Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
02.10.2017
Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)
Данная разработка позволяет определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также возможную молодежную политику государства. На уроке будут рассмотрены вопросы, касающиеся возрастных границ молодого возраста, выделены психологические особенности молодых людей, определено влияние субкультуры, сделана попытка определить возможную политику государства в отношении молодежи. На уроке будет продолжено формирование основных компетенций по схематизации учебного материала, составлению сравнительной характеристики.
Урок Молодежь.doc
Цель урока: Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также возможную молодежную политику государства.    Задачи урока:    1. Рассмотреть вопросы, касающиеся возрастных границ молодого возраста, выделить психологические   особенности   молодых   людей,   определить   влияние   субкультуры, попытаться определить возможную политику государства в отношении молодежи.   2. Продолжить формировать основные компетенции по схематизации учебного материала, составлению   сравнительной   характеристики.   Научить   учащихся   умению   овладевать, получать   из   разнообразных   источников   и   критически   осмысливать   социальную информацию,   систематизировать,   анализировать   полученные   данные;   выполнять познавательные и практические задания.       3.   Воспитывать   личность,   соблюдающую   моральные   и   правовые   нормы,   принятые   в обществе, толерантность в общении, способствовать развитию общей культуры и культуры поведения, помочь школьникам выработать свое собственное социальное поведение. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: презентация, учебник. Ход урока I. Организационный момент. II. Введение в тему урока. Учитель: Я хочу предложить высказывания различных авторов о молодежи, а вы  попытайтесь определить, к какому времени они принадлежат.  1.   Наша   молодёжь   любит   роскошь,   она   дурно   воспитана,   она   насмехается   над начальством   и   нисколько   не   уважает   стариков.   Наши   нынешние   дети   стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2.   Я   утратил   всякие   надежды   относительно   будущего   нашей   страны,   если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. 3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк. 4.   Эта   молодёжь   растленна   до   глубины   души.   Молодые   люди   злокозненны   и нерадивы.  Они никогда не будут походить  на молодёжь былых  времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. • Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем.  • Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому   жрецу,   а   четвёртое   найдено   в   глиняном   горшке   в   развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.    Сегодня мы поговорим о молодежи.    особенности ее интересов и устремлений? Что такое молодежная субкультура?     Кoгo   считать   молодым?   В   каких   условиях   живет   российская   молодежь?   Каковы Сначала мы поговорим с вами о социальных процессах в современной России.  Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее  остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив. Задание классу. Работа с текстом учебника (класс делится на 2 группы) на с. 207­209.  1. Выделить социальные проблемы современного российского общества. 1. социальное расслоение на богатых и бедных 2. тяжелое положение сохраняется наименее защищенных групп населения,  так  называемых гpyпп coциального риска 3. падение социального статуса интеллектуального труда 4. усложнение социальной структуры общества 5. быстрое нарастание социальных различий по территориям 6. мapгинализация общества 2. Выделить проблемы современной молодежи 1. возможности получения образования и самореализации во мнoгoм определяются на  ceгодняшний день социальной принадлежностью молодого человека, имущественным  положением eгo семьи 2. неверие в свои силы и разочарование в обществе 3. криминализация части российской молодежи 4. попадание в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.  В   современном   российском   обществе   усугубилось   ценностное   и   имущественное расслоение   молодежи.   Поэтому   вряд   ли   корректно   говорить   о   «pocсийской молодежи"   как   единой   группе   населения   в   социально­психологическом   смысле. Безусловно, что поведение и ценности, например, молодого бизнесмена и молодого безработного не мoгyт не отличаться друг от друга.  Но что же все­таки позволяет объединить представителей молодого поколения в одну социальную группу?       Молодежь ­ это социально­демографическая гpyппa, выделяемая на основе совокупности   возрастных   характеристик,   особенностей   социального положения и обусловленных ими социально­психологических качеств.       Это период выбора профессии  и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.       