Разработка урока по окружающему миру "Просторы Донской степи"(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока предназначена для учащихся 4 класса по теме "Природные зоны". Её можно использовать на резервном уроке для изучения краеведческого регионального материала. Степь многогранна. В нашей области она одна, а в Казахстане или в других областях -другая. Я предлагаю познакомиться с нашей, Донской, степью.Разработка урока по окружающему миру "Просторы Донской степи" для 4 класса
Иконка файла материала степь 23.docx
Просторы Донской степи 4 класс         УМК Гармония   Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о степной зоне России. Задачи: 1. Создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны степей России, особенностях природы, растительного и животного мира степи, её экологических проблемах. 2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи, логического  мышления, внимания. 3. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе. Оборудование: Персональный компьютер, интерактивный комплект Рабочие листы с заданиями Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, клеящий карандаш, ножницы,  жёлтые, красные, розовые, синие цветы настроения) Авторская презентация к данному уроку. Ход урока. 1. Орг. момент. ­ Здравствуйте, садитесь. ­ Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. 2.Эмоциональный настрой Слайд №2 Видео http://www.youtube.com/watch?v=fZtMGe7vJOY ­ Какая природная зона на видео? ­ Какая степь вам нравится больше? (там, где цветы) ­ В какое время года можно увидеть столько цветов в степи? (весной, в начале лета) Слайд №3 Простор степи волнует и манит(авторское) Простор степи волнует и манит. Особенно весной, когда цветут цветы. В траве играет ветер и шалит, Но на своём стоят, опять ползут жуки. И эту степь, как новенький ковёр, Сама природа вышивает по весне. Трава здесь фон, из венчиков узор. И нравится такой ковёр тебе и мне. Цветы в степи притягивают взгляд, Ведь так и хочется навстречу им пойти.Их необыкновенный аромат, Хранится тайна в нём­изюминка степи. Разнообразны краски у цветов! От ярких красок так волнуется душа. Мне до степи лишь несколько шагов, Её я красотой любуюсь не спеша. ­ Мы можем гордиться своей природной зоной? Почему? (Можем. Такой весенней красоты нет в  других природных зонах) 3. Постановка темы урока. Детям предлагаются картинки разных природных зон. (На доске) ­Какая природная зона представлена больше? Кто догадался, почему? (Зона степи) ­Сформулируйте тему урока. (Зона степей или Степные просторы) 4. Актуализация знаний ­В какой природной зоне живём мы с вами? ­Значит, о просторах какой степи пойдёт разговор на уроке? (О просторах степи Ростовской области или Донской степи) ­Почему степь нашей местности называется Донская? Край донской http://www.stihi.ru/2012/12/10/9493 Иван Колодиёв Степи ковыльные, степи бескрайние ­ Речек манящая рябь. Лесопосадки, поля и распадки, ­ Малая Родина­мать. Смотрит Ростов через Дон, улыбается Бликами злат куполов... Зорька в реке ранним утром купается,  Дымкой прикрывшись веков. Край мой Донской, моя милая Родина,  Нет тебя краше, добрей. Издревле славишься песней душевной ты,  Щедростью хлебных полей. Где бы я ни был и, чтобы ни делал,  Я с тобой рядом душой... Край мой Донской, моя честь, моя гордость,  Ты мне подарен Судьбой! ­Что вы уже знаете о зоне степей (общее понятие)?  Фоторяд слайды №№4­8 5.Изучение нового по группамДети читают материал учебника по группам. Каждая группа по одному пункту плана. План: 1.Географическое положение 2.Климат 3.Растения 4.Животные 5.Занятия людей 6.Экология Материал учебника распечатан для каждой группы, чтобы учащиеся могли вырезать основное и  наклеивать на карточку определенного размера, из которых потом на доске составляют таблицу  «Природная зона – степь». По мере выполнения отчитываются, что у них получилось и добавляют в  таблицу. Географическо е положение Климат Растения Животные Занятия  людей Экология Вместе с остальными детьми проверяем (работа с картой), закрепляем (работа в рабочей тетради) или  работаем с дополнительным материалом по теме. 1.Географическое положение по карте природных зон: находится южнее зоны лесов, окрашена в  жёлтый цвет Карта­ слайд №9 ­Зона степей тянется с запада на восток. Как вы думаете, отличаются между собой степи? Чем?  (количеством тепла и влаги) 2.Слайд №10 Климат: почти тоже самое, что в рабочей тетради, короче. Обратить внимание на плодородие почв. Все Работа в рабочей тетради №24, с.52.         3.Слайд №11 Растения:названия кустарников и трав.  Внимание! Почему степные травы сильно пахнут в отличие от лесных?  .Выполняют все группы.Выбрать из предложенных картинок растения степи,  Дополнительно   распределить в 2 группы,объяснить выбор. На листе А­4 9 картинок растений.Например: Весенние Тюльпан Ирис Гусиный лук Летние Типчак Ковыль Мятлик Лишние Кактус Незабудки Роза! главное отличие весенних растений от летних? 4.Слайд №12 Животные: по таблице Травоядные Хищники Млекопитающие Птицы Пресмыкающиеся Насекомые ! Кузнечик­хищник Все Работа в рабочей тетради№28 с.53(цепи питания) 5.Занятия людей: Слайд №13 ­растениеводство (что выращивают) и Слайд №14­животноводство  (кого выращивают) 6. Физминутка Слайд №15    6.