Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 ПЕТР ВЕЛИКИЙ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока составленный по учебнику: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»): учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: Баласс. В разработке урока содержится разнообразный научный и занимательный материал по естествознанию, дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей, мышления, памяти учащихся и воспитание биосферной этики.
Иконка файла материала Петр Великий.doc
ПЕТР ВЕЛИКИЙ Цели:  формировать знания учащихся о жизни и деятельности Петра I, об основании Петербурга; воспитывать чувства патриотизма и гордости за величие дел своих далеких соотечественников; расширять знания учащихся об основании Санкт­Петербурга, строительстве и процветании.  Х о д   у р о к а   I. Организационный момент. II. Формирование новых знаний. Р а с с к а з   у ч и т е л я .   События   минувшего   «бунташного»   века   показывали,   что,   для   того   чтобы Россия   стала   сильной   страной,   не   уступающей   своим   западным   соседям, требовались   многие   перемены.   Они   нужны   были   и   в   государственном управлении, и в жизни всех россиян, как бедных, так и богатых. Было важно, чтобы   с   огромной   Россией   стали   считаться   её   соседи,   правители   которых надменно   относились   к   русскому   народу.   Они   по­прежнему   считали   его отсталым, неграмотным и не умеющим жить по тогдашним западным обычаям и нравам. Первым русским царём, решительно взявшимся за осуществление изменений в  жизни  России, стал  сын  Алексея  Михайловича – Пётр Первый (1672–1725). Его   деятельность,   его   преобразования   были   настолько   важными   по   своим последствиям, что стали тем рубежом, который отделил старую, допетровскую Россию   от   новой   России,   решительно   изменившейся   при   этом   молодом   и энергичном правителе. Недаром за все свои деяния на пользу Родине он был назван «Великим» – настолько они были грандиозны. Петр был сыном царя Алексея Михайловича. Он родился в 1672 году, а умер в 1725 году. Детство царевича прошло на берегу реки Яузы, в подмосковном селе   Преображенское.   Мальчик   рос   здоровым   и   крепким,   любил   подвижные игры. С малолетства его игрушками были пушки, пистолеты, корабли – словом, игрушки для военных забав – «потех». Когда Петру исполнилось 12 лет, для него построили   «потешную»   крепость   со   стенами,   башнями,   рвом   и   подъемным мостом. Много времени он проводил в военных играх со своими сверстниками, из   которых   были   созданы   два   «потешных»   полка   –   Семеновский   и Преображенский. В будущем они стали настоящей опорой взрослого царя. С юношеских лет проявился у царя интерес к морю.Петр осматривал однажды в селе Измайловском старые вещи, оставшиеся в доме прапрадеда его, Никиты Ивановича Романова. Вдруг замечает он между ними какую­то брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие   делались   тогда   в   России.   С   ним   был   в   это   время   учитель   его   Франц Тиммерман. Любопытный царь спрашивает его, что это за лодка, и с удивлением узнает, что это английский бот, употребляемый на море при кораблях, и что на нем можно ездить на парусах по ветру и против ветра.  Это была новинка, еще никогда не виданная Петром. О, сколь занимательной она показалась ему! Нетерпеливый царь хотел в ту же минуту пуститься на нем по Яузе, но бот был почти совершенно разрушен. Чтобы исправить его, тотчас приказано   было   искать   плотника.   К   счастью,   нашли   того   самого   голландца Брандта, который строил этот бот при царе Алексее Михайловиче. Он починил, оснастил, спустил его на воду и некоторое время ездил перед глазами государя, стоявшего на берегу. Насмотревшись вдоволь, Петр сел вместе с Брандтом и сам начал управлять ботиком. С первого же раза новое дело пошло так хорошо, что плавание на ботике сделалось одной из любимых забав его. Он в детстве боялся воды, и ему стоило больших трудов преодолевать этот природный страх. Но чего не сделает человек с твердой волей и истинным желанием успеха?! В короткое время в Петре не осталось ни малейших следов прежнего страха. Реки Яуза и Москва скоро показались малы для молодого царя, а небольшие поездки   водой   до   села   Коломенского   уже   не   удовлетворяли   его   страсти   к мореплаванию.   В   1691   году   выписаны   были   новые   мастера   из   Голландии   и построена корабельная верфь на озере Переяславском. Главный мастер Арриен Меетье должен был заложить две яхты одинаковой величины: одну для себя, другую для самого Петра. Он хотел иметь полное понятие не только о том, как надобно служить на корабле, но даже и о том, как надобно его строить. Вот два мастера принялись за работу:   старший   –   Арриен   –   объяснял   правила   постройки   и   показывал   их младшему   –   Петру.   