Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
07.05.2018
Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Цели данного урока: • сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, с экологическими проблемами; • способствовать развитию умения работать с картой, дополнительной литературой; • способствовать формированию умений наблюдать, делать выводы, работать в группе.Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
zona_stepey_4_klass_.doc
Урок окружающего мира Тема: «Зона степей» учебник Плешаков А.А. «Мир вокруг нас», 4 класс Цели урока:    сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим   положением   зоны   степей,   её   особенностями,     животным   и растительным миром, с экологическими проблемами; способствовать развитию умения работать с картой, дополнительной литературой; способствовать   формированию   умений   наблюдать,   делать   выводы,   работать   в группе. Оборудование:  карта природных зон России, проектор, компьютер,   экран, презентация «Зона степей», дополнительная литература, тесты, карточки­помогайки.  1. Организационный момент (слайд 1 – урок окружающего мира) У   нас   урок   окружающего   мира.   И   как   обычно   мы   начнем   его   с   проверки   домашнего задания. У вас на партах лежат листочки с тестом «Природная зона лесов», выполните его. Ход урока 2. Проверка д/з Тест по теме: «Природная зона лесов» Дети выполняют тест. Проверка на слайдах (дети ставят простым карандашом знак +, если верно, ­ если не верно; учитель читает задание и ответ, дети помечают) 1) Хвойный, труднопроходимый лес называется: (слайд 2)      а) бор     б) роща     в) тайга 2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница: (слайд 3)     а) смешанном     б) хвойном     в) широколиственном 3) В лесной зоне не водится: (слайд 4)     а) белый медведь     б) рысь     в) бурундук 4) В лесной зоне не растёт: (слайд 5)     а) берёза     б) калина     в) ягель 5) В лесной зоне не встречается: (слайд 6)     а) глухарь     б) кедровка     в) белая куропатка ­Поднимите   руку,   кто   выполнил   все   верно?   Молодцы!   Остальным   нужно   быть внимательнее. 3. Работа над новой темой Сейчас я вам предлагаю разгадать следующий кроссворд (слайды 7­11) Вопросы к кроссворду. (один   ученик   отвечает,   другие   сигналят:   красная   карточка   ­   не   согласен,   зеленая   ­ согласен) 1) Крупное рогатое животное лесной полосы (лось) 2) О человеке, сравнивая его с этой птицей, могут сказать: «Глухой, как …» (тетерев) 3) Родственница белки, умеющая планировать между деревьями (летяга) 4) Мышь, живущая в наших лесах (полёвка) 5) Хищный зверь семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах (рысь) ­ Какое слово получилось по вертикали? (степь) ­  Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? (зона степей) ­ А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или зону степей. (слайд 12) ­ «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» ­ поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.  ­ Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем сегодня ответить? Мы постараемся ответить на следующие вопросы: ­ Где расположена данная природная зона? ­ Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? ­ В каком тепловом поясе она находится? ­Как приспособились растения и животные к жизни в степи? ­Какие экологические проблемы в зоне степей? ­На   первые   3   вопроса   нам   пожжет   ответить     наша   помощница   –   карта.   (висит   карта «Природные зоны России») ­У вас на партах лежат «карточки­помогайки». На них записаны вопросы, на которые вы должны ответить.  (дети сидят по группам, висит правило работы в группах на доске) Карточка­помогайка (карта) 1.Где расположена данная природная зона? 2.Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?  3.В каком тепловом поясе находится данная зона? ­О чем рассказала нам карта? Где расположена зона степей? Зона   степей   расположена   южнее   зоны   лесов,   она   тянется   вдоль   юго­западной   границы России. Её территория прерывается лесостепями. ­Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.  ­В каком тепловом поясе находится зона степей? Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть   зоны   расположена   на   Восточно­Европейской   равнине,   и   небольшая   часть   –   на Западно­Сибирской. ­А как выглядит степь в разное время года, нам расскажут ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщение. Ваша задача запомнить,  какие особенности каждого времени года в степи.  Весна (сообщение ученика) (слайд 13) Весна в степи начинается рано, в феврале­марте снег уже тает и в почве скапливается много влаги. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть. В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь. Я пользовался …… книгой. ­Что вы узнали про весну в степи? (ранняя) ­Что узнали про температуру? (до +20 градусов) ­Что узнали про осадки? (дожди сильные, ливневые) ­Что можете сказать о почве? (влажная) Лето (сообщение ученика) (слайд 14) Лето   в   степях   более   длинное,   чем   в   лесной   зоне.   Средняя   температура   летом   +22­24 градуса, в июле может подниматься до +40. Лето сухое и солнечное. Дожди бывают редко, имеют   ливневый   характер.   Вода   стекает   в   низины,   не   успевая   просочиться   в   почву,   и быстро   испаряется.   Влаги   в  почве   недостаточно,   поэтому   в  степях   не  растут   деревья. Летом часто дуют суховеи – это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури. Я пользовался …. книгой. Какое лето в степи? (засушливое) ­Что узнали про температуру? (от +22 градусов до +40) ­Что узнали про осадки? (дожди редкие, ливневые) ­Что можете сказать о почве? (сухая) ­О каком интересном ветре вы узнали? (суховей­сухой, горячий) Осень и зима (сообщение ученика) (слайд 15) Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают   редко.   Почва   сухая.   