Цели: познакомить с особенностями словообразования имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных; проверить усвоение учащимися сходства и различия в образовании имен существительных и прилагательных.
Данный урок разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Словарная работа.
Д и к т а н т.
УРОК 91.doc
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Цели: познакомить с особенностями словообразования имен прилагательных
от основ имен существительных и прилагательных; проверить усвоение
учащимися сходства и различия в образовании имен существительных и
прилагательных.
I. Чистописание.
П и с ь м о по памяти.
Ход урока
Кусты в пушистом инее,
В сугробах даль полей.
И нет земли красивее,
И нет её родней.
М. Дудин
II. Словарная работа.
Д и к т а н т.
– Обозначьте орфограммы.
Смородиновое, оранжевое, гороховый, искусственный, яблочное, юный,
фонарный, товарищеский.
– Слова какой части речи вы записали?
III. Постановка проблемы.
– Как вы думаете, как образовались эти имена прилагательные?
– От каких основ и с помощью чего?
IV. Изучение нового материала.
Н а б л ю д е н и е на основе упражнений.
1. Упр. 338.
– Прочитайте слова первого столбика. Как образовались эти прилагательные?
(От основ существительных и суффикса н.)
– Прочитайте слова второго столбика. Как образовались эти прилагательные?
(От основ существительных с помощью суффикса и приставок.)
– Какое слово напишете на месте вопроса? (Настольный.)
– Прочитайте слова третьего столбика.
– Образуйте прилагательные. Как напишете эти слова? Почему?2. Упр. 339.
– Только ли от существительных образуются прилагательные? Понаблюдаем.
– Прочитайте одну пару слов.
– Как получили слово новенький? (От основы прилагательного и суффикса
еньк.)
А н а л и з слов с суффиксом еньк.
– Какое значение имеют прилагательные с этими суффиксами?
(Уменьшительноласкательное.)
– Как образовались слова второго столбика?
Учащиеся записывают и разбирают по составу полученные слова.
Э т о и н т е р е с н о
Слово коричневый образовалось от слов кора, корица, то есть коричневый –
цвет коры.
Голубой цвет получил свое название по цвету оперения птицы голубя.
V. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 340. Выполняется по заданию коллективно у доски.
2. И г р а э с т а ф е т а.
– Образуйте имена прилагательные от имен существительных.
Учитель раздает карточки каждому ряду. Игроки записывают однокоренные
прилагательные и передают карточку следующему игроку.
I вариант
ночь
доблесть
грусть
конь
вечер
гриб
II вариант
радость
звезда
вкус
блин
лимон
цвет
III вариант
честь
школа
молоко
ячмень
лес
мороз
VI. Итог урока.
– Как образуются имена прилагательные?
– Что общего у имен прилагательных и существительных с суффиксом еньк?
Домашнее задание: выполнить упр. 1, 2, с. 90.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.