Собственными   руками   исполнял   он   все   показанное   ему, собственными руками клал каждую доску, вколачивал каждый гвоздь, и, таким образом, спустилась на воды Переяславского озера первая русская яхта. Она была   первой,   потому   что   царственный   ученик   опередил   учителя   и   окончил работу свою прежде, чем окончена была Арриенова яхта. 1 мая 1692 года царь, восхищенный   произведением   своим,  начал   прогулки   по   озеру,   а   когда   новый флот   состоял   уже   из   пяти   судов,   эти   прогулки   перестали   быть   простым катаньем, а представляли собой морское учение и часто даже сражения.Царь был уверен, что России необходимы морские просторы, и много делал, чтобы эту мечту претворить в жизнь. Современников   поражала   его   неуемная   энергия,   вызывала   удивление   его манера поведения. Молодой царь был любознателен, ему хотелось больше узнать о жизни людей в   европейских   странах.   Петра   привлекала   Немецкая   слобода,   находившаяся недалеко от села Преображенского. Жители этой слободы часто беседовали с молодым царем. Они открывали перед русским правителем совершенно иной, незнакомый россиянам мир. Петр I был трудолюбив. Он сам наслаждался работой и хотел быть примером для своих подданных. Один иностранец так отозвался о нем: «...он сам вполне солдат и знает, что требуется от барабанщика, равно как и от генерала. Кроме того, он инженер, пушкарь, делатель потешных огней, кораблестроитель, токарь, оружейный мастер, кузнец...» Русские цари не ходили, а плавно, величественно «выступали». А у Петра I была   стремительная   походка,   резкие   жесты.   Цари   обычно   держали   своих подданных   на   расстоянии   и   «взирали»  на   них   свысока.   А   Петр   обращался   с приближенными непринужденно. В отличие от Петра, прежние правители России царствовали, но не работали. Петр I любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3–4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам   брался   за   топор,   ведь   корабельное   дело   он   знал   до   тонкостей.   Потом занимался токарным делом, которое очень любил (по сей день в разных музеях хранятся 12 принадлежавших Петру токарных станков, а было их всего 50). За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел. В   11  часов   Петр   садился   обедать.  За   столом   долго   не   засиживался,   обед состоял   из   немногих   простых   блюд,   среди   которых   непременно   подавали любимый Петром студень. Иногда перед обедом царь заходил в трактир и выпивал там рюмку анисовой водки. Так как это происходило после занятий в Адмиралтействе, он шутил, что «пробил адмиральский час». После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли.Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. «Делу – время, потехе – час», – частенько напоминал Петр окружающим. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник – таким представлял себе Петра Великого Александр Сергеевич Пушкин. Для того чтобы постичь науки и секреты военного и морского искусства, Пётр Алексеевич, еще будучи очень молодым, посетил некоторые европейские страны. Он привёз в Россию много искусных иностранных мастеров, которые принесли стране немалую пользу. Пётр   Первый   очень   ценил   знания   и   науки.   По   его   приказу   многие   дети российских дворян, приближённых царя, были посланы для учёбы за границу. Для того чтобы грамота стала доступна не только людям богатым, но и простому народу, по его приказу был введён в России новый, более лёгкий и простой для чтения и письма шрифт. Сейчас мало кто помнит, что те цифры, которыми мы и ныне пользуемся и которые называются арабскими, были введены при Петре. Они   заменили   неудобные   и   трудные   для   использования   в   счёте   и   письме цифровые обозначения из букв. Ценя грамоту и учёность, Пётр Великий в 1724 году основал Академию наук, где вместе с приглашёнными из­за границы иностранцами работали талантливые русские учёные. Но чтобы стать учёным человеком, полезным для своей страны, нужно было получать знания с детства. Поэтому энергичный царь распорядился открыть школы для детей и юношей, мореходные школы, где обучались будущие адмиралы флота российского. Для того чтобы иметь в России, земли которой были   очень   богаты   полезными   ископаемыми,   собственных   специалистов   и мастеров, Пётр Первый распорядился открыть школы горного дела. В   это   время   была   открыта   и   первая   в   стране   публичная   библиотека, доступная   для   всех   желающих.   Богатые   россияне   стали   одеваться   уже   по европейской   моде,  мужчины   отказались   от   длинной   бороды   и   стали   коротко стричься и бриться. Пётр I очень хотел видеть Россию похожей на передовые европейские страны. И это ему удалось.  