Цели: дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; схемы-опоры «Экологические связи»
Урок построен с учетом требований ФГОС НОО
У р о к 4
МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
Цели: дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и
неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение,
речь.
О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; схемыопоры
«Экологические связи» (с. 25).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Каково значение человека на Земле?
– Сколько народов живет на Земле?
– Сколько государств на Земле?
– Какую символику имеет каждое государство?
II. Введение в тему урока.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Почему необходимо беречь Землю?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами
ученогоэколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать
хотя бы немного экологом.
III. Изучение нового материала.
1. Ч т о и з у ч а е т э к о л о г и я?
– Как вы понимаете слово «экология»?
– Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и
«логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по
которым мы должны жить.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на
планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, гдето
жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и
растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. Вприроде установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор,
пока не нарушаются экологические законы.
Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо
продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих
поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Прочитать и подумать, какая история произошла с комарами и кошками
(с. 22).
– Очень показателен пример Китая, где решили избавиться от воробьев, но
не учли, что птицы в разные периоды могут приносить пользу и вред человеку.
Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают огромное количество
насекомых: жукадолгоносика, гусениц. Но после вывода птенцов они
собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству,
поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Поэтому через
несколько лет после поголовного уничтожения воробьев произошло
катастрофическое размножение насекомыхвредителей, которые стали
наносить большой ущерб урожаю зерновых.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по рабочей тетради.
1. З а д а н и е 1 (с. 10) – по схеме рассказать о влиянии человека на
природу.
2. З а д а н и е 6 (с. 5) – по схеме рассказать о роли природы в жизни
человека.
IV. Итог урока.
– Какое значение для живых организмов имеет экология?
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кемто не очень дружны,
Мы всетаки очень друг другу нужны.
Домашнее задание: прочитать текст (с. 22–26); выполнить задания 1, 2
(с. 26).