Разработка урока по русскому языку на тему "Что такое красота?"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку - важный этап в жизни девятиклассника. Необходимо подготовиться к написанию изложения, сочинения, выполнению тестовой части. Данный урок направлен на подготовку к написанию сочинения- рассуждения: основная структура, этапы, методы и приемы. Как привести примеры и жизни и литературных произведений.Урок русского языка
Иконка файла материала 17.10.docx
«Подготовка к написанию сочинения­рассуждения на тему «Что такое красота?» 9 класс, октябрь 2018. Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения ­ рассуждения на морально­этическую   тему   в   рамках   подготовки   к   ОГЭ   по   русскому   языку   в   9   классе (устно: задание №3; письменно:  задание 15.3). Задачи: 1)образовательные:   умение   самостоятельно   создавать   собственное   (монологическое) высказывание,   обладающее   всеми   признаками   текста   ­   смысловой   цельностью   и структурной   связностью;   расширение   и   углубление   знаний   по   культуре   речи; предупреждение орфографических ошибок; 2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно­эмоциональное отношение к теме; 3)воспитательные: содействие развитию умения у обучающихся совместной деятельности; воспитание интереса к предмету;  формирование понятий нравственных качеств человека. Тип урока: урок развития речи Вид урока: практикум Методы: проблемно­поисковый, групповая дискуссия. Форма   организации   познавательной   деятельности: самостоятельная.   коллективная,   групповая, Место проведения: учебный кабинет Оборудование: выдержки из толкового словаря С.И.Ожегова, текст, компьютер, проектор, тетради. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Добрый день! Садитесь, ребята! 3. Итак, начнем наше занятие. Перед вами две коробочки. Посмотрите, какую из них вы выберете? Посовещайтесь в группе и ответьте, дайте объяснение своему выбору. (выбирают) 4. Спасибо! Итак, запомните свой выбор. Мы вернемся к этому в конце нашего урока.5. Давайте   определим   тему   нашего   урока:   на   слайде   представлены   различные предметы и высказывания русских классиков. Выдвинете предположение: какова тема занятия? ( о красоте) 6. Вы правы: тема урока ­ Что такое красота? 7. В это учебном году вам предстоит серьезное испытание: устное собеседование и письменный   экзамен  по   русскому   языку.   Мы   знаем,   что  третье   задание   устного собеседования   –   это     монологическое   высказывание   по   проблеме   (а   именно рассуждение) и задание 15.3 тоже является написанием сочинения – рассуждения. Поэтому целью урока является: отработать навыки создания связного высказывания по заданной проблеме. 8.  Проблема определена. Давайте вспомним структуру сочинения ­ рассуждения: ( каждая группа по цепочке называют этап сочинения­рассуждения) 1.Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. 2.Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. 3.Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. 9.Работаем над определение тезиса (Что такое красота):  (синонимический   способ заключается   в   том,   что   неизвестное   или   непонятное   слово раскрывается тождественным по значению или близким словом – синонимом.) (способ   отрицательного   определения –   это   способ   толкования   слова   путём   указания таких свойств предмета или явления, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере открывают их новые свойства, поскольку отсутствие каких­либо свойств также является существенной характеристикой). (описательный способ – это способ, при котором необходимая информация выражается описательной   частью,   которая   выражена   чаще   всего   придаточным   предложением,   реже определительными оборотами.) 1 группа: подбирает синонимы к слову красота.  При определении значения имен существительных 2   группа: описательная часть вводится описательными «операторами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы. 3 группа: способ толкования значения слов – путем указания таких свойств предметов, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере раскрывают его свойства,качества, поскольку отсутствие каких- либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой. Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которой описание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле : « X- это Y, который не имеет C». 10. Определяем понятие «красота», обращаясь и к словарю Ожегова.  11.   Переходим   к   следующему:   подбор   аргументов:   какие   герои   литературных произведений помогут раскрыть это понятие? Доказать наши суждения. 12. Предлагаю познакомиться со следующим текстом, чтобы точнее раскрыть понятие «красота»: итак, две минуты на прочтение, затем выразительное чтение. Ю.Бондарев «Красавица»  Я   видел   это   на   пригородной   танцплощадке.   Веселый,   горбоносый,   гибкий,   с фиолетовым   отливом   черных   глаз,   он   пригласил   ее   танцевать   с   таким   зверски жадным   видом,   что   она   испугалась   даже,   глянув   на   него   жалким,   растерянным взглядом   некрасивой   девушки,   которая   не   ожидала   к   себе   внимания. ­Что   вы,   что   вы! Разрешите?   –   повторил   он   настойчиво   и   показал   крупные   белые   зубы   деланной улыбкой. приятно. оч­чень будет Мне –           Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, запинкой: сказала с       ­ –   Наверно,   у   вас   ничего   не   получится.   Я   плохо…   Ничего.   Прошу.   Как­нибудь. Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее,   она   же   топталась   неумело,   мотая   юбкой,   нацелив   напряженные   глаза   ему   в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга,   послышался   свист;   за   ними   наблюдали,   видимо,   его   приятели   и   делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.   Ее   партнер   каменно   изображал   городского   кавалера,   а   она   все   поняла,   всю непростительную низость красавца­партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизувверх   медленно   посмотрела   в   его   зрачки   с   непроницаемо­презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как­то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги. У   нее   были   толстые   губы,   серые   и   очень   большие,   словно   погруженные   в   тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти   желтые   ржаные   волосы   и   тот   взгляд,   снизу   вверх,   преобразивший   ее   в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти. 13. Какое впечатление произвел на вас этот текст? 14. 15. 16. 17. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему? 18.    (ответы учащихся) В произведении два главных героя. Какой прием построения образов  является основным? (Антитеза) В чем противопоставлены герои?          (ответы учащихся)       19.Какие языковые средства подчеркивают это?(Эпитеты) 20Какие чувства автора выражены в произведении? 21. Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней  привлекательности? 22. На   примере   данного   текста   мы   видим,   что   красота   проявляется   и   в   поступках человека, а именно красота души. При внешней привлекательности герой черствый, самонадеянный, не умеющий ценить других людей. И совершенно противоположна героиня. Внешне не привлекательна, но вызывает восхищение как автора, так и нас, читателей. 23. При написании сочинения­рассуждения необходимо привести пример из жизненного опыта. Определите примеры (по группам). 24. А вот еще одно доказательство, еще пример на основе жизненного опыта: Красота                                                     Николаю Тишакову Кто­то кричал: ­ Нынче Пашка пашет...­ И мы бежали к дымящейся пашне И, встав потом у селеной обочины, С ребячьим восторгом глядели оттуда. А он у края пропасти точноТрактор свой разворачивал круто. казалось, машину потянет к обрыву, И бабы глаза закрывали пугливо, И после кричали: ­Эх, бесшабашный!"­ Лукаво им подмигивал Пашка И улыбался вовсю белозубо, И голос его летел за версту: "­Полюби меня Маруся! Полюби за красоту!" Были очи черней, чем уголь. Были брови ­ тревожное чудо. Забиралась я в дальний угол, На него смотрела оттуда. В десять лет красота непонятным, Чем­то будущим заволнует. Выходил он, высокий и ладный, Под улыбку свою озорную. А в ресницах запуталось лихо. И гитары небрежный звон. И мужья ревниво окликнувь Уводили из клуба жен. Брови ­ ломаны, кверху рвутся, Да над струнами пальцы бьются, По ладам бегут в высоту: ­Полюби меня, Маруся! Полюби за красоту. Небо ­ черное... Небо ­ грозное... Фронтовые дальние выстрелы. В эшелоне под стук колесный Уезжать далеко трактористу. И вернуться зимой домой. Вместо ног ­ два обрубка квадрата. И лицо всё ожогами смято. Где ж девалась твоя высота?.. Где ж девалась твоя красота?.. И когда он пил до угару, То кричал: Для чего мне жить?! И за гриф, как за глотку ­ гитару, Словно хочет её задушить. И по ветру бросал её кручено, Телогрейку рванув с плеча, И катался по снегу жгучему, И в сугробы уткнувшись, кричал... ... Тяжесть века и горе века ­ На земле плачет полчеловека. И не струны, а стоны рвутсяИ слова с тоской в пустоту: ­ Полюби... меня... Маруся... Полюби... за... красоту... Нет, его не оплакивали, А всем селом поднимали. Протезы, желты, как факелы, Яростно полыхали. И от него не водкой, А новою кожею пахло. И шел он тяжелой походкой, Волнуясь, полем непаханным И все начинал он заново: И это вращенье колес, И, медленное и плавное Открытие новых борозд. И под ногами тяжелыми Рычал побежденный мотор. ...Впервые с глазами серьёзными Пашка ушёл в простор. И пашня с дымком и грачами легла у него за плечами, И сотни глаз нараспашку Глядели на нового Пашку. И сам в себе открывал он И силу и широту... ... Полюби его Маруся. Полюби. За красоту. 25. Необходимо сделать вывод на основе наших суждений и аргументов.  26. Вернемся к началу нашего занятия: итак, изменился ваш выбор или нет? Как вы думаете, что находится внутри каждой коробочки? (предположения) одна пустая, в другой – свеча как символ доброты и света. 27. Домашнее задание: написать сочинение­рассуждение. Выставление оценок. 28.

Посмотрите также