Цели: познакомить учащихся с пищеварительной системой; формировать знания о составе пищи.
Изучение нового материала.
1. С о с т а в п и щ и.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Учащиеся выполняют практическую работу по учебнику
У р о к 36
НАШЕ ПИТАНИЕ
Цели: познакомить учащихся с пищеварительной системой; формировать
знания о составе пищи.
I. Введение в тему урока.
Ход урока
Есть волшебный край на свете,
Где бывают только дети.
Там по десять дней подряд
День рожденья у ребят.
И едят они в столовой
В эти дни не суп перловый,
Не лапшу, не вермишель,
Не овсянку, не кисель,
А клубничное мороженое,
По тарелочкам разложенное…
Там не ставятся отметки,
Вместо них ученику
Выдается по конфетке,
А подчас по пирожку.
С. Маршак
– Хотели бы вы побывать в таком волшебном крае? Что бы вы еще хотели
съесть?
– А все ли это полезно нашему организму?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень важной системой –
пищеварительной – и узнаем, как надо правильно питаться.
II. Изучение нового материала.
1. С о с т а в п и щ и.
В о п р о с ы:
– Подумайте: зачем мы питаемся?
– Приходилось ли вам испытывать чувство голода?
– Какие питательные вещества получает человек с пищей?
– Прочитайте статью «Питательные вещества: белки, жиры, углеводы,
витамины» (с. 144).
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Учащиеся выполняют практическую работу по учебнику (с. 144).
1) Внимательно изучи этикетки на упаковках различных продуктов. На
этикетках указано, какие питательные вещества и в каком количестве
содержатся в продуктах.2) Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
3) Результаты исследования запиши в рабочую тетрадь.
– Какие продукты богаты белками, жирами, углеводами?
3. П и щ е в а р и т е л ь н а я с и с т е м а.
– Как движется пища в нашем организме?
– Рассмотрите рисунок на с. 145.
– Для того чтобы усвоиться организмом, пища должна видоизмениться.
Этот процесс называется пищеварением.
Уже в ротовой полости пища начинает видоизменяться, она не только
измельчается, но и смачивается слюной, и слюна начинает перерабатывать
пищу.
Из ротовой полости пища по пищеводу попадает в желудок. Желудок
взрослого человека очень вместительный; он может растягиваться и вмещать
2–3 литра пищи. В желудке пища переваривается, ведь в его стенках
расположено 20–25 миллионов пищеварительных железок. Все они выделяют
желудочный сок. Переваривание пищи идет медленно, в желудке она может
находиться от 3 до 10 часов в зависимости от своего состава.
Из желудка пища поступает в кишечник. Там она окончательно
переваривается и через стенки кишечника поступает в кровь. Длина
кишечника 7–8 метров.
4. Г и г и е н а п и т а н и я.
– Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной
различных болезней желудка, кишечника, печени.
– Прочитайте правила приема пищи на с. 146.
КАК НАДО ЕСТЬ
В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек – ученый.
Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро.
Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.
– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.
Тот удивился.
– Разве вы не видите? Я ем кашу.
– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь.
Мальчику стало смешно.
– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.
– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой
ее сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища
обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если
пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а
потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, несмогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается из
организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.
Мальчик смущенно молчал.
– Запомни, что кусок черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать
человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
III. Итог урока.
– Какие питательные вещества человек получает с пищей?
– Из каких органов состоит пищеварительная система?
– Как нужно правильно питаться?
Домашнее задание: выполнить задания 1, 2 (с. 147).
Я. Трахтман