Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
25.01.2017
Конспект урока составленный по учебнику: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»): учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: Баласс.
В разработке урока содержится разнообразный научный и занимательный материал по естествознанию, дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей, мышления, памяти учащихся и воспитание биосферной этики.
Наши братья.doc
НАШИ БРАТЬЯ
Ц е л и: познакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к
жизни на суше; показать многообразие млекопитающих; объяснить, что человек
тоже относится к млекопитающим.
О б о р у д о в а н и е : иллюстрации с изображением зверей, образцы меха, листы
с таблицей.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Б л и ц о п р о с.
Учитель.
Чем покрыто тело различных позвоночных? Вы можете
пользоваться таблицей (см. урок 25).
Дети. У рыб – чешуей, у пресмыкающихся – чешуйками, у земноводных –
голой кожей, у птиц – перьями.
Учитель. По сколько детенышей рождают различные позвоночные?
1й ученик. Рыбы и земноводные за год тысячи икринок откладывают.
2й ученик. Пресмыкающиеся – десятки яиц.
3й ученик. Птицы – не больше десяти яиц.
Учитель. Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?
Дети. Только птицы заботятся понастоящему о своем потомстве: кормят,
охраняют, греют.
Учитель. Как долго они остаются вместе с родителями?
Дети. Пока не научатся хорошо летать, самостоятельно добывать себе пищу.
Учитель. Какая польза птицам от теплокровности?
Дети. Греют своих птенцов. Температура воздуха не влияет на температуру
тела птицы, а значит, и на их активность.
2. Ч т е н и е д и а л о г а героев, с. 110.
Учитель. Интересный вопрос возник у Лены. Прочитайте ее диалог с Мишей.
(Ученики читают.)
Учитель. Почему в аквариуме у Лены развелось много рыбок? Почему этого
не происходит в природе? Дети. Рыбы не заботятся о мальках, и в природе они почти все погибают. В
аквариуме нет хищников, поэтому все мальки выжили.
Учитель. Вы согласны с Леной: если рыбы, земноводные откладывают много
икринок, то они нужнее природе, чем птицы, которые откладывают 6 яиц?
Дети. Просто из тысячи мальков выживают единицы, потому что рыбы не
заботятся о них. Птицы опекают своих птенцов, и они выживают почти все.
3. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. Миша просит вас подумать: сколько потомков должна иметь
каждая пара родителей, чтобы общее число животных сохранялось из поколения
в поколение?
Дети. Хотя бы двух, на смену себе.
Ученики записывают в учебниктетрадь.
4. В ы п о л н е н и е задания, с. 114–115.
Учитель. А теперь откройте с. 114–115. Посмотрите, как многообразен мир
млекопитающих, с которыми вы сегодня будете знакомиться.
Дети рассматривают рисунки.
Подумайте, что объединяет животных на каждом рисунке. Найдите и
напишите общее для них название.
Что общего между летучей мышью и белкойлетягой?
Дети. Они летают. Можно назвать их воздушными.
Учитель. Где живут крот, слепушонка и суслик?
Дети. Они живут под землей. Подпишем – подземные.
Учитель. Кролик, слон, лось, тигр, горностай, волк, медведь, бобр – живут
на земле. Рассуждайте, здесь другой признак.
Чем они питаются?
1й ученик. Бобр, слон, лось, кролик – питаются растениями. Они –
растительноядные животные.
2й ученик. Тигр, горностай, волк, медведь – хищники.
Ученики подписывают рисунки.
Учитель. Посмотрите на рисунки на с. 115.
По какому признаку их объединили?
1й ученик. Белый медведь, северный олень, морж, песец – живут на севере.
2й ученик. Жираф, муравьед, зебра, гепард – животные жарких стран. Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 115. По какому признаку их
объединили?
1й ученик. Синий кит, тюлень, дельфин, кашалот – водные животные.
2й ученик. Белка, коала, лемур, орангутанг – древесные животные.
5. П о с т а н о в к а п р о б л е м н о г о в о п р о с а.
Учитель. Звери живут в воздухе и под землей, в теплых и холодных странах,
в воде и на суше. Почему звери так широко распространены на Земле?
Дети высказывают свои предположения.
III. Совместное открытие знаний.
Объяснение нового материала.
1. Б е с е д а и р а б о т а с т а б л и ц е й.
