Цели: показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображением собаки, обезьяны, человека, дельфина.
Организационный момент.
Отгадайте к р о с с в о р д
У р о к 2
ЧЕЛОВЕК
Цели: показать отличие человека от животного как существа разумного;
познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображением собаки, обезьяны, человека,
дельфина.
I. Организационный момент.
Отгадайте к р о с с в о р д.
Ход урока
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
3. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке. (Улитка.)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Овца.)
6. Зеленый поясок
В траве затерялся. (Ящерица.)
7. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
К л ю ч е в о е с л о в о: человек.
– Прочитайте полученные слова. Что заметили общего?
II. Проверка домашнего задания.
1. В ы с т у п л е н и е царя царства животных (учебник, с. 8, задание 2).2. О т в е т ы н а в о п р о с ы раздела «Проверь себя».
III. Сообщение темы и целей урока.
– Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике
кроссворда. Это тема нашего урока. Сегодня мы поговорим о человеке как
разумном существе.
IV. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Человек – существо разумное».
– В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек».
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи,
способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Человек – часть природы, его живого мира, относится к царству людей.
Учитель предлагает рассмотреть на доске рисунки с изображением
животных и людей.
– Что общего у человека и животных?
– В чем существенное отличие человека от животного?
– Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?
– Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек
– разумное существо.
Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины,
собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому
люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги.
– Прочитайте текст на с. 10–11.
– Назовите предметы, созданные человеком.
– Где «помещается» разум человека?
– Есть ли головной мозг у животного?
– Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного,
особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из
комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира,
звездное небо, густой туман, моросящий дождь.
Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку.
(Звучит спокойная музыка.)
– Какие картины вы представляли, слушая музыку?
– Какие чувства вы испытывали в это время?
– О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим
миром, рассказывает особая наука – психология (от греческих слов «психе» –
душа, «логос» – наука).
– Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он
познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов
чувств.
– Какие органы чувств вы знаете?– Отгадайте з а г а д к и:
1. Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)
2. Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
3. Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
– О каких органах чувств говорится в загадке?
2. О с о б е н н о с т и п о з н а н и я.
И г р а «По ступенькам познания».
Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй
принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза,
запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый
воспроизводит увиденное.
– Восприятие – это первая ступень познания. Сохранить полученную
информацию помогает память. Память – это вторая ступень познания.
Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят
«вспомни», значит, надо достать нужное из памяти.
П р о д о л ж е н и е и г р ы «Память».
Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников
становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает
последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки
меняются местами.
Задачи первого игрока – восстановить
первоначальный порядок учеников.
– Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их
обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется
мышлением. Мышление – третья ступень познания.
С мышлением связана еще одна способность человека – представлять себе
то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением – это
четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Подумай» (учебник, с. 14.)
V. Итог урока.
– Отгадайте з а г а д к у:
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек.)
– Что нового вы узнали о человеке?
Ч т е н и е в ы в о д а на с. 15. Домашнее задание: с. 10–15; задание «Проверь себя».