Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка +1
9 кл
15.09.2017
Разработка урока "Конституция Российской Федерации", разработан для учащихся 9 класса. Можно использовать для любого УМК. Главными целями урока является значение Конституции как документа определяющего принципы устройства общества, а так же воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства. Задачи:раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшею юридическую силу, и основ конституционного строя РФ;сформировать умение извлечь информацию из источников, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.
конституция РФ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Федоровская школа № 1»
Конспект урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока:
«Конституция
Российской Федерации»
Учитель обществознания и истории:
Рома Марина Николаевна
п.г.т. Федоровский, 2017 г. Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Цели:
показать значение Конституции как документа определяющего принципы
устройства общества;
воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Задачи:
раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего
высшею юридическую силу, и основ конституционного строя РФ;
сформировать умение извлечь информацию из источников, раскрывать
теоретические положения на конкретных примерах;
создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к
закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека, референдум.
План изучения нового материала:
1. Конституция и этапы ее развития.
2. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в
Конституции РФ.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
СЛАЙД 2.Изучение нового материала.
Учитель: «Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых фактов» (Н.Г.
Чернышевский, русский писатель, публицист).
«Право существует для пользы человечества» (Латинское изречение).
«Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к
остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в
совокупности и каждый из них в отдельности» (Аристотель).
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель?
Согласны ли вы с изречением?
В чем смысл изречений? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь?
Ученик: о Конституции.
СЛАЙД 3.
1. Конституция и этапы ее развития.
Учитель: Подберите к термину «Конституция» слова, представленные на слайде, и
давайте вместе постараемся вспомнить их и дать им определение.
Ученики: закон, порядок, обязанности, проступок, порядок, поощрение, человек, санкции,
обычаи, традиции, гражданин.
Таким образом, называя словаассоциации и представленные обществоведческие
термины, ребята повторяют уже знакомые термины.
Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать само понятие «КОНСТИТУЦИЯ».
Используя текст учебника на с.103 104, скажите, что данное слово означает в переводе с
латинского языка на русский и дайте определение термину.
СЛАЙД 4.
Ученик: Конституция от лат. « устройство, утверждение, постановление». Это основной
закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и
принципы образования представительных органов власти, избирательную систему,
основные права и обязанности граждан.
Учитель: Конституция – это договор между государством и его гражданами. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу, что означает:
конституционные нормы выше любых других законов;
сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который
установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан и
государства.
СЛАЙД 5.
Учитель: В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
Обратимся к справке на слайде:
1649 г. – Соборное уложение (собрание указов, документов)
Первая Конституция принята в 1918 году (установила диктатуру
пролетариата)
Вторая Конституция принята в 1924 году (закрепила отношения между
гражданами и новым союзным государством)
Третья Конституция принята в 1936 году (закрепила победу социализма в
стране)
Четвертая Конституция принята в 1977 году (констатировала построение
«развитого социализма»)
Пятая Конституция принята в 1993 году (закрепила демократические основы
государственного устройства)
Комментарий учителя: В XVII веке в России появился документ «Соборное
уложение 1649 года». Это было собрание законов, принятых Земским собором и
подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая
Конституция нашего государства. Она установила диктатуру (власть)
пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители,
собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет
отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция
1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года
констатировала построение «развитого социализма» в СССР.
СЛАЙД 6,7,8.
Учитель: Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция
демократического государства; она принята самим народом в результате
всеобщего голосования референдума. Российская Конституция содержит
краткую вступительную часть – преамбулу, а также двух разделов; в первом
разделе 9 глав, 137 статей, во втором – 9 положений.
СЛАЙД 9.
Заранее подготовленный ученик зачитывает преамбулу.
СЛАЙД 10.
Учитель: Задание:
правильность заполнения статьями Конституции.
СЛАЙД 11.
Ученик:
государственного
Демократический.
СЛАЙД 12.
Учитель: Федеративное устройство.
Республик 21
Краев 9
Областей – 46
Города федерального подчинения – 2
Форма государства:1)Форма правления – Республика; 2) Форма
устройства – Федеративная; 3) Политический режим –
заполните схему «Форма государства», подтверждая Автономная область – 1
Автономные округа 4
СЛАЙД 13.