Россия не имела сильной, обученной армии. Петр I начинает создавать такую армию.Солдаты   набирались   из   деревень.   Деревни   должны   были   каждый   год поставлять   в   армию   определенное   количество   молодых   мужчин.   Такая повинность   называлась   рекрутской,   а   крестьянин,   попавший   в   армию,   – рекрутом. Служба в рекрутах была пожизненной. И поэтому семья, которой выпало по жребию выставить рекрута, провожала новобранца с плачем, о нем горевали как об умершем для родных. Становился рекрут солдатом. Его бесплатно одевали, кормили, вооружали. И не было у него другой заботы, как верой и правдой служить царю­батюшке и Отечеству. А чтобы хорошо служить, надо многое уметь. Новобранцам   внушали,  что   слово   командира  –  закон   для   солдата.   Солдат обучали   маршировать,   быстро   перестраиваться   в   строю,   выполнять   разные маневры,   метко   стрелять,   вести   рукопашный   бой,   штурмовать   крепости, переправляться через реки. С утра до вечера шло обучение. За промахи солдат жестоко  наказывали,  ставили   босыми   ногами  на  гвозди,  оставляли   без  еды  и воды. Если рекрут убегал, то его ловили, рвали ноздри, отправляли на каторгу, наказывали семью. Армии   были   нужны   русские   командиры.   По   приказу   Петра   I   началась подготовка офицеров из русских дворян. Их обучали в специальных военных училищах, некоторых посылали за границу. Так   создавалась   в   стране   регулярная   армия.   Сила   ее   была   в   выучке   и дисциплине. Со времен Киевской Руси и Великого Новгорода наши предки плавали по рекам и морям. Но не было в России своего военного флота. И по указу Петра началось строительство галер и больших парусных кораблей –  фрегатов. Со всех   уголков   России   под   охраной   солдат   посылали   плотников   на   верфи   в Петербург, в Поденное Поле, что на берегу Ладожского озера. Сплавляли по рекам корабельный лес, строили многочисленные смоляные и дегтярные дворы, канатные,   полотняные   и   парусные   предприятия.   Царь   торопил   с   постройкой судов. В августе 1703 года был спущен на воду первенец Балтийского флота. А к 1725 году более десяти многопушечных  кораблей,  не  считая галер, уверенно бороздили воды Балтики. Флот усиливал мощь и славу России. Во   времена   Петра   I   зародились   некоторые   традиции   русского   военно­ морского флота. Корабль в море – это крошечный мир. Все моряки связаны друг с другом. От работы каждого зависит жизнь всех. Российский флот славился дисциплиной и взаимовыручкой. На кораблях поддерживалась чистота. На мачтеразвивался белый с голубым флаг. Он назывался  андреевским  в честь Андрея Первозванного, по преданию, первого апостола, пришедшего с христианскими проповедями в славянские земли. Содержание армии и флота требовало много денег. Государственная казна пополнялась в основном за счет налогов с населения. Главным налогом при Петре I была  подушная подать. Она называлась так потому, что бралась «с души», к ним причисляли только лиц мужского пола. Кроме главного, были и другие поборы, например, на право носить бороду, на пчелиные улья. Во времена Петра I была проведена перепись населения, чтобы учесть, какое количество народа должно платить налоги и сколько денег от этого получит государственная казна. Армию и флот необходимо было вооружить, одеть, обуть. Требовалось много пороха, ружей, сукна для мундиров, полотна для парусов, канатов для кораблей. Царь   повелел   строить   крупные   для   того   времени   предприятия   на   Урале,   в Карелии, в Петербурге. Поощрялось не только государственное, но и частное строительство. Кто заводил свое дело –  завод, тот получал от  казны  деньги и работных   людей.   В   основном,   это   были   крепостные   крестьяне,   а   иногда   в работники   отдавали   и   государственных   преступников.   Крупные   предприятия назывались  мануфактуры. У работных людей на мануфактурах был поистине каторжный труд. А уйти они не могли, потому что были подневольные. Преобразования коснулись и государственного устройства страны. Управление  при Петре I напоминало лестницу. На самой верхней ступени стоял царь. Петр был не просто русским царем, как его предшественники: в 1721 году он принял титул  императора. Страна стала называться  империей. Власть царя была никем не ограничена, он был полновластный владыка всех земель и своих подданных. На   следующей   ступеньке   располагался  Сенат,  помогавший   царю разрабатывать законы. Церковными делами ведал Синод, который тоже подчинялся императору. Это означало, что русский император стал и главой церкви. Ступенькой ниже помещались  коллегии. Они проводили в жизнь решения и волю   царя­императора.   