Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "
Оценка 5

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
25.01.2017
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "
Конспект урока составленный по учебнику: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»): учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: Баласс. В разработке урока содержится разнообразный научный и занимательный материал по естествознанию, дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей, мышления, памяти учащихся и воспитание биосферной этики.
Жизнь экосистемы.doc
ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ Сложность данного урока заключается в том, что он включает в себя две темы:   «Что   такое   экосистема?»   и   «Почва   –   важнейшая   часть экосистемы».  Ц е л и : показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере,   что   в   экосистеме   всегда   идёт   круговорот   веществ;   познакомить учащихся   со   свойствами   почвы,   её   ролью   в   жизни   экосистемы;   объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ. О б о р у д о в а н и е :  иллюстрации с изображением экосистемы (желательно с представлением   цепи   питания   и   круговорота);   пророщенные   семена   фасоли; ящички с разными видами почвы. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. 1. Б л и ц о п р о с. Учитель. Какие оболочки нашей планеты вы знаете? 1­й ученик. Воздушная оболочка – атмосфера. 2­й ученик. Водная оболочка – гидросфера. 3­й ученик. Каменная оболочка – литосфера. Учитель. В какой оболочке живут живые организмы? Дети. На границе всех трёх оболочек – в биосфере. Учитель. Какие «профессии» живых организмов вы знаете? Дети. Производители, потребители, разрушители. Учитель.  Приведите   примеры,   какие   живые   организмы   относятся   к производителям, потребителям и разрушителям. Дети приводят примеры. Дети.  К   «производителям»   относятся   растения,   например,   берёза,   ель, рябина. «Потребители»   –   это   животные,   например,   ворона,   белка,   лиса   и   многие другие. «Разрушители» – это грибы, дождевые черви, микробы и другие. Учитель. Где живут живые организмы – в экосистеме или биосфере? Вопрос вызывает у детей затруднение. Учитель. Прочитайте диалог Миши и Лены. Ваши друзья помогут разрешить сомнения. 2. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у ,  с. 40. 1) Ч т е н и е  диалога героев. Учитель.  Какое   утверждение   верно:   «Биосфера   –   часть   экосистемы»   или «Экосистема – часть биосферы»? Дети. Экосистема – часть биосферы. Учитель. Правильно. 2) В ы п о л н е н и е  задания. Учитель. Из каких частей состоит экосистема? Ответить на этот вопрос вам поможет рисунок на с. 42. Ученики рассматривают рисунок. Учитель. На рисунке вы видите прямоугольники, в которые вписаны названия частей экосистемы. Слева изображены ель, берёза, голубика. Как называется эта группа растений? Дети. Это «производители». Учитель   прикрепляет   к  производители. д о с к е   карточку   или   записывает: Учитель.  Справа  на рисунке: жук, белка, птица, волк, мышь. Что общего между этими животными? Дети. Они «потребители». Учитель. Какая «профессия» у грибов, дождевых червей и бактерий? Дети. Они «разрушители». Н а   д о с к е  у учителя должна появиться следующая з а п и с ь : производители потребители разрушители Учитель.  Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные животные организмы. Что нужно дописать? Дети. Вверху нужно дописать «воздух», внизу – «горные породы и вода». Н а   д о с к е  следующая з а п и с ь :               воздух                            производители почва                            потребители               горные породы             разрушители               вода Учитель.  Как вы думаете, почему разделены все части экосистемы на две группы? 1­й ученик. Воздух, почва, горные породы, вода – неживая природа. 2­й ученик. Производители, потребители, разрушители – живая природа. Учитель дополняет з а п и с ь   н а   д о с к е : Учитель. Вы рассказывали о том, что в экосистеме нет ничего лишнего, всё производится,   полностью   используется   её   обитателями.   Как   называется   этот процесс? Дети. Круговорот веществ. 3) В ы п о л н е н и е  задания. Учитель. Посмотрите на рисунок на с. 41. Что обозначают стрелки? Дети. Кто кем питается. Учитель. Почему стрелки разного цвета? На перемещение каких веществ они указывают? Дети. Зелёные стрелки показывают на перемещение органических веществ. Дети.  Коричневые стрелки, указывающие направление от бактерий к траве, показывают на движение минеральных веществ. Дети дописывают задание. Учитель.  Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются цепями   питания.   В   цепи   питания   передаются   органические   вещества. Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась и превратилась в круговорот. Дети. Необходимы «разрушители» («мусорщики»). Учитель. Почему? Растения едят микробов? Дети.  Разрушители разрушают погибшие организмы, образуют минеральные вещества, которые используют растения. III. Объяснение нового материала. С о в м е с т н о е   о т к р ы т и е   з н а н и й. Учитель.  