Зима   в   степи   короче   и   теплее,   чем   в   лесной   зоне,   но достаточно холодная, с морозами до ­20­30 градусов. Снеговой покров маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели. Я пользовался … книгой. ­Какая осень в степи? (сухая, теплая) ­Что вы можете сказать про температуру? (до +15 градусов) ­Какие дожди? (редкие) ­О почве, что вы можете сказать? (сухая) ­Что узнали про зиму в степи? (холодная) ­Что можете сказать про температуру? (до – 20 градусов – 30) ­Какой ветер? (сильный, метели, снега мало) ­Спасибо. (Выставка книг, которыми пользовались дети) 4. Физминутка (слайд 16) ­А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Встали все. Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут).   Жарко,   солнце   так   и   жжет   землю   (дети­растения   показывают,   как   им   плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети  изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места). 5. Продолжение работы над новой темой Продолжаем дальше нашу работу. А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи, ученые­экологи. (Дети разделены на 3 группы, 3­4 человека – ученые­экологи) ­Какая   задача   будет   перед   ботаниками   стоять?   Нам   надо   рассказать     про   общие особенности и как приспособились растения зоны степей. (с.114,115) ­ Какая задача будет стоять перед зоологами? Нам надо рассказать о жизни животных зоны степей и  как они приспособились к жизни в степи. (с.116­118) ­ Какая задача будет стоять перед экологами? Нам надо рассказать про экологические проблемы зоны степи. (с.119,120) ­Какая задача будет стоять перед учеными­экологами? Нам надо рассказать про животных и растения степи, которые занесены в Красную книгу. (с.119,120) ­Какие у вас есть помощники? (учебник, атлас­определитель, карточки­помогайки) (Дети готовятся 5­7 минут) Рассказ ботаников (2 ученика) (слайд 17­растительный мир) 1)   Все   растения   степи   травянистые,   растут   на   плодородной   почве.   Растения приспосабливаются к жизни по­разному: (слайд 18) например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом   питательных   веществ   до   следующей   весны.   Так   же   приспособились   ирисы   и таволга.   У   таволги   на   корнях   клубневидные   утолщения,   там   откладываются   запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. 2) (слайд 19)  Совсем по­другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. ­Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая   плодородная   почва   в   мире.   Поэтому   травянистые   растения   покрывают   землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. (слайд 20­ пшеница, кукуруза, подсолнечник, просо) Летом можно увидеть растение перекати­поле. (слайд 21­перекати­поле) ­Как вы думаете, почему это растение  получило такое название? Осенью   стебель   ломается   у   самого   основания,   и   ветер   гонит   прозрачные   шары.   Так перекати­поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния. Рассказ зоологов (2 ученика)(слайд 22­животный мир) 1) В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых   и   животных:   кобылка,   кузнечик,   шмель   и   другие.   (слайд   23­насекомые, животные)  Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль­красавка. Птицы устраивают свои гнезда прямо на земле. (слайд 24­ птицы) 2) Животные степи некрупные, они  делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши­полевки. (слайд 25­грызуны)   В степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которые питаются грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности. (слайд 26­хищники) ­Спасибо вам. И теперь нам расскажут экологи про экологические проблемы в степи. Рассказ экологов (2 ученика) (слайд 27) 1)   Многим   растениям   и   животным   грозит   исчезновение.   Главная   причина   в   распашке степных   земель.   Люди   превратили   степи   в   поля.   Еще   одна   причина   на   нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. 2)   Еще   одна   проблема   –   это   браконьерство.   Чтобы   сберечь   природу   степей,   надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. ­Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения. Ученые­экологи расскажут про животных и растения степи, которые занесены в Красную книгу. Ученые­экологи (1 человек) (слайд 28) В Красную книгу занесены следующие животные и растения: ­степной орел ­журавль­красавка ­дрофа ­кузнечик степная дыбка ­пион тонколистый. (С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Одни   совсем   исчезли,   а   другие   стали   редкими.     Чтобы   спасти   этих   птиц,   их   стали разводить в питомниках, создают новые заповедники). ­Спасибо. 6. Закрепление изученного (слайд 29) ­  Мы   путешествовали   с   вами   по   бескрайным   просторам   степей,   познакомились   с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить 2 цепи питания, сложившиеся в степи (на столах картинки с изображением растений, животных степей). Дети составляют цепи питания. (слайд 30) Растения­хомяки­степная гадюка Растения­насекомые­серая куропатка­стпеной орел ­В начале урока мы поставили несколько вопросов. На какие мы смогли ответить? (слайд 31) Мы смогли ответить на следующие вопросы: ­Как   приспособились   растения   к   жизни   в   степи?  (травянистые   растения,   корни­ луковицы, длинные корни, узкие листья) ­Как   приспособились   к   жизни   в   степи   животные?  (некрупные   животные,   защитная окраска) ­Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?  (распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство)   7. Подведение итогов Выставление оценок. 8. Домашнее задание (слайд 32) Выберите себе д/з ­с.114­121 пересказ, вопросы с.121, в тетради с.36­38 ­подготовить сообщение  по теме: «Животные степи» ­ подготовить сообщение по теме: «Растения степи» 9. Итог

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс

Разработка урока по окружающему миру "Зона степей" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018