Экология: От выдувания и вымывания почвы сажают лесополосы, сохранение пастбищ, защита от  загрязнения рек, создание заповедника.  7. Государственный природный заповедник «Ростовский» — заповедник,  расположенный в Южном Федеральном Округе, на юго­востоке Ростовской области.  расположен в Орловском районе, его площадь 4591 га. Особо ценные природные объекты http://www.rgpbz.ru/index/obshhaja_informacija/0­75 Тюльпан Шренка Слайд №16  (Вид, включенный в Красную книгу РФ) На территории участка (кластера) Островной имеется  генетический резерват популяции вида на площади 1848 га. Многолетник луковичный, эфеменроид,  криптофит (геофит). Степной. Декоративное. Популяция одичавших лошадей Слайд №17  На территории заповедника лошади имеют статус популяции диких животных. Данная островная  популяция является на настоящий момент самой крупной и долгоживущей популяцией одичавших  лошадей на территории Российской Федерации, она сопоставима со знаменитыми островными  популяциями лошадей США и Канады. Вместе с тем, одичавшие лошади играют первостепенную роль  в сохранении устойчивости степных сообществ. Не подвергалась сомнению необходимость  дальнейшего сохранения и охраны популяции одичавших лошадей как компонента степного  биоразнообразия. Террасы Кумо­Манычской впадины Территория заповедника располагается в пределах Кумо­Манычской впадины и отрогов Сало­ Манычской гряды, где проходит один из главнейших континентальных естественно­географических  разделов планетарного масштаба – результат тектонического прогиба, разделившего  морфоструктурно фундамент Русской платформы с юга и Эпигерцинскую (скифскую) платформу  Предкавказья с севераОзеро «Маныч­ Гудило» Слайд №18  Имеет статус Рамсарских водно­болотных угодий Международного значения. Крупнейшее озеро  Европы «Маныч­Гудило» Фоторяд Слайды №№19­30 ******* https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE %D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA Доп. информация о заповеднике: Из списка Красной книги Ростовской области здесь множество растений: астрагал чашечковый,  астрагал пузырчатый, тюльпан Биберштейна, двуцветковый тюльпан, ковыль Лессинга, ковыль  сарептский, катран шершавый, касатик низкий, хвойник двухколосковый и многие другие. Здесь встречаются редкие птицы: дрофа, малая крачка, малый баклан, розовый и кудрявый  пеликаны, колпица, красавка, черноголовый хохотун, филин, фламинго и другие Другие животные. Земноводные — жаба зелёная, лягушка озерная, чесночница. Пресмыкающиеся представлены 8 видами, это обыкновенный уж, водяной уж, желтобрюхий  полоз, узорчатый полоз, четырёхполосый полоз, степная гадюка, болотная черепаха, прыткая ящерица. Представителей класса млекопитающих здесь насчитывается более 50 видов 7 отрядов. Грызуны — малый суслик, большой тушканчик, полевая мышь; Зайцеобразные — заяц­русак; Хищные — волк, лисица, енотовидная собака, хорь, перевязка; Насекомоядные — ежи (обыкновенный и ушастый); Рукокрылые — рыжая вечерница, средиземноморский нетопырь; Парнокопытные — сайгак; Непарнокопытные — маныческие мустанги; В заповеднике обитает табун одичавших лошадей. Насекомые В заповеднике есть насекомые из списка Красной книги РФ: степная дыбка и степной шмель,  венгерская жужелица ********** 8. Давайте проверим как вы знаете степь (Тест) о степи­ставите 1, не о степи  ставите 0.  1.Зона степей находится южнее зоны лесов. 1 2.На карте зона степей окрашена в жёлтый цвет. 1 3.Лето продолжительное и жаркое. 1 4.Страуса называют степным великаном. 0 5.В степи не водится суслик. 0 6.Для растений степи характерны корни­луковицы или пучки. 1 7.Ливневые дожди образуют овраги. 1. 8.Ласточка не строит собственного гнезда. 0 9.Лесополосы высаживают для красоты. 0 10.Степь привлекательна плодородием почв. 1 Итог: 1110011001 А теперь разбейте точками на разряды и прочтите число. 1.110.011.001 Идет взаимосвязь с математикой.В конце дети могут сделать самооценку по критериям, которые закреплены локальным актом  учебного учреждения. 9. Работа в группах.  Определи, в какое время года изображена степь. Составь небольшой рассказ (4­5 предложений)  по картинке.             ­ Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки 10.Итог урока ­ Что нового узнали на уроке?  ­ Что запомнилось больше всего? ­ О чём захотелось узнать подробнее? 11.Домашнее задание на выбор 1. По учебнику с.140­147, пересказ 2. Дополнительный материал о редком растении степи 3. Дополнительный материал о редком животном степи 12. Рефлексия По двору зима идёт, Снег пушистый нам несёт. Все снежинки разные. Для меня прекрасные. А для вас? На столе снежинки двух цветов: белые и синие. ­ Оцените наш урок. Если урок прошёл с пользой, поднимите белую снежинку, если нет, то синюю.­ Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1.КАРТИНКИ.  http  2.УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС (О.Т.ПОГЛАЗОВА, В.Д.ШИЛИН  ://   images  .  yandex    .  ru   /   3.СТЕПЬ http://www.youtube.com/watch?v=fZtMGe7vJOY 4.РОСТОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_ %D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA http://www.rgpbz.ru/index/obshhaja_informacija/0­75 5.РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (О.Т.ПОГЛАЗОВА, В.Д.ШИЛИН) 4 КЛАСС №1 6. ФИЗМИНУТКА http   ?  v  =  SAWr  .  youtube    ://   www   /  watch    .  com     ­  KZhD    0  E

Посмотрите также