Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
28.01.2017
Цели: показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) и ума в понимании окружающего мира, в процессе общения учащихся друг с другом, формирования личности и поведения учеников; воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки предметов, явлений, понятий.
Оборудование: различные предметы (ручка, пенал, резиновый мяч, прыгалка, подставка для книг); муляжи фруктов и овощей или карточки с их изображением.
наши помощники.doc 2.doc
НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ
Ц е л и : показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной,
эмоциональной) и ума в понимании окружающего мира, в процессе общения
учащихся друг с другом, формирования личности и поведения учеников;
воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные
признаки предметов, явлений, понятий.
О б о р у д о в а н и е : различные предметы (ручка, пенал, резиновый мяч,
прыгалка, подставка для книг); муляжи фруктов и овощей или карточки с их
изображением.
Ход урока
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь . Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Повторение материала.
1. К р а т к и й ф р о н т а л ь н ы й о п р о с .
У ч и т е л ь . Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он
познает мир.
Как же человек получает знания? Мы с вами уже знаем, что всякое познание
начинается с органов чувств.
Какие органы чувств изучили на прошлом уроке? Для чего они нужны
человеку? Какими примерами можете подтвердить необходимость органов
чувств?
2. С о о б щ е н и я у ч а щ и х с я на тему «Органы чувств».
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через
них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и
их расположение.
Наш глаз устроен примерно так же, как фотоаппарат, в котором, когда
нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это
отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком
свете. Зрение нужно беречь, в противном случае может развиться близорукость
или дальнозоркость.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами у
человека связаны многие ассоциации. Остро мы чувствуем запахи и ароматы
летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее,
чем в темноте.
Если человек теряет способность к обонянию, то для него пища теряет вкус, и
такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную
пищу.
Слух – способность организма воспринимать звуки. С помощью ушей мы
слышим речь других людей, звуки природы, музыку, шумовые эффекты и т. д.
Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем
уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека,
затрудняет узнавание окружающего мира, лишает его возможности общения.
Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью
мимики и жестов.
Уши нужно беречь от повреждений, сильного шума, резких звуков, попадания
соринок и мелких предметов.
Язык – орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством
сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в
рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а
горькое – корнем.
Осязание – это чувство, позволяющее с закрытыми глазами, прикасаясь к
предмету, почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость
поверхности и угадать сам предмет. Таким чувствительным органом у человека
является кожа, функция которой заключается в том, что она сообщает нам, к
чему мы прикасаемся.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.
Кожу нужно беречь от ран, обморожения, ожогов.
3. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а «Органы чувств».
У ч и т е л ь . А сейчас отгадайте кроссворд с ключевым словом «Органы».
З а д а н и я к кроссворду:
1) С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла
собака, зазвенел будильник? 2) С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в этой
книге?
3) Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели,
лиственницы?
4) Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5) С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую
– от соленой?
О т в е т ы : ухо, глаз, кожа, нос, язык.
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я : нарисуйте или напишите, какие правила надо
выполнять, чтобы сохранить зрение, слух.
III. Изучение новой темы.
1. П р о в е д е н и е э к с п е р и м е н т а .
У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что все органы чувств действуют совместно. Они
помогают и дополняют друг друга. А как вы думаете, почему точно определяем
с помощью различных органов чувств всевозможные предметы? Потому, ребята,
что все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не
спутает со вкусом апельсина.
А те предметы, которые вы не знаете, легко ли вам будет определить?
Правильно, трудно.
Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить, так ли это.
Учитель вызывает к доске 2–4 учащихся, завязывает им глаза. Первому
дает ручку, второму – скакалку, третьему – резиновый мячик, четвертому –
подставку для книг.
Учащиеся называют предметы, которые им были даны.
У ч и т е л ь . Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по теме «Как я помню то, что помню». 1) Игра «Радио».
У ч и т е л ь . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио?
Правильно, диктором. Сегодня мы поиграем в игру «Радио», в которой диктор
будет разыскивать учеников нашего класса. Он будет когонибудь описывать, а
мы по его рассказу должны узнать, кто же потерялся. Сначала я буду диктором,
слушайте.
Д и к т о р . Внимание, внимание! Потерялась девочка. На ней темнозеленый
брючный костюм. У нее две косички с белыми бантами. Она хорошо учится, поет
песни, дружит с Леной. Кто знает эту девочку, просьба, отзовитесь.
Так учитель начинает игру, показывая ученикам пример описания.
Учащиеся узнают по описанию одноклассницу и называют ее.