Учитель: Как вы считаете, кто служит гарантом Конституции РФ?
Ученик: Президент РФ является гарантом Конституции РФ Д.А. Медведев.
СЛАЙД 14.
Учитель: Как вы считаете, кому принадлежит государственная власть в РФ?
Ученик: главе государства, законодательной, исполнительной и судебной властям.
Учитель: Какие ветви власти существуют в нашем государстве?
Ученик: Законодательная, исполнительная, судебная.
СЛАЙД 15.
Учитель: Используя текст учебника на с. 107, ответьте на вопрос: На каких
ценностях базируется Конституция? И выпишите их в тетрадь.
Ученик:
нравственные ценности;
ценности демократии;
ценности патриотизма;
ценности международного сотрудничества;
ценности социального мира.
СЛАЙД 16.
Учитель: Используя текст учебника на с. 108, ответьте на вопрос: Какие основные
задачи стоят перед Конституцией? И выпишите их в тетрадь.
Ученик:
закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
упорядочить государственную власть;
утвердить правосудие.
2. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Учитель: Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в
собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и
обязанностями. Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина
России.
СЛАЙД 17.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Быть гражданином России – это значит:
иметь права, установленные юридическими нормами;
получать от государства гарантии соблюдения прав;
быть государству в чемто обязанным.
Учитель: Почему мы стали гражданами России?
Ученик: Потому что родились здесь, потому что родители граждане России.
Учитель: В гражданство могут принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По
собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ,
подтверждающий гражданство РФ – паспорт.
В каком возрасте выдается паспорт гражданам России?
Ученик: в 14 лет.
3.Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в
Конституции РФ.
Учитель: Согласны ли вы с тем, что, если человек является гражданином РФ, то он имеет
определенные права и обязанности?
Ученик: да.
Учитель: Что такое право? Какие права вам известны? Ученик: Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или
санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Право на
жизнь, неприкосновенность и т.д.
СЛАЙД 18.
Учитель: Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать:
Право на жизнь.
Право на образование.
Право на бесплатное медицинское обслуживание.
Право на свободу слова и мысли.
Право на неприкосновенность.
Право на свободу передвижения по стране.
СЛАЙД 19.
Учитель: В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. Предположите
какие?
Ученик: соблюдать законы, защищать Родину, не разглашать государственную тайну и др.
Учитель:
1. Платить налоги и сборы
2. Сохранять природу и окружающую среду
3. Бережно относиться к природным богатствам
4. Защищать Отечество
5. Нести военную службу (для мужского населения)
СЛАЙД 20.
4.Закрепление.
Учитель: А теперь давайте закрепим материал, отвечая на вопросы теста.
1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово
«конституция»?
1965
1918
1936
2. Когда была принята последняя Конституция СССР?
1965
1977
1978
3. Конституцияэто…
Юридический акт, содержащий все законы страны;
Основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов
власти, закрепляющий права человека;
Текст законов.
СЛАЙД 21.
4. «Конституция» в переводе с латинского означает:
Устройство,
Согласие,
Договор.
5. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
Экономическая сфера,
Государство,
Человек. Его права и свободы.
СЛАЙД 22.
Учитель: давайте прочитаем четырехстишье, написанное не известным автором и обсудим
его. Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!
Ученик: я согласен с данным высказыванием… (приводятся аргументы)
СЛАЙД 23.
5. Домашнее задание.
п. 12,с. 103110;
на «5»: ЭССЕ на тему одного из эпиграфов к уроку (из второго эпиграфа для заглавия
берется только первое предложение);
на «4»:составить синквейн на тему: «Конституция РФ»; в рубрике «В классе и дома» на
с. 118119 выбрать и выполнить письменно два вопроса из четырех;
на «3»: составить синквейн на тему: «Конституция РФ»; ответить на один вопрос из
рубрики «В классе и дома», с. 118119.
СЛАЙД 24. Спасибо за работу на уроке!
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Разработка урока по обществознанию на тему: Конституция российской Федерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.