. Учитель:  Задание:  правильность заполнения статьями Конституции. СЛАЙД 11. Ученик: государственного   Демократический.   СЛАЙД 12. Учитель: Федеративное устройство.  Республик ­21 Краев ­ 9  Областей – 46  Города федерального подчинения – 2  Форма   государства:1)Форма   правления   –   Республика;   2)   Форма   устройства   –   Федеративная;   3)   Политический   режим   – заполните   схему   «Форма   государства»,   подтверждая Автономная область – 1 Автономные округа ­ 4                                                                СЛАЙД 13. Учитель: Как вы считаете, кто служит гарантом Конституции РФ?   Ученик: Президент РФ является гарантом Конституции РФ ­ Д.А. Медведев. СЛАЙД 14. Учитель: Как вы считаете, кому принадлежит государственная власть в РФ?  Ученик: главе государства, законодательной, исполнительной и судебной властям. Учитель: Какие ветви власти существуют в нашем государстве?  Ученик: Законодательная, исполнительная, судебная. СЛАЙД 15. Учитель:  Используя   текст   учебника   на   с.   107,   ответьте   на   вопрос:   На   каких ценностях базируется Конституция?  И выпишите их в тетрадь. Ученик:                                           нравственные ценности;  ценности демократии;  ценности патриотизма;  ценности международного сотрудничества;  ценности социального мира. СЛАЙД 16. Учитель: Используя текст учебника на с. 108, ответьте на вопрос: Какие основные задачи стоят перед Конституцией?  И выпишите их в тетрадь. Ученик:   закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;  упорядочить государственную власть;  утвердить правосудие. 2. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России? Учитель:  Конституция   дает   человеку   возможность   не   чувствовать   себя   чужим   в собственной   стране,   а   ощущать   себя   ее   гражданином   с   определенными   правами   и обязанностями.   Конституция   РФ   закрепляет   правовой   статус   человека   как   гражданина России. СЛАЙД 17. Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей. Быть гражданином России – это значит:  иметь права, установленные юридическими нормами;  получать от государства гарантии соблюдения прав;  быть государству в чем­то обязанным. Учитель: Почему мы стали гражданами России? Ученик: Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. Учитель:  В гражданство могут принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному   желанию   любой   гражданин   может   выйти   из   гражданства.   Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт.  В каком возрасте выдается паспорт гражданам России? Ученик: в 14 лет. 3.Основные   права   и   обязанности   человека   и   гражданина,   зафиксированные   в Конституции РФ. Учитель: Согласны ли вы с тем, что, если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности? Ученик: да. Учитель: Что такое право? Какие права вам известны? Ученик:  Право   –   это   система   общеобязательных   норм   поведения,   установленных   или санкционированных  государством и обеспеченных его принудительной силой.  Право на жизнь, неприкосновенность и т.д. СЛАЙД 18. Учитель: Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать:  Право на жизнь.   Право на образование.   Право на бесплатное медицинское обслуживание.   Право на свободу слова и мысли.   Право на неприкосновенность.   Право на свободу передвижения по стране.   СЛАЙД 19. Учитель:  В   Конституции   закреплены   также   обязанности   граждан   РФ.   Предположите какие? Ученик: соблюдать законы, защищать Родину, не разглашать государственную тайну и др. Учитель: 1. Платить налоги и сборы 2. Сохранять природу и окружающую среду 3. Бережно относиться к природным богатствам 4. Защищать Отечество 5. Нести военную службу (для мужского населения) СЛАЙД 20. 4.Закрепление. Учитель: А теперь давайте закрепим материал, отвечая на вопросы теста. 1.   Когда   в   нашей   стране   впервые   был   принят   документ,   имевший   в   названии   слово «конституция»?   1965  1918  1936 2. Когда была принята последняя Конституция СССР?   1965  1977  1978 3. Конституция­это…   Юридический акт, содержащий все законы страны;  Основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;   Текст законов.  СЛАЙД 21.  4. «Конституция» в переводе с латинского означает:  Устройство,  Согласие,  Договор. 5. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:  Экономическая сфера,  Государство,  Человек. Его права и свободы. СЛАЙД 22. Учитель: давайте прочитаем  четырехстишье, написанное не известным автором и обсудим его. Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна! Ученик: я согласен с данным высказыванием… (приводятся аргументы) СЛАЙД 23. 5. Домашнее задание. п. 12,с. 103­110; на «5»:  ЭССЕ на тему одного из эпиграфов к уроку (из второго эпиграфа для заглавия  берется только первое предложение); на «4»:составить синквейн на тему: «Конституция РФ»; в рубрике «В классе и дома» на  с. 118­119  выбрать и выполнить письменно два вопроса из четырех;  на «3»: составить синквейн на тему: «Конституция РФ»; ответить на один вопрос из  рубрики «В классе и дома», с. 118­119. СЛАЙД 24. Спасибо за работу на уроке!

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации

Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2017