Учитель. Вам хорошо известны представители этой группы животных.
Почему же их называют млекопитающими? Дело в том, что звери
выкармливают детенышей своим молоком. Мать начинает заботиться о своем
детеныше еще до рождения, она вынашивает его в своем теле. И после рождения
долго опекает его, пока он не станет достаточно взрослым.
Положите перед собой таблицу. Вы многое знаете о млекопитающих, все
знания занесите в таблицу.
Название
Рыбы
Земново
дные
Среда
обитания
Покровы
(кожа)
Конечности
Органы
дыхания
Температура
Способы
тела
размножения
Вода
На
границе
Чешуя
Голая
кожа
Плавники Жабры
4 лапы
Легкие,
кожа
Холодно
кровные
Икра
Пресмык
ающиеся
Суша
(вода)
Суша,
воздух,
вода
Птицы
Звери
Чешуйки
4 лапы
Легкие
Холодно
кровные
Перья
2 крыла,
2 ноги
Легкие
+40°
Яйца
(без
заботы)
Яйца
(забота)
Учитель. Какая среда обитания у зверей?
Дети. Суша, вода, воздух. (Вписывают в таблицу.)
Учитель. Какой кожный покров?
Дети. Кожу защищает шерсть. (Вписывают в таблицу.) Учитель. Сколько конечностей? Есть исключения?
Дети. У большинства зверей 4 лапы. У водных – плавники.
Учитель. Как дышат млекопитающие?
Дети. Дышат с помощью легких. (Вписывают в таблицу.)
Учитель. Млекопитающие, как и птицы, – теплокровные животные.
Температура тела у них +40°. (Дети вписывают в таблицу.) Как размножаются
звери? Откладывают яйца?
Дети. Детеныши рождаются живыми.
Учитель. Млекопитающие – живородящие. (Дети вписывают в таблицу.)
Почему млекопитающие так широко распространены на Земле? Чтобы в этом
разобраться, надо определить, чем они отличаются от других животных, что
развито у них лучше? Как звери заботятся о потомстве?
Дети. Выкармливают своим молоком, долго опекают, учат.
Учитель пишет н а д о с к е:
1. Забота о потомстве
Учитель. Какая у них температура тела?
Дети. Звери – теплокровные. Температура их тела составляет +40°.
Учитель пишет н а д о с к е:
2. Теплокровность
Учитель. Что помогает сохранять высокую температуру тела?
Дети. Шерсть.
Учитель показывает детям образцы меха. Ученики рассматривают,
определяют, какому животному принадлежит мех. Учитель дополняет
запись н а д о с к е:
3. Шерсть
Учитель. Почему звери питаются столь разнообразной пищей?
Дети. Приспособлены зубы.
Учитель дополняет запись н а д о с к е:
4. Разнообразные зубы
2. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. Прочитайте текст на с. 111. Что лучше: иметь все одинаковые зубы
или разные? Какими зубами удобнее грызть яблоко?
Дети. Резцами. (Записывают в таблицу.) Учитель. Какими зубами удобнее откусывать мясо?
Дети. Клыками. (Записывают в таблицу.)
Учитель. Какими зубами удобнее пережевывать пищу, колоть орехи?
Дети. Предкоренными и коренными зубами.
3. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. Посмотрите на рисунок, с. 111. Изображены тигр и бобер. Какие
зубы больше развиты у этих животных?
1й ученик. У тигра – клыки.
2й ученик. У бобра – резцы.
Учитель. Какие зубы иметь лучше – разнообразные или одинаковые?
Дети. Разнообразные зубы лучше.
4. Б е с е д а п о т е к с т у учебника (с. 112–113).
Учитель. Какие органы чувств развиты у млекопитающих?
Ученики ищут ответ в учебнике.
Дети. Особенно остро чувствуют запахи и звуки.
Учитель. Чем мы чувствуем запахи? Какой это орган чувств? Как
определяем звуки?
Дети. Орган обоняния – нос. Орган слуха – уши.
Учитель. Какие еще органы чувств есть у зверей?
1й ученик. Орган зрения – глаза.
2й ученик. Орган вкуса – язык.
3й ученик. Орган осязания – усы, лапы.
Учитель. Как повлияло развитие органов чувств на зверей?
Дети. У них лучше развит мозг, поэтому они легко обучаются и
дрессируются.