У ч и т е л ь . А теперь диктором будет ктонибудь из вас.
Дети должны перечислять характерные черты своих товарищей: как они
выглядят, как одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Если диктор дал такое описание, что учащиеся не смогли узнать
товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) в нашем
классе!»
У п р а ж н е н и е «Запомни и повтори движение».
У ч и т е л ь . Сегодняшнюю физкультминутку посвятим развитию зрительно
моторной памяти и внимания.
О п и с а н и е . Учитель выходит на середину класса и показывает несколько
движений. Дети внимательно следят за движениями его рук и запоминают их.
Затем учитель останавливается, а ученики должны повторить те движения,
которые он им показал.
Движения могут показывать и учащиеся.
2) Дидактическая игра «Чего не стало?».
О п и с а н и е . На столе разложен дидактический материал (муляжи или
карточки) на тему «Овощи и фрукты». По просьбе учителя ученики закрывают
глаза, а он убирает со стола один из овощей (фруктов). Учащиеся по сигналу
учителя открывают глаза и называют тот овощ (фрукт), которого на стало. Если
дети легко справляются с заданием, то можно дополнительно менять предметы
местами на столе.
3) Обсуждение проблемного вопроса по учебнику на с. 58. У ч и т е л ь . Где хранят скоропортящиеся продукты? А куда филателисты
помещают марки? Где хранятся книги? Где хранят редкие вещи и ценные
интересные экспонаты?
У ч е н и к и . В холодильнике. В альбом. В библиотеке. В музее.
У ч и т е л ь . А можно ли сохранить веселый праздник и добрый поступок?
(Ответы учащихся.) Где?
– Прочитайте ответ в красной рамке на с. 58 и сопоставьте его со своим
мнением.
– Выполните следующие задания учебника на странице 58.
4) Выполнение заданий 1, 2 на с. 24 рабочей тетради.
3. Р а с с к а з о б ъ я с н е н и е «Наш главный помощник – ум» по учебнику на
с. 59.
IV. Закрепление материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и й «Проведи наблюдения» на с. 60 учебника.
Учащиеся проверяют свои умозаключения (на основе практического
опыта).
1) Опыт с ложкой (карандашом).
2) Нахождение прямых (кривых) букв по линейке в слове «тень».
3) Опыт и наблюдение с отрезками (самостоятельная работа с коллективной
проверкой).
Учащиеся самостоятельно находят способ определения размеров
выделенных отрезков, называют и сравнивают их размеры.
У ч и т е л ь . Почему трудно выполнить это задание с помощью зрения?
(Ответы учащихся.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Подумайте, отгадайте, решите» на с. 61
учебника (раздел «Дополнительный материал»).
У ч и т е л ь . Чем отличается щенок от взрослого пса? Сравните рисунки,
найдите взрослых собак и щенка на обоих рисунках. Ответьте на вопрос в
учебнике.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а «Отгадай загадки» на с. 61 (раздел
«Дополнительный материал»).
1) Учащиеся читают загадки, отгадывают и соединяют стрелочкой с отгадкой.
2) Коллективная проверка: учитель читает загадки, учащиеся хором
досказывают отгадки.
4. О б о б щ е н и е «Что главное в запоминании?». У ч и т е л ь . Иногда память любит подшутить. Послушайте стихотворение
Юрия Владимирова и скажите, не бывало ли с вами такого.
Я послал на базар чудаков.
Дал чудакам пятаков.
Один пятак – на кушак,
Один пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак – так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините, но с нами беда,
Мы забыли, который – куда.
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который – так.
– Что главное в запоминании, как вы думаете?
У ч е н и к и . Надо сначала правильно уяснить, понять, о чем говорят, что к
чему.
У ч и т е л ь . Верно, если человек все правильно понял, значит, он и хорошо
запомнит. Какой же помощник помогает человеку сохранить полученную
информацию?
У ч е н и к и . Память.
У ч и т е л ь . Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания.
Когда говорят «Вспомни», значит, надо «достать» чтонибудь нужное из памяти.
5. Вы в о д по теме урока по учебнику (с. 58, 59 в красной рамке).
V. Итог урока.
У ч и т е л ь . Отгадайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
У ч е н и к и . Человек.
У ч и т е л ь . Что вы узнали сегодня нового о помощниках человека в познании
окружающего мира? Почему человек – самое умное существо на Земле? Домашнее задание: выполнить задания 3, 4 в рабочей тетради «Раскрась,
найди, объясни, сосчитай» на с. 25.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.