Иностранная   коллегия   отвечала   за   связь   с   другими государствами; адмиралтейская – ведала военно­морским флотом и так далее. На   ступеньку   ниже   находились  губернаторы.   Они   исполняли   волю императора в губерниях, в разных уголках страны.Стране   для   проведения   реформ   и   управления   требовалось   большое количество   грамотных   людей.   Поэтому   царь   издал   ряд   указов,   по   которым дворяне были обязаны учиться. Вышел даже специальный указ «о дураках». Дворянин,   который   не   получил   образования,   слыл   «дураком»,   и   таким запрещалось жениться. Многих молодых людей царь посылал учиться за границу. Когда они возвращались, Петр лично их экзаменовал. Дворяне,   побывавшие   за   границей,   перенимали   некоторые   европейские обычаи, моду. Петр всячески это поощрял. Дворянам предписывалось одеваться на европейский манер, по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе. Именно при Петре I на столах у богатых людей появился картофель, ранее неизвестный русским людям. Со времен Петра ввели и новый календарь, по которому год начинался с 1 января. До этого новый год начинался с 1 сентября. Благодаря   преобразованиям   Петра   I   Россия   превратилась   в   одно   из сильнейших государств Европы. В   начале   XVIII   века   земли   по   берегам   Балтийского   моря   принадлежали королевству   Швеция.   Петр   I   начал   войну   за   Балтийское   побережье.   После долгих   лет   тяжелой   борьбы   Россия   одержала   победу   и   вышла   на   морские просторы.  В   один   из   майских   дней   1703   года   вниз   по   течению   Невы   плыли   лодки. Сидевшие   в   них   люди   обследовали   изгибы   реки,   искали   удобное   место   для закладки новой крепости. Трудно сказать, кому первому приглянулся небольшой островок   у   правого   берега.   Он,   как   страж,   стоит   у   развилки,   с   него   далеко просматриваются оба рукава реки. Возведенная здесь крепость способна держать под прицелом все водные подходы. Остров небольшой, поэтому крепость может занять всю его территорию, и врагу придется атаковать ее с моря. Это тоже удобно для защитников. Вот на этом острове, который назывался Заячьим, и было решено заложить крепость. Ее строили спешно, так как шла война, и в любой момент можно было ждать нападения шведов. Остров укрепили: вбили сваи, подсыпали сухую землю и сразу стали возводить земляные валы. В апреле 1704 года на стенах крепости зажегся   маячный   огонь,   означавший,   что   строительство   оборонительных сооружений закончено. Почти до конца XVIII века крепость «одевалась камнем».   занимающий   всю территорию острова. Как паук раскинул свои лапки, так и крепость выдвинула вперед свои острые углы – бастионы. С бастиона можно вести обстрел большего Сооружение   представляло   собой   шестиугольник,пространства, не подпуская противника близко к стенам. Крепость на Заячьем – первое   в   России   оборонительное   сооружение   бастионного   типа,   которое считалось в ту пору самым совершенным. 29 июня 1703 года, в день святых Петра и Павла, на острове была заложена деревянная церковь. Апостол Петр, по преданию, обладал ключами от рая. Его сделали покровителем крепости, потому что новое оборонительное сооружение в   устье   Невы   должно   было   стать   ключом   к   Балтийскому   морю.   Крепость получила название Санкт­Петербург, то есть «укрепления святого Петра». Поначалу крепость строили солдаты. Требовалось много леса, камня, песка, сухой земли. Не хватало рабочих рук и мастеров. По указу царя из 85 мест России ежегодно на берега Невы должны были прибывать по 40 тысяч человек. И потянулись   к   неуютным   болотистым   берегам   жители   Ростова   и   Суздаля, Нижнего Новгорода и Казани. Были тут русские, татары, калмыки. Особенно ждали в строящейся крепости ремесленников высокого класса: московских и новгородских кузнецов, вологодских столяров, олонецких плотников, тульских оружейников и казанских штукатуров. Поистине, крепость на Неве строилась «всем миром»! Суров был труд и быт «подкопщиков» – чернорабочих, которые вбивали сваи, таскали землю. Работали от зари до зари. Летом разрешалось для обеда прервать работу на три часа, а весной и осенью, когда дни короче, – на два часа. Питались   строители   в   основном   капустой   и   репой,   жили   в   шалашах   и землянках.   Многие   болели.   Смертность   была   высокой.   Один   из   иностранцев писал: «...