Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "
Оценка 4.7

Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
21.11.2018
Разработка урока по  русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "
Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. В материале дано довольно объемное понятие об Социально-экономическом и политическом развитии России в начале XX века. Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале урока необходимо вспомнить, что представляла собой Россия, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.
Характеристика литературного процесса начала XX века..docx
Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие  литературных направлений, стилей, школ, групп Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание  законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в  начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы  выяснить особенности русского литературного процесса. 1. Социально­экономическое и политическое развитие России.  Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего  на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем  развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60– 70­х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла  высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли  (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные  районы (в первую очередь Донбасс­Криворожский). Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие  страны. Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.  Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С.  Ю. Витте  реформы  (введение  золотого обеспечения рубля и свободный  размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.  Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.  Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень  концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими  качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики  было крайне неравномерным по отраслям и районам страны. Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос.  Историки  называют  сельское  хозяйство  ахиллесовой  пятой  тогдашней  России. Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на  социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его  экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и  А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была  единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с  государством, банками и передовыми отраслями промышленности. Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья. Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым.  Длинный  рабочий  день,  плохие  бытовые условия, низкая  зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих. Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и  интеллигенция. К началу XX века модернизация практически не затронула политическую  сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.  2. Культура в России начала XX века. Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова,  печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и  предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России  необыкновенный  расцвет  культуры  –  героический и трагический  одновременно. Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез  обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего  начального образования. Важную просветительскую роль играли  периодическая печать и книгоиздательское дело. Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами  Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников. В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей,  направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. Еще  звучит  голос  корифея  русской  реалистической  литературы Л. Н.  Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя  Ваня»,  «Вишневый  сад»),  по­прежнему  авторитетно  мнение В. Г.  Короленко. Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и  потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок»,  «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь­Голод»),  печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.  А в поэзии торжествуют  декаденты­символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В.  Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское  следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя. Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина,  В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся  скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и  «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк). В музыке продолжает работать Н. Римский­Корсаков (оперы «Сказка о  царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для  России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А.  Скрябина. Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу  получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем­ Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие  театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф.  Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах  снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин. В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.),  искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и  балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. В русской культуре – серебряный век. 3. Серебряный век русской литературы. 1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ  крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного  начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве. Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские  поэты  не  на  вчера,  не  на  сегодня,  а  навсегда.  Такими нас не обидел Бог»  (О. Мандельштам). 2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две  ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое  своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века. Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич. 3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению  темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова,  «Тоска вокзала» И. Анненского и др.). 4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые  состояния души потребовало нового отношения к слову­образу: Я – внезапный излом,  Я – играющий гром,  Я – прозрачный ручей,  Я – для всех и ничей.                            К. Бальмонт Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»: Где вы, грядущие гунны,  Что тучей нависли над миром?  Слышу ваш топот чугунный  По еще не открытым Памирам.                                  В. Брюсов 5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как  противодействие размеренно­мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н.  Гумилева). 6) Поэты­футуристы  провозглашают  решительное  «нет»  наследию  классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова  и др.)

Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по  русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по  русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по  русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по  русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "

Разработка урока по  русской литературе "Характеристика литературного процесса начала XX века. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018