Разработка урока по русскому языку на тему : Что такое синонимы и антонимы?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: Дать понятие синонимов и антонимам; научить умению находить синонимы и антонимы в тексте, использовать в речи; Задачи: • Сформировать умение называть признаки синонимов и антонимов; • наблюдать за использованием синонимов и антонимов; • расширить словарный запас обучающихся. Личностные: осознание алгоритма учебного действия; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте; Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра. Оборудование: компьютер, презентация, лента букв.
Иконка файла материала урок 222.docx
1                  МКОУ «Советская СОШ им Ш.Т. Амачиева» План­ конспект урока по русскому языку по теме:   «Что такое синонимы и антонимы?»                                                                    Османова Бурлият Омаровна,                                                                 учитель начальных классов2                                                         2018 г.    Тема урока: Что такое синонимы и антонимы? Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: Дать понятие синонимов и антонимам; научить умению находить синонимы и  антонимы в тексте, использовать в речи; Задачи: • Сформировать умение называть признаки синонимов и антонимов; • наблюдать за использованием синонимов и антонимов; • расширить словарный запас обучающихся. Личностные: осознание алгоритма учебного действия; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и  искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои  действия, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте; Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и  сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность  за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра. Оборудование: компьютер, презентация, лента букв.                                           Ход урока: 1. Орг.момент. ­ Здравствуйте, ребята! ­ Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи­ За работу, в добрый час. Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир  русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они  могли всё слышать, видеть и запомнить. ­ Перед работой разогреем пальчики 2. Актуализация знаний 1.Повторение по ленте букв3 2. Проверка дом. зад (упр 65. стр 51) Пальчиковая разминка Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Будет все у нас в прядке, Если делаешь зарядку. 2. Каллиграфическая минутка: на доске запись З,з Оз, зи ­ Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме ­ Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что  вы видите? (буквы и соединения) Исследуйте вначале буквы, записанные на доске. ­ Произнесите звуки, которые обозначает буква З ­ Что вы о них можете рассказать? ­ Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения? ­ Напишите красиво по образцу. З, з, Оз, Зи 3. Словарная работа. Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина )  Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и  скажите, как правильно его нужно писать? ­ Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что  звук, а в этом слове обозначается буквой О. ­ Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина) ­ Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова  «осина». Что это такое??(лиственное дерево с зелено­белой гладкой корой). ­ Как назвать её по­другому? (осинка) Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый) Запишите все слова и подчеркните букву.4 ­. Посмотрите на рисунок и скажите,  что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда) На какую букву падает ударение? Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная) Запишите это слово. Составьте предложение с этим словам. (Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде. Тёплая одежда спасает ребят от мороза.) Одно предложение запишите в тетрадь. Кто хочет написать предложение с комментированием на доске? 3. Ведение в новую тему. Что вы сейчас записали? (Предложение) Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.) Чем текст отличается от предложения? Рубрика “Давай подумаем”. Прочитайте то, что записано на доске. С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную  горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе  кататься с горки. С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную  горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите. 4. Работа над новой темой. Поработайте в парах над вопросами: Чем отличаются тексты? Какой интереснее? Почему? (Ответы учащихся.) Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).5 Малыши, дети, детвора. Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята. Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.) Откройте учебники (стр.52), прочитайте О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы. Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему? 5 Работа по учебнику Прочитайте задание. Упр.66, стр. 52 Работа в группах. Проверка. ­Какое слово вы подчеркнули ?( родник , ключ) 6.Физминутка. Давайте поиграем: Скажу я слово высоко,6 А ты ответишь низко,  Скажу я слово далеко,  А ты ответишь близко.  Скажу тебе я слово трус.  Ответишь ты смельчак.  Теперь начало я скажу,  Ну, отвечай: конец. Учитель ­А кто знает   какие слова мы договаривали ? (Ответы детей. Если не назовут  антонимы,то учитель сам называет и объясняет значение этого слова) 7.Продолжение работы по новой  теме. Упр.67стр 53( самостоятельная работа) 8.Самостоятельная работа с проверкой.  Коррекция отработки способа. 1)Выполнение теста. ­ Наше путешествие подходит к концу. Предлагаю проверить свои знания и выполнить самостоятельно небольшой тест. ­Готовы проверить свои знания? Самостоятельная работа.  • Найди пары синонимов.  Поставь  приятель воин солдат друг  шагать горе красный идти печаль труд работа алый • Напиши, каких зверей так называют? Косой ­ _____________;  Серый ­ _____________;  косолапый ­ _________________. • Допиши предложения: Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение  называются ______________________. 2)Проверка (по слайду). ­Справились? ­Самопроверка по слайду.7 ­Оцените себя. Поднимите руки. 5 ­.., 4­ …,3­… ­Молодцы.  Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. 9. Рефлексия. Учитель: ­Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ. На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным,  поучительным, познавательным. Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо  умение подбирать синонимы и антонимы к словам? Учитель дает оценку  деятельности всего класса и отдельных учеников. ­Поставьте ! ,если все получилось. ­Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме. _ Поставьте ­ , если ничего не поняли. 10. Подведение итогов урока. Что нового вы узнали на уроке? . Задайте вопросы по теме урока классу. 11.Домашняя работа Упр.70стр.53.