Разработка урока по окружающему миру для 2 класса
Тема: Здоровый образ жизни.
Цели урока:
Сформировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить знания правил сохранения и укрепления здоровья.
Воспитывать общую культуру здоровья и ответственное отношение к своему здоровью; стимулировать у детей желание заниматься спортом.
Развивать исследовательские качества и аналитические способности учащихся.
Оборудование: плакаты с пословицами, «Smart» доска, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение?
Дети: Да.
Учитель: Покажите умные глазки, ровные спинки, длинную шею, поглядели друг на друга, улыбнулись. Спасибо. Садитесь.
Учитель: Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому - все здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по - настоящему и работать, и отдыхать.
Для начала, давайте-ка хором прочитаем тему нашего урока:
Дети: «Здоровый образ жизни».
II. Актуализация знаний
Учитель: Давайте вспомним о своем организме. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его, отметьте правильный ответ.
Красные карточки – самые сложные.
Желтые - средней сложности.
Зеленые – задания полегче.
Красные карточки -
С помощью какого органа дышит человек?
· мозг;
· легкие;
· желудок.
Что является главным отделением “внутренней кухни”?
· легкие;
· печень;
· желудок.
Какой орган управляет работой всего организма?
· сердце;
· мозг;
· кишечник.
Жёлтые карточки -
Зачем нужно знать свой организм?
· чтобы сохранять и укреплять здоровье;
· чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
· чтобы умело использовать свои возможности.
Отметь галочкой то, что относится к внутреннему строению человека:
голова, легкие, сердце, туловище, шея, мозг, печень, живот
В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
· сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
· горбатый, бледный, хилый, низкий;
· стройный, сильный, ловкий, статный.
Зелёные карточки -
Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.
· желудок
· печень
· кишечник
Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
· легкие
· желудок
· сердце
Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.
· легкие
· мозг
· сердце
Учитель: А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием. Молодцы.
Все мы знаем, прошедший год – был годом семьи, а 2009 год - ?
Дети: Этот год объявлен годом спорта и здорового образа жизни
Учитель: Да, в целях создания условий для укрепления здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни принято решение объявить 2009 год Годом спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан.
III Работа по теме.
1. Работа в группах.
Учитель: А теперь поговорим о здоровом образе жизни.
Как мы уже договорились, разговор будем вести в группах. Каждая группа будет работать над какой-либо проблемой. Вы – исследуете роль личной гигиены в здоровом образе жизни; а ваша группа – выясняет значение здорового питания; вы – раскрываете влияние спорта на здоровье человека; ваша группа – рассмотрит проблему соблюдения режима дня.
А что нужно делать, чтобы быть здоровым человеком?
Дети: - нужно заниматься физкультурой,
- делать утром зарядку и не лениться
- заниматься спортом
- закаляться
- играть в подвижные игры на свежем воздухе
- правильно питаться
Учитель: Понятие здоровье имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Попробуйте отгадать мои загадки:
1. Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят - нипочём,
Не угнаться за... (мячом).
Задание. Назвать игры с мячом
2.Эта птица - не синица,
Не орёл и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется... (волан).
(Волан – легкий мячик с перьями или широким волнистым ободком для игры в бадминтон.)
Задание. Как называется игра с воланом?
З.На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то ... (лыжи).
4.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
И несут меня не кони,
а блестящие ...(коньки).
5.Мне загадку загадали:
Что это за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ
Это мой ...(велосипед).
6.Вот такой забавный случай!
Поселилась в ванной - туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят...(душ).
7. Это бодрость и здоровье
Это радость и веселье
Плюс хорошая фигура
Вот что значит... (физкультура)
Учитель: В слове "физкультура", которая так важна в сохранении здоровья, надо всегда выделять составляющую этого слова - культура. Понимаете, некультурно иметь какие-то заболевания, которые зависят лично от тебя. Есть болезни, на которые человек не может воздействовать, которые совершенно независимы от его воли. А есть такие, которых можно избежать, если человек не курит, не употребляет наркотики, занимается спортом и ведет здоровый образ жизни.
А если знаешь все правила здорового образа жизни, то будешь ли здоров?
Дети: Важно не только знать, но надо и выполнять эти правила постоянно.
Учитель: Рассмотрим эти правила в группах. Послушаем 1группу. Покажите, какова роль личной гигиены в здоровом образе жизни.
Дети:
Мыло: Мойте руки мылом белым
Пропадут микробы навсегда.
Зубная щетка: Чищу зубы пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щёткой действую умело,
Зубы будут очень белы!
Носовой платок: Носи ты носовой платок Не будет никаких хлопот Он должен быть с тобой всегда Не думай, что за ерунда
Расческа: Щетка для волос или расческа Волосы в порядке – Вот вам и прическа
Полотенце: Полотенчиком махровым,
Полотенцем личным, чистым
Вытру шею, личико.
Чувствую себя бодрее!
Мочалка: Личная мочалка – пошла, гулять
по спинке,
Собирается она - вымыть тело до красна.
Учитель: Молодцы, вы показали нам роль предметов личной гигиены. А сейчас слово дается группе, которая вызвалась выяснить значение здорового питания.
