Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
07.05.2018
Цели данного урока:
• сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, с экологическими проблемами;
• способствовать развитию умения работать с картой, дополнительной литературой;
• способствовать формированию умений наблюдать, делать выводы, работать в группе.Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
zona_stepey_4_klass_.doc
Урок окружающего мира
Тема: «Зона степей»
учебник Плешаков А.А. «Мир вокруг нас», 4 класс
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с
географическим положением зоны степей, её особенностями,
животным и
растительным миром, с экологическими проблемами;
способствовать развитию умения работать с картой, дополнительной литературой;
способствовать формированию умений наблюдать, делать выводы, работать в
группе.
Оборудование: карта природных зон России, проектор, компьютер, экран, презентация
«Зона степей», дополнительная литература, тесты, карточкипомогайки.
1. Организационный момент (слайд 1 – урок окружающего мира)
У нас урок окружающего мира. И как обычно мы начнем его с проверки домашнего
задания. У вас на партах лежат листочки с тестом «Природная зона лесов», выполните его.
Ход урока
2. Проверка д/з
Тест по теме: «Природная зона лесов»
Дети выполняют тест. Проверка на слайдах (дети ставят простым карандашом знак +, если
верно, если не верно; учитель читает задание и ответ, дети помечают)
1) Хвойный, труднопроходимый лес называется: (слайд 2)
а) бор
б) роща
в) тайга
2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница: (слайд 3)
а) смешанном
б) хвойном
в) широколиственном
3) В лесной зоне не водится: (слайд 4)
а) белый медведь
б) рысь
в) бурундук
4) В лесной зоне не растёт: (слайд 5)
а) берёза
б) калина
в) ягель
5) В лесной зоне не встречается: (слайд 6)
а) глухарь
б) кедровка
в) белая куропатка
Поднимите руку, кто выполнил все верно? Молодцы! Остальным нужно быть
внимательнее.
3. Работа над новой темой
Сейчас я вам предлагаю разгадать следующий кроссворд (слайды 711)
Вопросы к кроссворду.
(один ученик отвечает, другие сигналят: красная карточка не согласен, зеленая
согласен) 1) Крупное рогатое животное лесной полосы (лось)
2) О человеке, сравнивая его с этой птицей, могут сказать: «Глухой, как …» (тетерев)
3) Родственница белки, умеющая планировать между деревьями (летяга)
4) Мышь, живущая в наших лесах (полёвка)
5) Хищный зверь семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах (рысь)
Какое слово получилось по вертикали? (степь)
Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? (зона степей)
А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или зону степей. (слайд 12)
«Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» поется в песне. Закройте глаза и
представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя
обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы
качаются вокруг.
Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем сегодня ответить?
Мы постараемся ответить на следующие вопросы:
Где расположена данная природная зона?
Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
В каком тепловом поясе она находится?
Как приспособились растения и животные к жизни в степи?
Какие экологические проблемы в зоне степей?
На первые 3 вопроса нам пожжет ответить наша помощница – карта. (висит карта
«Природные зоны России»)
У вас на партах лежат «карточкипомогайки». На них записаны вопросы, на которые вы
должны ответить.
(дети сидят по группам, висит правило работы в группах на доске)
Карточкапомогайка (карта)
1.Где расположена данная природная зона?
2.Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
3.В каком тепловом поясе находится данная зона?
О чем рассказала нам карта? Где расположена зона степей?
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль югозападной границы
России. Её территория прерывается лесостепями.
Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
В каком тепловом поясе находится зона степей?
Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая
часть зоны расположена на ВосточноЕвропейской равнине, и небольшая часть – на
ЗападноСибирской.
А как выглядит степь в разное время года, нам расскажут ребята, которые поработали с
дополнительной литературой и подготовили сообщение.
Ваша задача запомнить, какие особенности каждого времени года в степи.
Весна (сообщение ученика) (слайд 13)
Весна в степи начинается рано, в февралемарте снег уже тает и в почве скапливается
много влаги. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести,
дать семена и увянуть.
В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят
злаковые растения – типчак, ковыль, полынь.
Я пользовался …… книгой.
Что вы узнали про весну в степи? (ранняя)
Что узнали про температуру? (до +20 градусов)
Что узнали про осадки? (дожди сильные, ливневые)
Что можете сказать о почве? (влажная)
Лето (сообщение ученика) (слайд 14)
Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +2224
градуса, в июле может подниматься до +40. Лето сухое и солнечное. Дожди бывают редко,
имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и
быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья.
Летом часто дуют суховеи – это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда
суховеи перерастают в пыльные бури.
Я пользовался …. книгой.
