Разработка урока по обществознанию на тему "Молодёжные субкультуры" (11 класс, обществознание)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Молодёжные субкультуры». Обществознание 11 класс Цель урока - Воспитание познавательного интереса к предмету, расширяя кругозор об особенностях молодежных субкультурах в России и за рубежом. Задачи - Воспитать культуру общения; - Научить учащихся монологическим высказываниям, рассуждать по заданной теме. Беседа с учащимися - какие из субкультур старшеклассникам кажутся наиболее неприемлемыми и почему?
Иконка файла материала 11 класс Молодёжные субкультуры.docx
Тема урока: «Молодёжные субкультуры». Обществознание 11 класс Цель урока: ­ Воспитание познавательного интереса к предмету, расширяя кругозор об особенностях молодежных  субкультурах  в России и за рубежом. Задачи: ­ Воспитать культуру общения; ­ Научить учащихся монологическим высказываниям, рассуждать по заданной теме; Оснащение урока:  Экран для показа презентации,  компьютер, проектор; Программное обеспечение: Windows, MS Office; Раздаточный материал. ХОД УРОКА Организационный момент.   Вопросы для обсуждения: 1. Есть ли опасность стать пленником субкультуры? В чем она? 2. Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему? Субкультура ­ это способ выражения индивидуальности молодых людей. Многообразие молодежных субкультур лично меня немножко пугает. А почему? Да потому, что я  практически ничего толком о них не знаю. Не знаю, плохо это или хорошо, не знаю, все плюсы и минусы  принадлежности к какой­либо из них. История термина В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры  как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более  тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура:  значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не  удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения  молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие  «клубы». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные  объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного  сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».Философия и субкультура, изначально возникшая в 1960­х годах в США. Расцвет движения пришелся на  конец 1960­х — начало 1970­х годов. Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью­йоркских телеканалов,  где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами,  протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be  hip», означавшее «быть в курсе» Молодежная субкультура (От лат.Sub ­ под + Cultura воспитание) совокупность ценностей, традиций,  обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности  вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Это  жизненный стиль какой­либо социальной  группы, представляющий собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей  культуры. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать: ­ собственное мировоззрение;  ­ своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга. Почему возникают субкультуры? Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре,  если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура  обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к  творческому развитию.  Взаимоотношения субкультур Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно  насыщенной среде. Общество 20­го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и  другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и  антогонистичны масс­культуре, они имеют сложные отношения, как с масс­культурой, так и с другими  субкультурами. II. Защита творческих проектов учащихся. Субкультура стрейтэджеров­ Словосочетание STRAIGHT EDGE (состоящее из “straight”, т.е. “прямой”,  и “edge”, т.е. “грань”, “линия”) можно дословно перевести как “прямая линия”, но в разговорном языке  это выражение обозначает проверочную линейку. Т.е., становясь стрейтэджером, человек проверяет  прочность своих убеждений.  – Субкультура готов. Субкультура готов – “ черная романтика”. Специфическая внешность (преобладающий черный цвет) – соответствует мыслям о том, что каждый день может стать последним в  их жизни. Ярко выраженные индивидуалисты, “одиночки”.  – Движение панков.Идеология панков – философия “потерянного поколения”: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь  потеряла смысл, будущего нет. Поэтому – делай то, что хочется сейчас. Своеобразная внешность, как  ключ к самовыражению.  – Хиппи. Движение молодежного протеста, возникшее на рубеже 1960­х гг. в США и других странах.  Общественные движения, родоначальником которых стало молодежное движение хиппи: Что хиппи принесли в мир, как эта  субкультура изменила реальность? А вот что: Антивоенное движение ­ началось оно с хиппи­демонстраций против вьетнамской войны. Антиядерное движение. Движение за права человека.   Движение за права женщин, феминизм.    Движение за права детей. Символом хиппи является пацифик. "Пацифик" или так называемый "Крест мира" ­ символ,  придуманный совсем недавно, в 1958 году Джеральдом  Холтомом для создававшегося "Движения за  ядерное разоружение".   – Субкультура ЭМО. Представители данной субкультуры не сдерживают своих эмоций. Само название “ЭМО” происходит от  английского “emotional” III. Обсуждение вопросов круглого стола. 1. Есть ли опасность стать пленником субкультуры? В чем она? 2. Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему? Таким образом, молодёжь может объединяться в группы благодаря общим вкусам в музыке,  политическим взглядам и мировоззрению, спортивным увлечениям, компьютерными и другими играми,  технологиями, религиозным взглядам, для создания произведений современного искусства или защиты  окружающей среды и всего мира в целом.  Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и  неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не  наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого  сейчас только нет. Современная молодёжь по­разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь,  они образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды,  стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых Домашнее задание. Написать эссе на одну из тем: Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом.                                                                                                        Ф. ПетраркаСтремление к совершенству делает некоторых совершенно невыносимыми.                                                     Перл Бак Одежда диктует поведение.                                                                                                                                     Майя Плисецкая Равенство – результат организации общества. Мы не рождаемся равными.                                                                                                    Ханна Арендт Красота спасёт мир.                                                                                            Фёдор Достоевский