На Смарт - доске в два столбика – Это полезно есть каждый день и Это не полезно есть каждый день – нужно разделить продукты питания. Дети «здорового питания» работают на Смарт-доске.
Учитель: И вы сумели показать значение полезного питания. Молодцы.
Слово дается нашим спортсменам.
Дети:
Гимнаст: Чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом. В спортивной школе я занимаюсь гимнастикой, вот поэтому я очень гибкая и привлекательная.
Хоккеист: А я люблю играть в хоккей. Я начал играть уже давно. Наша команда призер многих соревнований. Я считаю себя профессионалом. Я ловкий, умелый и сильный.
Фигурист: А я занимаюсь фигурным катанием. Люблю кататься на коньках, поэтому у меня такая красивая фигура.
Пловец: Я начал заниматься плаванием. До этого у меня часто болела голова, а сейчас я здоров и не болею.
Дзюдоист: Я в спортивном комплексе занимаюсь дзюдо. Я очень люблю этот вид спорта. Поэтому я сильный и сумею постоять за себя.
Лыжник: Я люблю кататься на лыжах. Поэтому я такая стройная и красивая.
Учитель: Как приятно слушать здорового человека. Наконец, поговорим о режиме дня.
На Смарт-доске нарисованы часы без стрелок. Дети группы «Режим дня» выполняют на Смарт-доске задание: нарисуй стрелки часов. Пусть они покажут время твоих действий.
Дети: подъем – 7.00 - встаю, умываюсь, чищу зубы, делаю зарядку, завтракаю.
Начало занятий в школе – 8.00 –
Посещение кружков – 13.00 – после обеда я посвящаю себя творчеству и спорту.
Игры на свежем воздухе – 15.00 – компьютерным играм и телевизору я предпочитаю активный отдых на свежем воздухе.
Умственная работа– 16.00 - выполняю домашнее задание, читаю
Сон – 21.00 – я закрываю глаза и вспоминаю все хорошее, что произошло за день.
Учитель: Умница. Спасибо.
А мы давайте повторим все хорошее, что узнали. (Учитель показывает на Смарт-доске)
– личная гигиена
- здоровое питание
- спорт
- режим дня
Это значит – здоровый человек (на Смарт-доске), здоровая семья (на Смарт-доске), здоровое общество (на Смарт-доске).
Физкультминутка
2. Работа в группах.
Учитель: Мы узнали, как сохранить свое здоровье и вести здоровый образ жизни. А теперь в парах
обсудим ситуации, в которых под угрозу ставится не только здоровье, но и сама жизнь.
|
- Как я поняла, вы умело найдете выход из любых чрезвычайных ситуаций. Молодцы.
V. Закрепление. Конкурс “Здоровье”
Учитель: А сейчас проведем конкурс «Здоровье». Нужно на каждую букву этого слова придумать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
З - здоровье, зарядка, закалка,
Д - диета, душ, диетолог, движение
О - отдых
Р - режим, расческа, ракетка, рюкзак
О – обтирание, овощи
В - вода, витамин, врач
Ь
Е - еда
Учитель: Я вижу, вы знаете много слов, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. А теперь выполним еще одно задание.
Выберите признаки для характеристики здорового человека и отметьте галочкой:
- Очень редко болеет.
- Сутулый, имеет неправильную осанку
- Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
- Имеет бледный вид, тусклый взгляд.
- Хороший, спокойный сон.
- Постоянно болеет, раздражителен.
- Всегда отличное, “солнечное” настроение.
- Ходит хмурый, сердитый, недовольный.
- Часами сидит у компьютера, у телевизора.
- На уроках собран и внимателен.
VI. Итог урока.
Учитель: На этом уроке каждая группа работала над своей проблемой. К каким выводам вы пришли?
Дети:
1группа: Здоровье начинается с личной гигиены. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте, быть здоровым. У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он.
2 группа: Не менее важно для здоровья человека правильное питание. Рацион школьников обязательно должен содержать витамины, так как они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание. Люди получают разнообразную пищу благодаря животным и растениям.
3 группа: Важно каждый день делать зарядку, больше гулять, играть на улице в подвижные игры, заниматься спортом и закаляться. Недаром говорят: “Движение- это жизнь”.
4 группа: Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее двух часов в день мы проводили на свежем воздухе, не менее трех раз в день кушали, спали 8-9 часов, просыпались и ложились спать в одно и тоже время. Режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья.
Учитель: Спасибо всем. Мы с вами очень интересно поработали. Все были очень активны, молодцы! Мне особенно понравились ответы - ………
Надеюсь, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”
Учитель: Встали.
Учитель: Посмотри, мой юный друг
Что находиться вокруг
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое.
Этот говор водопада
Нежный шепот листьев сада
Тихий гомон птичьих стай
Это я дарю тебе
Все добро возьми себе.
Учитель: Какой сегодня был урок?
Он нам так дружно показал
Что здоровье нужно всем
И малышам, и даже тем,
Кто, позабыв свои дела,
Пришел сегодня к нам сюда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.