Какое лето в степи? (засушливое)
Что узнали про температуру? (от +22 градусов до +40)
Что узнали про осадки? (дожди редкие, ливневые)
Что можете сказать о почве? (сухая)
О каком интересном ветре вы узнали? (суховейсухой, горячий)
Осень и зима (сообщение ученика) (слайд 15)
Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди
бывают редко. Почва сухая. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но
достаточно холодная, с морозами до 2030 градусов. Снеговой покров маленький. Часто
дуют сильные ветры, а потому нередки метели.
Я пользовался … книгой.
Какая осень в степи? (сухая, теплая)
Что вы можете сказать про температуру? (до +15 градусов)
Какие дожди? (редкие)
О почве, что вы можете сказать? (сухая)
Что узнали про зиму в степи? (холодная)
Что можете сказать про температуру? (до – 20 градусов – 30)
Какой ветер? (сильный, метели, снега мало)
Спасибо.
(Выставка книг, которыми пользовались дети)
4. Физминутка (слайд 16)
А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Встали все.
Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро
растут). Жарко, солнце так и жжет землю (детирастения показывают, как им плохо).
Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю).
Вдруг все стихло (все садятся на свои места).
5. Продолжение работы над новой темой
Продолжаем дальше нашу работу. А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи,
экологи, ученыеэкологи. (Дети разделены на 3 группы, 34 человека – ученыеэкологи)
Какая задача будет перед ботаниками стоять? Нам надо рассказать про общие
особенности и как приспособились растения зоны степей.
(с.114,115)
Какая задача будет стоять перед зоологами? Нам надо рассказать о жизни животных зоны
степей и как они приспособились к жизни в степи.
(с.116118)
Какая задача будет стоять перед экологами? Нам надо рассказать про экологические
проблемы зоны степи.
(с.119,120)
Какая задача будет стоять перед ученымиэкологами? Нам надо рассказать про животных
и растения степи, которые занесены в Красную книгу.
(с.119,120)
Какие у вас есть помощники? (учебник, атласопределитель, карточкипомогайки)
(Дети готовятся 57 минут)
Рассказ ботаников (2 ученика) (слайд 17растительный мир)
1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения
приспосабливаются к жизни поразному: (слайд 18) например, у тюльпанов, которые имеют
красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс
запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и
таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные
питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
2) (слайд 19) Совсем подругому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения
растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось
меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем –
самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю
сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. (слайд 20
пшеница, кукуруза, подсолнечник, просо)
Летом можно увидеть растение перекатиполе. (слайд 21перекатиполе)
Как вы думаете, почему это растение получило такое название?
Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так
перекатиполе получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния.
Рассказ зоологов (2 ученика)(слайд 22животный мир)
1) В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество
насекомых и животных: кобылка, кузнечик, шмель и другие. (слайд 23насекомые,
животные)
Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая
куропатка, журавлькрасавка. Птицы устраивают свои гнезда прямо на земле. (слайд 24
птицы) 2) Животные степи некрупные, они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи
живут суслики, хомяки, мышиполевки. (слайд 25грызуны)
В степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которые питаются
грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности. (слайд 26хищники)
Спасибо вам. И теперь нам расскажут экологи про экологические проблемы в степи.
Рассказ экологов (2 ученика) (слайд 27)
1) Многим растениям и животным грозит исчезновение. Главная причина в распашке
степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина на нераспаханных
участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
2) Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо
ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать
заповедники.
Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и
предложили их пути решения.
Ученыеэкологи расскажут про животных и растения степи, которые занесены в Красную
книгу.
Ученыеэкологи (1 человек) (слайд 28)
В Красную книгу занесены следующие животные и растения:
степной орел
журавлькрасавка
дрофа
кузнечик степная дыбка
пион тонколистый.
(С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных.
Одни совсем исчезли, а другие стали редкими. Чтобы спасти этих птиц, их стали
разводить в питомниках, создают новые заповедники).
Спасибо.
6. Закрепление изученного (слайд 29)
Мы путешествовали с вами по бескрайным просторам степей, познакомились с
растительным и животным миром. Предлагаю вам составить 2 цепи питания, сложившиеся
в степи (на столах картинки с изображением растений, животных степей).
Дети составляют цепи питания.
(слайд 30)
Растенияхомякистепная гадюка
Растениянасекомыесерая куропаткастпеной орел
В начале урока мы поставили несколько вопросов. На какие мы смогли ответить? (слайд
31)
Мы смогли ответить на следующие вопросы:
Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни
луковицы, длинные корни, узкие листья)
Как приспособились к жизни в степи животные? (некрупные животные, защитная
окраска) Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (распашка земель,
неумеренный выпас скота, браконьерство)
7. Подведение итогов
Выставление оценок.
8. Домашнее задание (слайд 32)
Выберите себе д/з
с.114121 пересказ, вопросы с.121, в тетради с.3638
подготовить сообщение по теме: «Животные степи»
подготовить сообщение по теме: «Растения степи»
9. Итог
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.