Цели: расширить знания учащихся о культурных растениях; научить различать культурные растения; анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к продуктам, выращенным руками людей.
Оборудование: шапочки с изображением овощей; конверты с картинками, изображающими разные культурные растения (комплекты у каждого учащегося); мешочек, муляжи овощей и фруктов.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ.
ПОВТОРЕНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ц е л и : расширить знания учащихся о культурных растениях; научить
различать культурные растения; анализировать, обобщать полученные знания;
развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к продуктам,
выращенным руками людей.
О б о р у д о в а н и е : шапочки с изображением овощей; конверты с
картинками, изображающими разные культурные растения (комплекты у
каждого учащегося); мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь . Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
II. Проверка домашней работы.
Учащиеся рассказывают истории, сказки о домашних животных и их
детенышах.
П р и м е р ы р а с с к а з о в :
ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная
бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах
шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
– Курочкихохлатушки! Хлопотуньихозяюшки! Пестренькие, рябеньке!
Черненькие, беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам
зернышко припас!
Курочки с цыплятками собрались, раскудахтались, зернышком не поделились
– передрались.Петяпетушок беспорядок не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол,
того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все
горло заорал: «Кукуреку!»
К. Ушинский
КОРОВКА
Некрасива коровка, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону; во рту
зубов недочет, зато рожища большие, хребет – острием, хвост – помелом, бока
оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет,
мычит и ревет, хозяйку зовет: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый
утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».
III. Введение в тему урока.
У ч и т е л ь . Вспомните, из чего делают хлеб.
У ч е н и к и . Из пшеницы, овса, ржи, ячменя.
У ч и т е л ь . Кто знает, где достают пшеницу, рожь, чтобы намолоть муки и
К. Ушинский
накормить всех нас?
У ч е н и к и . Пшеницу выращивают на полях.
У ч и т е л ь . А откуда у нас на столах появляются помидоры, кабачки, горох,
морковь?
У ч е н и к и . С полей и огородов. Их выращивают.
У ч и т е л ь . Круглый год мы потребляем яблоки, груши, сливы, виноград,
богатые витаминами. Как они попадают к нам?
У ч е н и к и . Их выращивают в садах.
У ч и т е л ь . Что значит – выращивают?
У ч е н и к и . Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и
вредителями, убирают урожай.
У ч и т е л ь . Растения, которые человек выращивает, называют… Как?
У ч е н и к и . Культурными.
IV. Изучение новой темы.
1. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а п о р и с у н к а м «Как появились культурные
растения» по учебнику на с. 68.
У ч и т е л ь . Рассмотрите культурные растения (картинки размещены на
доске). Сравните их между собой. Составьте описание каждого растения по
п л а н у :
– Название растения.– Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?
– Как человек использует это растение?
Заслушиваются 3–4 устных описания растений учащимися.
2. И г р а «Найди отгадки к загадкам» на с. 68 учебника.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Раздели растения на три группы»: с. 69
учебника, задание 3, с. 64 рабочей тетради.
У ч и т е л ь . Наша Леночка мала,
Несмышленая пока:
Как культурные растения разделить,
Каким цветом что ей надо обводить?
Леночке, прошу вас, помогите,
Растения садовые, огородные, полевые определите.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
4. Проведение «научного исследования» (задание 5, с. 64 в рабочей
тетради).
У ч и т е л ь . Вспомните, что вы сегодня ели. Заполните левую колонку
таблицы в учебнике названиями этих продуктов. Теперь проведите исследование,
какие растения входят в состав употребленной вами пищи, запишите названия
этих растений в правую колонку таблицы.
П р о в е р к а . Несколько учащихся по вызову учителя озвучивают
заполненные таблицы, другие внимательно слушают, комментируют, исправляют.
V. Закрепление изученного материала.
1. И г р а «Чудесный мешочек».О п и с а н и е . Учитель складывает в мешочек муляжи фруктов и овощей,
затем вызывает учащихся по одному и предлагает на ощупь определить и назвать
овощи и фрукты. Учащиеся берут по одному предмету, узнают их на ощупь и,
вытаскивая из мешка, показывают остальным ученикам. Учитель задает вопросы,
касающиеся характерных признаков культурных растений.
У п р а ж н е н и е н а р а с с л а б л е н и е .
У ч и т е л ь . Давно не было дождя. Растения на полях и огородах завяли:
сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до
земли.
Учащиеся показывают, как завяли растения. На счет «раз» – опускают
головы, «два» – «роняют» руки вдоль туловища, «три» – приседают на
корточки.
У ч и т е л ь . Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Учащиеся
повторяют упражнение в обратном порядке.) Подул ветерок. (Учащиеся
поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки. (Покачивают руками.)
Затих ветерок. (Учащиеся опускают руки вниз.)
2. И г р а д р а м а т и з а ц и я .
У ч и т е л ь . Растения спор завели о себе, кто лучше, важнее и вкуснее на
земле. Давайте послушаем их.
Выходят учащиеся в шапочках с изображениями растений.
М о р к о в ь . Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
П е т р у ш к а . Знают все, что не игрушка
Г о р о х .
Огородная петрушка,
И к любому блюду
Хороша я буду!
Я такой хороший, чистый.
Я зелененький мальчишка.
Очень сочный, сладкий я,
Как и вся моя семья.Л у к .
Есть загадка для ребят.
Про меня так говорят,
Что я старый дед,
Что в сто шуб одет,
Что все плачут от меня,
Что сердитый очень я.
Разговорам вы не верьте,
В пище очень ценен лук,
Луком вылечишь недуг,
Я не враг вам, я ваш друг.
К р ы ж о в н и к . Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
П. РоссСеребряная
К о л о с .
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
З е р н ы ш к о . Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
П о д с о л н у х . Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем.
Много зерен соберем,
Их поджарим, погрызем,
А приедут гости –
Им дадим по горсти.
Р е п к а .
Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашел,
Да гляди – торчит хохол!К а п у с т а .
Потяните крепко,
Вытащится… (репка).
П. РоссСеребряная
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
В. Фетисов
К а р т о ш к а . Неказиста, шишковата,
А придет на стол она, –
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Я б л о к о .
С в е к л а .
В Фетисов
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
Л. Ульяницкая
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я … (свекла).
Н. Френкель
О г у р е ц .
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
А. Бояршинов
VI. Самостоятельная работа 6.
VII. Итог урока.
У ч и т е л ь . Прочитайте вывод по теме урока в красной рамке на с. 69
учебника. Скажите, без чего не могут обходиться люди. Почему культурные
растения нужны человеку?
Домашнее задание: выполнить задание 4 на с. 64 рабочей тетради.
Подготовить рассказы о пользе этих растений; посоветовавшись с мамой,
предложить рецепты блюд из этих растений.