Разработка урока по русскому языку Тема: Фразеологизмы. (3 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку Тема: Фразеологизмы. (3 класс)

Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
русский язык
3 кл
11.11.2018
Разработка урока по русскому языку Тема:  Фразеологизмы. (3 класс)
Документ Microsoft Word.docx

Тема:  Фразеологизмы.

Цель: формировать умения находить в предложении фразеоло­гизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назо­вите в них главное слово.

Объясните правописание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

Замените близкими по значению словосочетаниями, запи­шите.

Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, мо­локо от козы.

Назовите главное слово в словосочетании.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

Прочитайте записи.

ворон считать                         мечтать

витать в облаках                      молчать

мозолить глаза                        бездельничать

зарубить на носу                     надоедать

язык проглотить                     запомнить

Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в об­лаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить    молчать.)

Как называются выражения в первом столбике? (Фразеоло­гизмы.)

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил ап­парат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.

Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но од­нажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неде­лимые сочетания — фразеологизмы.

Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разо­льёшь; есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не ви­сит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним от­носят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие кры­латыми.

Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на ос­нове наблюдений человека над общественными и природными явления­ми (много снега—много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выра­зительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В. Волина «Весёлая грамматика»

2. Работа по учебнику

Упр. 83 (с. 49).

—  Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

—  Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тро­пических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)

Материал для учителя

С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на пе­редних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.

—  Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.

A в каком значении оно употреблено: в прямом или в пере­носном? Как называются такие выражения?

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что такое фразеологизмы?

—  Можно ли в них заменять слова?

—  Приведите примеры.

—  Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.

Упр. 84 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 85 (с. 50).

—  Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. За­пишите их парами.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)

—  Прочитайте предложение, которое вы составили.

Упр. 86 (с. 50).

—  Прочитайте предложения с фразеологизмами.

—  Объясните значение данных фразеологизмов.

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

—  Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов нас. 51.

—  Как возник фразеологизм бить баклуши!

—  А фразеологизм спустя рукава!

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

—  Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

 Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха

А перед нею разбитое корыто.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что такое фразеологизмы?

Домашнее задание

Упр. 87 (с. 50).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Фразеологизмы. Цель: формировать умения находить в предложении фразеоло­гизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний

Тема: Фразеологизмы. Цель: формировать умения находить в предложении фразеоло­гизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний

Упр. 83 (с. 49). — Прочитайте

Упр. 83 (с. 49). — Прочитайте

Разработка урока по русскому языку Тема: Фразеологизмы. (3 класс)

Разработка урока по русскому языку Тема:  Фразеологизмы. (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018