Разработка урока по русской литературе на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по русской литературе на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
09.05.2018
Разработка урока по русской литературе  на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)
Разработка данного урока направлена на раскрытие идейного содержания стихотворения. В ходе урока учащиеся выявляют художественные средства, имеющиеся в стихотворении, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют роль докладчиков по разным научным сферам, доказывают свою точку зрения, ищут ответы на проблемные задачи и вопросы.Файл содержит подробный конспект урока по русской литературе в 6 классе на тему : Н.М.Рубцов "Звезда полей"
Рубцов. Звезда полей . Урок.docx
Разработка урока литературы на тему: Н.М Рубцов «Звезда полей» Учитель русского языка и литературы: Дюкова Оксана Васильевна. 6 класс Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний. Задачи: -обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности; -развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся. -воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову. Оборудование: тексты произведений, портрет Николая Рубцова, мультимедиа, звукописи «В горнице», «Звезда полей», альбомные листья, краски, карандаши, звёздочки из бумаги. Ход урока 1.Создание эмоционального настроения. На фоне музыки (Ф. Шопен. Вальс си-минор) звучит слово учителя. - 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов. - Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать. Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать: Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог… Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет… С каждой избою и тучей, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно. - Как вас зовут? - Николай Михайлович Рубцов. Сегодня нам предстоит встреча с этим замечательным человеком. - Откройте тетради, запишите дату и тему урока Целеполагание. - к концу урока мы должны: знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине; уметь: определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение. 2. Ребята подготовили биографию Н.М. Рубцова, показывают презентацию. Вопросы к классу: - Что вы узнали о Рубцове? - Какой была его жизнь? 3. Подготовка к восприятию стихотворения. - Родина… произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Запишите эти слова в тетрадь. Ответы учащихся: мама, дом, речка, лес, друзья… - Это ваша родина. Моя родина – это семья, дети, родители, школа, страна… 4. Прослушаем стихотворение «Звезда полей» в исполнении В. Астраханцева. 5. Обсуждение Анализ восприятия. - О чём это стихотворение? (О любви к Родине). - Какие картины вы увидели, слушая стихотворение? (Яркая звезда, полынья, мгла заледенелая, осенний холм, зимний холм, шумный город, жители города, зимний простор.) - Какие чувства вы переживали, представляя эти картины? (Чувство грусти, радости, безмятежности.) - А какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? (Восхищённая нежность и взволнованная радость, тихая грусть и лёгкое волнение, нежная любовь.) - Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? Каким образом? (Ответы учащихся). - С помощью каких средств выразительности автор даёт нам почувствовать смену настроения? (С помощью эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений.) 3. Анализ средств выразительности. - Некоторые произведения часто хочется перечитать ещё раз. Это стихотворение такое же. Почему возникает желание всмотреться в него? (Чтобы ещё раз пережить эти состояния, чтобы понять, как, какими средствами поэт рисует картины и вызывает у читателя чувства. - Сейчас мы попробуем найти средства выразительности в этом стихотворении. 1-я пара. Найти эпитеты и метафору в стихотворении. (Во мгле заледенелой, над золотом осенним, над зимним серебром, лучом приветливым, для всех тревожных жителей). Метафора (Сон окутал родину, звезда горит, звезда не угасает, звезда горит тихо). 2-я пара. Назовите инверсию, которую создаёт поэт и антитезу. (В минуты потрясений я вспоминал; как тихо за холмом она горит; но только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней; и счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей) Антитеза (осеннее золото – мгла заледенелая; сон – потрясения.) - В чём же смысл названия стихотворения? (Звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.) - А почему не просто звезда, а звезда полей? (Именно образы родных полей, холмов, зимней полыньи, спящего леса представляют родину Н. Рубцова. Именно эти места становятся центром вселенной для него. Именно здесь он может жить в гармонии с собой, с окружающими.) 8. Творческая мастерская. Пришло время для творчества. Я предлагаю создать творческую мастерскую, в которой будет работать несколько отделов. Вы побудете в роли художников, музыкантов, дизайнеров, литераторов. 1-й отдел «Художники». Используя имена прилагательные, назовите цвета и оттенки, которые создают палитру стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». (Серебристый, голубой, золотой, искристо-белый, дымчато-голубой, алый, багровый.) 2-й отдел «Музыканты». Используя наречия, расскажите, как следует читать стихотворение. (Неспешно, медленно напевно, мелодично, плавно, нежно, грустно, проникновенно, торжественно.) 3-й отдел «Дизайнеры». Используя имена существительные, определите, какие абстрактные понятия символизирует слово «звезда» в стихотворении. (Свет, счастье, красота, любовь, надежда, вера, доброта.) 4-й отдел «Литераторы». Найдите в каждой строфе стихотворения ключевое слово и нарисуйте «звезду полей», нанеся ключевые слова на лучи звезды. (Родина, красота, Земля-город, счастье, а во главе – гармония.) Презентация ответов. 9. На стихи Н.М. Рубцова написано разными композиторами более 120 песен. Прослушивание романса «В горнице». - Какой образ объединяет эти произведения? (образ звезды) 10.Рефлексия. - Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в начале урока? - Для Н. Рубцова символ родины – звезда, а для вас? На звёздочке, которая есть у каждого на парте, напишите свой ответ одним словом и прикрепите на доску рядом с большой звездой. 11. Комментированное выставление отметок. 12. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей»

Разработка урока по русской литературе на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе  на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе  на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе  на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)

Разработка урока по русской литературе  на тему Н.М.Рубцов "Звезда полей" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018