Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"
Оценка 4.9

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
09.10.2018
Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"
Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку - важный этап в жизни девятиклассника. Необходимо подготовиться к написанию изложения, сочинения, выполнению тестовой части. Данный урок направлен на подготовку к написанию сочинения- рассуждения: основная структура, этапы, методы и приемы. Как привести примеры и жизни и литературных произведений.Урок русского языка
17.10.docx
«Подготовка к написанию сочинения­рассуждения на тему «Что такое красота?» 9 класс, октябрь 2018. Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения ­ рассуждения на морально­этическую   тему   в   рамках   подготовки   к   ОГЭ   по   русскому   языку   в   9   классе (устно: задание №3; письменно:  задание 15.3). Задачи: 1)образовательные:   умение   самостоятельно   создавать   собственное   (монологическое) высказывание,   обладающее   всеми   признаками   текста   ­   смысловой   цельностью   и структурной   связностью;   расширение   и   углубление   знаний   по   культуре   речи; предупреждение орфографических ошибок; 2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно­эмоциональное отношение к теме; 3)воспитательные: содействие развитию умения у обучающихся совместной деятельности; воспитание интереса к предмету;  формирование понятий нравственных качеств человека. Тип урока: урок развития речи Вид урока: практикум Методы: проблемно­поисковый, групповая дискуссия. Форма   организации   познавательной   деятельности: самостоятельная.   коллективная,   групповая, Место проведения: учебный кабинет Оборудование: выдержки из толкового словаря С.И.Ожегова, текст, компьютер, проектор, тетради. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Добрый день! Садитесь, ребята! 3. Итак, начнем наше занятие. Перед вами две коробочки. Посмотрите, какую из них вы выберете? Посовещайтесь в группе и ответьте, дайте объяснение своему выбору. (выбирают) 4. Спасибо! Итак, запомните свой выбор. Мы вернемся к этому в конце нашего урока. 5. Давайте   определим   тему   нашего   урока:   на   слайде   представлены   различные предметы и высказывания русских классиков. Выдвинете предположение: какова тема занятия? ( о красоте) 6. Вы правы: тема урока ­ Что такое красота? 7. В это учебном году вам предстоит серьезное испытание: устное собеседование и письменный   экзамен  по   русскому   языку.   Мы   знаем,   что  третье   задание   устного собеседования   –   это     монологическое   высказывание   по   проблеме   (а   именно рассуждение) и задание 15.3 тоже является написанием сочинения – рассуждения. Поэтому целью урока является: отработать навыки создания связного высказывания по заданной проблеме. 8.  Проблема определена. Давайте вспомним структуру сочинения ­ рассуждения: ( каждая группа по цепочке называют этап сочинения­рассуждения) 1.Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. 2.Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. 3.Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. 9.Работаем над определение тезиса (Что такое красота):  (синонимический   способ заключается   в   том,   что   неизвестное   или   непонятное   слово раскрывается тождественным по значению или близким словом – синонимом.) (способ   отрицательного   определения –   это   способ   толкования   слова   путём   указания таких свойств предмета или явления, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере открывают их новые свойства, поскольку отсутствие каких­либо свойств также является существенной характеристикой). (описательный способ – это способ, при котором необходимая информация выражается описательной   частью,   которая   выражена   чаще   всего   придаточным   предложением,   реже определительными оборотами.) 1 группа: подбирает синонимы к слову красота.  При определении значения имен существительных 2   группа: описательная часть вводится описательными «операторами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы. 3 группа: способ толкования значения слов – путем указания таких свойств предметов, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких- либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой. Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которой описание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле : « X- это Y, который не имеет C». 10. Определяем понятие «красота», обращаясь и к словарю Ожегова.  11.   Переходим   к   следующему:   подбор   аргументов:   какие   герои   литературных произведений помогут раскрыть это понятие? Доказать наши суждения. 12. Предлагаю познакомиться со следующим текстом, чтобы точнее раскрыть понятие «красота»: итак, две минуты на прочтение, затем выразительное чтение. Ю.Бондарев «Красавица»  Я   видел   это   на   пригородной   танцплощадке.   Веселый,   горбоносый,   гибкий,   с фиолетовым   отливом   черных   глаз,   он   пригласил   ее   танцевать   с   таким   зверски жадным   видом,   что   она   испугалась   даже,   глянув   на   него   жалким,   растерянным взглядом   некрасивой   девушки,   которая   не   ожидала   к   себе   внимания. ­Что   вы,   что   вы! Разрешите?   –   повторил   он   настойчиво   и   показал   крупные   белые   зубы   деланной улыбкой. приятно. оч­чень будет Мне –           Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, запинкой: сказала с       ­ –   Наверно,   у   вас   ничего   не   получится.   Я   плохо…   Ничего.   Прошу.   Как­нибудь. Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее,   она   же   топталась   неумело,   мотая   юбкой,   нацелив   напряженные   глаза   ему   в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга,   послышался   свист;   за   ними   наблюдали,   видимо,   его   приятели   и   делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.   Ее   партнер   каменно   изображал   городского   кавалера,   а   она   все   поняла,   всю непростительную низость красавца­партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх   медленно   посмотрела   в   его   зрачки   с   непроницаемо­презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как­то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги. У   нее   были   толстые   губы,   серые   и   очень   большие,   словно   погруженные   в   тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти   желтые   ржаные   волосы   и   тот   взгляд,   снизу   вверх,   преобразивший   ее   в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти. 13. Какое впечатление произвел на вас этот текст? 14. 15. 16. 17. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему? 18.    (ответы учащихся) В произведении два главных героя. Какой прием построения образов  является основным? (Антитеза) В чем противопоставлены герои?          (ответы учащихся)       19.Какие языковые средства подчеркивают это?(Эпитеты) 20Какие чувства автора выражены в произведении? 21. Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней  привлекательности? 22. На   примере   данного   текста   мы   видим,   что   красота   проявляется   и   в   поступках человека, а именно красота души. При внешней привлекательности герой черствый, самонадеянный, не умеющий ценить других людей. И совершенно противоположна героиня. Внешне не привлекательна, но вызывает восхищение как автора, так и нас, читателей. 23. При написании сочинения­рассуждения необходимо привести пример из жизненного опыта. Определите примеры (по группам). 24. А вот еще одно доказательство, еще пример на основе жизненного опыта: Красота                                                     Николаю Тишакову Кто­то кричал: ­ Нынче Пашка пашет...­ И мы бежали к дымящейся пашне И, встав потом у селеной обочины, С ребячьим восторгом глядели оттуда. А он у края пропасти точно Трактор свой разворачивал круто. казалось, машину потянет к обрыву, И бабы глаза закрывали пугливо, И после кричали: ­Эх, бесшабашный!"­ Лукаво им подмигивал Пашка И улыбался вовсю белозубо, И голос его летел за версту: "­Полюби меня Маруся! Полюби за красоту!" Были очи черней, чем уголь. Были брови ­ тревожное чудо. Забиралась я в дальний угол, На него смотрела оттуда. В десять лет красота непонятным, Чем­то будущим заволнует. Выходил он, высокий и ладный, Под улыбку свою озорную. А в ресницах запуталось лихо. И гитары небрежный звон. И мужья ревниво окликнувь Уводили из клуба жен. Брови ­ ломаны, кверху рвутся, Да над струнами пальцы бьются, По ладам бегут в высоту: ­Полюби меня, Маруся! Полюби за красоту. Небо ­ черное... Небо ­ грозное... Фронтовые дальние выстрелы. В эшелоне под стук колесный Уезжать далеко трактористу. И вернуться зимой домой. Вместо ног ­ два обрубка квадрата. И лицо всё ожогами смято. Где ж девалась твоя высота?.. Где ж девалась твоя красота?.. И когда он пил до угару, То кричал: Для чего мне жить?! И за гриф, как за глотку ­ гитару, Словно хочет её задушить. И по ветру бросал её кручено, Телогрейку рванув с плеча, И катался по снегу жгучему, И в сугробы уткнувшись, кричал... ... Тяжесть века и горе века ­ На земле плачет полчеловека. И не струны, а стоны рвутся И слова с тоской в пустоту: ­ Полюби... меня... Маруся... Полюби... за... красоту... Нет, его не оплакивали, А всем селом поднимали. Протезы, желты, как факелы, Яростно полыхали. И от него не водкой, А новою кожею пахло. И шел он тяжелой походкой, Волнуясь, полем непаханным И все начинал он заново: И это вращенье колес, И, медленное и плавное Открытие новых борозд. И под ногами тяжелыми Рычал побежденный мотор. ...Впервые с глазами серьёзными Пашка ушёл в простор. И пашня с дымком и грачами легла у него за плечами, И сотни глаз нараспашку Глядели на нового Пашку. И сам в себе открывал он И силу и широту... ... Полюби его Маруся. Полюби. За красоту. 25. Необходимо сделать вывод на основе наших суждений и аргументов.  26. Вернемся к началу нашего занятия: итак, изменился ваш выбор или нет? Как вы думаете, что находится внутри каждой коробочки? (предположения) одна пустая, в другой – свеча как символ доброты и света. 27. Домашнее задание: написать сочинение­рассуждение. Выставление оценок. 28.

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018