Данный урок разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цели: формировать умение образовывать сложные слова; сравнивать, находить и правильно писать в них корни и соединительные согласные.
Повторение.
1. «Д о с к а ж и с л о в е ч к о».
2. Запишите по два сложных слова с соединительными гласными о и е.
ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Цели: формировать умение образовывать сложные слова; сравнивать,
находить и правильно писать в них корни и соединительные согласные.
Ход урока
I. Чистописание.
Кк ккк Кр Км Ко ок лк км
Всякий, кто дорос, – спеши на сенокос.
II. Словарная работа.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Коверсамолет – над миром подняться,
Чудесный горшок – сладкой кашей питаться.
А нука попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать в кузовок.
Вспоминай, не зевай, предметы называй.
Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, её узнайка:
Стоит только расстелить –
Всех сумеет накормить.
Много всяких будет блюд.
Как стряпуху ту зовут?
(Скатертьсамобранка.)
Много верст впереди,
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь мигом путь.
(Сапогискороходы.)
– Назовите сложные слова.
– Какие корни у этих слов?
– Запишите сложные слова, по два однокоренных слова с каждым из корней.
III. Повторение.
1. «Д о с к а ж и с л о в е ч к о».
а) Слова, у которых два корня, называются…
б) В сложных словах корни соединяются с помощью…
в) После твердых согласных пишется соединительная гласная…
г) После мягких согласных пишется соединительная гласная…д) После букв ж и ш пишется…
2. Запишите по два сложных слова с соединительными гласными о и е.
IV. Работа по теме урока.
С о о б щ е н и е темы и цели урока.
– Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их
записывать и обозначать орфограммы.
В ы п о л н е н и е упражнений.
1. Упр. 128. Выполняется под руководством учителя.
– Прочитайте первую пару слов. Назовите корни этих слов.
– Образуйте сложное слово.
– Запишите слово. (Листопад.) Какие орфограммы есть в этом слове?
О б р а з е ц записи:
2. Упр. 129. Комментированная запись по образцу в упражнении.
3. Упр. 130. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
4. Упр. 131. Выполняется по заданию.
– Какие ещё слова с корнем
5. Упр. 132. Самостоятельная работа.
6. Упр. 134. Коллективная работа по заданию учебника.
7. Упр. 135. Самостоятельная работа по вариантам:
вы знаете?
;
.
I вариант –
II вариант –
V. Итог урока.
Игра «П о м о г и Н е з н а й к е».
Сложных много слов бывает,
Но Незнайка их не знает.
Мы ему поможем с вами,
Список слов таких составим.
Учащиеся, сидящие за первыми партами каждого ряда, получают листки
бумаги, на которых они должны написать сложное слово. Затем листок
передаётся ученикам, сидящим сзади в этом же ряду, за второй партой, и
так далее.Ученик за последней партой, который закончил эстафету в написании
слова первым, получает право зачитать слова вслух.
Домашнее задание: выполнить упр. 3, 4, с. 97–98.