Сделайте вывод, что такое экосистема. Вам известны составные части   экосистемы.   (Учитель   показывает   запись   на   доске.)   Продолжите предложение: Экосистема – это единство... Дети. Живой и неживой природы. Учитель. Что происходит в экосистеме с веществами? Дети. Вещества передаются по кругу, происходит круговорот веществ. Учитель. А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? Дети. Круговорот веществ поддерживают её обитатели. Учитель.  Получается,   что  экосистема  –   это   единство   живой   и   неживой природы,   в   котором   его   обитатели   разных   «профессий»   поддерживают круговорот веществ.  Проверьте правильность вывода, сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 43. IV. Первичное закрепление.  Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у. 1. В ы п о л н е н и е  задания. Учитель. Теперь проверьте, как вы разобрались, из чего состоит экосистема. Попробуйте отгадать части экосистемы по набору связанных с ними по смыслу слов. 1. Дышать, ветер, прозрачность, газ (воздух). 2. Лить, течение, прозрачность, жидкость (вода). 3. Прочность, твёрдое тело, полезные ископаемые (горные породы). 4. Зелёный  цвет,  выделение  кислорода,  рост  (производители  (растения)). 5. Плодородие, смесь, корень (почва). 6. Мёртвые остатки организмов, почва, питание (разрушители). 7. Движение, питание, дыхание, рост (потребители). V. Объяснение нового материала. С о в м е с т н о е   о т к р ы т и е   з н а н и й. 1. Б е с е д а. Учитель.  Какие живые организмы нужны, чтобы замкнуть цепь питания и превратить её в круговорот? Дети. Нужны «разрушители». Учитель.  Но   могут   ли   «разрушители»   напрямую   передавать   растениям минеральные вещества? Вопрос может вызвать затруднение. Дети. Нет, это происходит с помощью почвы. Учитель.  Почва  – это важнейшая часть экосистемы. Посмотрите на доску. Выделяя   части   экосистемы,   вы   записали   отдельно  почва  и   отдельно  горные породы. (Если есть возможность, дети могут рассмотреть и сравнить на демонстрационном   материале   горные   породы   и   почву.)   Почва   возникает в результате   разрушения   горных   пород   под   воздействием   воды,   ветра,   тепла, холода   и   деятельности   живых   организмов.   В   почве   живёт   множество микроскопических   разрушителей,   они   разрушают   остатки   организмов   до минеральных веществ, необходимых растениям. 2. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а. Эту работу лучше всего проводить в группах. Учитель.  Чем   больше   в   почве   перегноя   и   минеральных   веществ,   тем   она плодородней, на ней лучше растут растения. Сегодня вы проведёте эксперимент и проверите это утверждение. У вас на столах – пророщенные семена фасоли и две коробочки с почвой. В одной   коробочке   находится   почва   тёмная,   в другой   –   светлее.   Плодородная почва,   насыщенная   перегноем,   имеет   тёмный   цвет.   Посейте   фасоль   в   обе коробочки и понаблюдайте, как она будет расти в разной почве, в какой растение будет лучше развиваться. Свои наблюдения запишите. Дети в группах сажают семена. VI. Первичное закрепление.  По   окончании   практической   работы   учащиеся   выполняют   задания   в учебнике. Р а б о т а   в   у ч е б н и к е. 1. В ы п о л н е н и е  задания, с. 44. Учитель. Исследуйте свойства почвы. О п ы т   п е р в ы й: учитель просит полить цветок в горшке.  Учитель. Когда вы поливаете цветы, что происходит с лишней водой? Дети. Она вытекает в поддон. Учитель. Какой вывод вы запишете? Дети. Почва не удерживает воду. Ученики дописывают вывод в учебнике. О п ы т   в т о р ой: учитель берёт горсть земли и бросает в банку в водой.   Учитель. Что происходит? Дети. Часть почвы всплывает вверх. Учитель. Это перегной. Какой сделаете вывод? Дети. В почве содержится перегной. Ученики дописывают вывод в учебнике. 2. В ы п о л н е н и е  задания. Учитель.  Попробуйте   применить   полученные   сегодня   знания,   допишите фразы. Какие связи существуют внутри экосистемы? 1. Растения поглощают из воздуха углекислый газ. 2. Животные поглощают из воздуха кислород. 3. Растения поглощают воду из почвы. 4. Животные пьют воду. 5. Растения  растут  в   почве   и   поглощают   из   неё  воду  и  минеральные вещества. 6. Животные живут в почве. 7. Вода разрушает горные породы. 8. Почва образуется из разрушенных горных пород. 9. Вода – составная часть почвы. 10. Животные питаются растениями. VII. Итог урока. Учитель.  Что   вы   узнали   на   уроке?   Что   такое   экосистема?   Что   в   ней происходит? Дети.  Экосистема   –   это   единство   живой   и   неживой   природы,   в   ней происходит круговорот веществ. Учитель. Кто контролирует круговорот веществ в экосистеме? Дети.  Круговорот   контролируется   живыми   организмами   разных «профессий». Учитель. Что такое почва? Дети. Важнейшая часть экосистемы, верхний плодородный слой земли. Домашнее задание:  с. 40–45 (читать), вопросы на с. 43 и 45; подготовить сообщения (по желанию) по теме «Озеро и его обитатели».

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "

Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017