люди, как мухи, умирали от голода и там же хоронились». Мастеровые жили в лучших условиях. Их селили в домах, разрешали иметь семью;   давали   участок   земли,   чтобы   прокормиться,   платили   небольшое жалованье. Много необычного было в природе этих мест: постоянный ветер, сырость, туманы, но особенно – неожиданные наводнения. Надо себе представить, какой ужас   обуял   первых   строителей,   когда   в   августе   1703   года   вдруг   поднялся ураганный ветер и Нева пошла вспять. Вода стала быстро прибывать и затопила берега, а вместе с ними и жилища строителей, и крепость. Многие   рабочие,   не   выдерживая   тягот,   бежали.   Их   ловили   и   жестоко наказывали. Крепость вырастала быстро, и под ее защитой строился город. Неподалеку   от   крепости   возникли   поселения   ремесленников,   названия которых  указывали  на  то,  кто  там жил: Пушкарская, Ружейная, Зеленная (отслова «зелье» – порох), Дворянская, Посадская, Татарская. Оформилась первая площадь города – Троицкая. На ней стоял Троицкий собор, долгое время бывший главным   в   Петербурге.   Здесь   проходили   все   торжественные   службы, празднования в честь побед в Северной войне. Именно в этой церкви Петр I был объявлен императором. У площади на берегу Невы находились порт и таможня, где   проверяли   товары.   Не   прошло   и   двух   десятилетий,   как   Петербург   стал принимать   сотни   иноземных   судов   ежегодно.   Оживленная   торговля   шла   в Гостином дворе. Здесь же, на площади, располагалось здание Сената, Синода и Коллегии. Именно отсюда на всю страну шли распоряжения и указы. Ничего   не   сохранилось   от   Троицкой   площади   петровского   времени   за исключением   небольшого   деревянного   домика.   Не   каждый   город   может похвастаться, что сохранил свою первую постройку, а Петербург имеет на это право.   В   мае  1703   года   солдаты   срубили   для   Петра  I   избу   на   берегу   Невы. Отсюда   царь   собирался   наблюдать   за   строительством   крепости.   Небольшой домик «о двух светлицах» вот уже почти триста лет бережно сохраняется как память об основателе города. Поэт Н. Огарев посвятил основателю Петербурга такие строчки: Вырос город на болоте, Блеском суетным горя, Пусть то было по охоте Самовластного царя, Но я чту в Петре Великом То, что он умен и смел. В самовластье самом диком  Правду высмотреть сумел. А вот А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник» писал о Петре I: На берегах пустынных волн Стоял он, дум великих полн ………………….и думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен  Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.  Петр   I   решил   перевести   столицу   из   Москвы   в   Петербург.   С   1712   года государственные   учреждения   и   иностранные   посольства   по   приказу   царяперебирались в новый город, который стал столицей. Дворяне не очень спешили на новоселье – и царь повелел переселять дворянские семьи насильно. Новая столица застраивалась по плану – такого еще не бывало в России! Непохож был Петербург на русские города. План строительства города был разработан   архитектором   Доменико   Трезини.   Центральной   линией   – «перспективой   города»   –   была   Нева.   Вдоль   нее   или   перпендикулярно   к   ней тянулись прямые широкие улицы. Дома ставились в «красную линию» – плотно друг к другу, в ровную шеренгу. На улицу смотрел фасад дома, а хозяйственные постройки   прятались   во   дворе.   Были   разработаны   образцы,   по   которым полагалось   строить   жилища   в   Петербурге.   На   набережной   Невы   стояли двухэтажные   особняки   знати.   Большие   окна   были   разделены   переплетами   на квадраты, в которых поблескивало стекло. Это было новинкой и стоило очень дорого! Стены украшались небольшими выступами – лопатками, углы здания разрисовывались под кирпич. Вход в дом вел через высокое крыльцо, иногда над ним   нависал   небольшой   балкончик   с   узорной   решеткой.   Завершала   строение высокая  крыша. Здания раскрашивались  в яркие  цвета: зеленый, брусничный, голубой. Строго следили в молодом городе за чистотой. Каждый домовладелец обязан был приводить в порядок мостовую: убирать мусор, засыпать ямы и колдобины, высаживать деревья – березы, дубы, липы, ели, а также укреплять набережные перед домом. Запрещалось сбрасывать мусор в реки города. III. Закрепление изученного материала. Р а б о т а   п о   и л л ю с т р а ц и я м .   –  Рассмотрите картины жизни людей того времени (с. 67). Как вы думаете, изменилась ли жизнь во время преобразований Петра I? IV. Итог урока. – Какими личными качествами был наделен император Петр I? –  О каких преобразованиях Петра I вы узнали из материалов сегодняшнего урока?  – Почему Петр I начал преобразования в России? – Как преобразования проходили для народа? – Почему Петра I стали именовать Отцом Отечества? Домашнее   задание:  читать   текст   на   с.   66–69,   вопросы   1–5   на   с.   69; подготовить сообщение о преобразованиях, новшествах, которые вводил Петр I.