Учитель дополняет запись н а д о с к е:
5. Развитый мозг и органы чувств
Учитель. Прочитайте запись на доске. Эти факты дают возможность
млекопитающим успешно осваивать любую среду обитания.
IV. Первичное закрепление.
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
1. С о о б щ е н и я ш к о л ь н и к о в и л и р а с с к а з у ч и т е л я. Ученики делают свои сообщения или учитель рассказывает об интересных
зверях.
Р а с с к а з у ч и т е л я.
Интересен мир морских млекопитающих. Самые крупные из всех живших и
ныне живущих организмов – к и т о о б р а з н ы е. Синие киты достигают 33 метров
в длину и 160 тонн веса. Сердце такого гиганта весит 600–700 килограммов,
язык – 3 тонны. Слой жира достигает 25 сантиметров толщины, у крупных китов
общий вес подкожного жира достигает 50 тонн.
Но эти цифры относятся к китамгигантам. Среди китообразных
встречаются и «мелкие» животные. Нередко можно увидеть дельфинов длиной
1–3 метра.
Из морских млекопитающих китообразные лучше всех приспособлены к
жизни в море.
Передние конечности превратились в небольшие ласты, от задних
сохранились только несколько косточек внутри тела, зато мощно развит хвост;
он имеет вид широкого горизонтально лежащего плавника. Массивный скелет
кита сильно облегчен тем, что кости пористые и пропитаны жиром. Голова и
туловище китов слиты в одно целое, подвижной шеи нет. Киты дышат
атмосферным воздухом. Ноздридыхала открываются на «макушке» головы.
При нырянии особый клапан закрывает дыхало.
Запаса воздуха киту хватает на 5–10 минут, а кашалоту – на 15–45 минут.
Из органов чувств у китов особенно развит слух. Это и не удивительно. Звук
хорошо распространяется в воде. Китообразные слышат за много километров.
Зато свет плохо распространяется в воде, и киты относительно плохо видят.
Сами они издают звуки дыхалом.
Киты – стадные животные, однако группы усатых китов в несколько десятков
встречаются редко. Кашалоты образуют стада до 100 животных, а дельфины – в
несколько сотен.
Рождение детенышей происходит в воде. Чтобы он не захлебнулся, самка
ухитряется принять такое положение тела, при котором новорожденный
появляется в воздухе и, прежде чем упасть в воду, успевает вздохнуть. Легкие,
полные воздуха, помогают китенку держаться на плаву. У крупных китов
детеныш имеет 6–7 метров в длину и до 5–6 тонн веса. Питается этот «малютка»
молоком матери.
У китов рождается по одному детенышу, да и то раз в два года.
Учитель демонстрирует китообразных на иллюстрациях. 2. Б л и ц о п р о с.
Учитель. Почему пресмыкающиеся не покрыты шерстью?
Дети. Они холоднокровные, им не нужно сохранять постоянную температуру
тела.
Учитель. Почему млекопитающим не нужно столько детенышей, сколько
рождается у рыб или пресмыкающихся?
Дети. Звери заботятся о своих детенышах, и они все выживают.
Учитель. Как млекопитающие общаются друг с другом?
Дети. Они общаются с помощью сигналов в виде запахов и звуков.
3. В ы п о л н е н и е задания.
Учитель. А почему некоторые звери зимой впадают в спячку?
Дети. Они впадают в спячку зимой, потому что становится холодно, им не
хватает пищи.
Учитель. Высшей ступенью развития млекопитающих стал человек. Какие
признаки подтверждают принадлежность человека к млекопитающим?
1й ученик. У человека постоянная и высокая температура тела.
2й ученик. Волосы человека – это разновидность шерсти.
3й ученик. Грудной ребенок вскармливается молоком.
4й ученик. Люди, как и млекопитающие, рождают детенышей.
5й ученик. Человек состоит из многих клеток.
V. Итог урока.
Учитель. Что вы узнали о млекопитающих? Что позволило им расселиться по
всему свету?
Дети. Забота о потомстве, и они развиты лучше других животных.
Учитель. Млекопитающие – самые совершенные животные, поэтому они –
одна из самых многочисленных групп. Сейчас на Земле обитает примерно 3500
видов млекопитающих.
Домашнее задание: с. 110–115 (читать).
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100" НАШИ БРАТЬЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.