Молодость ­ это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные   рамки,   связанный   с   ней   социальный   статус   и   социально­психологические ocoбенности   зависят   от   социальных   условий.   Так,   в   первобытных   обществах,   с   их сравнительно   простой   и   стабильной   социальной   структурой,   человек   достаточно   легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».      Постепенное   усложнение   трудовой   деятельности   повлекло   за   собой   удлинение   необходимых   сроков   обучения.   В   настоящее   время   новые   поколения   молодежи значительно  позже, чем их ровесники  в прошлом, начинают  caмocтoятельную взрослую жизнь.        3а   прошедшие   годы   молодежь   заметно   «повзрослела».   Изменилось   представление молодых   людей   о   критериях   «взрослости».   Оценки   ее   формальных   признаков   в caмocoзнании   молодежи   (возраст,   получение   паспорта,   окончание   учебного   заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990­x гг.  (по сравнению  со  сверстниками  1980­x  гг.) в  качестве  критерия  социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще ­ создание собственной семьи.    Таким образом, как вы поняли, современные молодые люди свое представление о  «взрослости»   прежде   вceгo  связывают   с  изменениями   своих  социальных   ролей,   прежде вceгo с началом трудовой деятельности и обретением caмостоятельности.  Выполнение задания. Какие из перечисленных критериев  позволяют определить, достиг ли  молодой человек статуса взрослого: ● экономическая независимость, ● проживание отдельно от родителей, ● вступление в брак, ● участие выборах, ● рождение ребенка, ● способность отвечать перед законом? Выступление ученика с данными социологического опроса среди  молодежи.  Вопрос   к   классу.   Каковы   ваши   социальные   роли?   (связаные   с   ceмьей   (сын/дочь, брат/сестра,   внук/внучка),   школой   (ученик/ученица),   различными   формами   досуговой деятельности   (участник   спортивной   секции,   кружка   по   интересам).   В   дальнейшем   при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и т. п.) появляются новые: paботник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.  Работа по группам с текстом учебника на с. 210­212. Определить особенности  социальных ролей paботника, студента, семьянина. Ответы учащихся.   Социально­психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в   существовании   специфической   молодежной   субкультуры   (от   лат.   sив   ­   частица, указывающая на нахождение под чем­либо, около чего­либо).      Молодежной   субкультурой   ­   культура   определенного   молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.  Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда   и   не   точно   повторяющие   господствующие   в   обществе   взрослых;   ей   присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и мнoгoмepнoм явлении, в свою   очередь,   выделяются   более   мелкие,   но   тем   не   менее   жестко   оформленные субкультуры   (панки,   рейверы,   рокеры,   скины,   кислотная   молодежь,   футбольные   и музыкальные фаны и др.)  Сообщения  учащихся о молодежных субкультурах. Задание классу по группам.  1. Выделить общие черты субкультур эксперименты с собственным образом жизни  включение в различные группы сверстников  своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. 1. вызов ценностям взрослых  2. 3. 4. 2. Выделить мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе. 1. желанием обрести взаимопонимание и взаимоподдержку  2. способ почувствовать себя более сильными и защищенными  3. почувствовать власть над другими Проблемный вопрос: Молодежная субкультура – это движение души, стремление   выделиться   или   социальный   протест.   Молодежная культура – это больше культура досуга, чем работы. Согласны ли вы с этим выводом?   Закрепление изученного материала. Выполнение заданий по группам.  Группа 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Молодёжь»?  Привлекая знания  обществоведческого курса, составьте два предложения,  содержащих информацию о молодежи. Группа 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Молодёжная  субкультура»?  Привлекая знания  обществоведческого курса, составьте два предложения,  содержащих информацию о молодежной субкультуре. Вывод. Молодежь такова, какой ее воспитало общество. Она обладает здравым смыслом, намерением   получить   качественное   образование,   желанием   трудиться   за   хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед   рыночными   преобразованиями   в   экономике,   демонстрируют   приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.     Общество и его властные структуры должны ориентироваться на создание таких рабочих мест, которые обеспечивали бы молодежи возможность самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь.

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)

Разработка урока по обществознанию "Социальное развитие и молодежь" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017