Данная методическая разработка предлагается для работы учителям начальных классов работающих по программе ""Школа России". Данный урок входит в раздел :"Поэтическая тетрадь". Шестой урок по теме. Предлагаются дополнительные материалы для активизации познавательной деятельности на уроке. Интересные сведения помогают расширить представления детей о родном крае.
урок.doc
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная
школа № 5 им. А.Н. Радищева»
Учитель начальных классов
Юхно Ольга Андреевна г. ЖелезногорсИлимский
2017 год 26.11.2017 год 4 «А» класс
Раздел: Поэтическая тетрадь.
(Урок №6)
Тема: И.А.Бунин «Листопад».
Цель:
1. Обучающая: ознакомление с лирическим произведением, обучение анализу
произведения, продолжить работу над выразительным чтением стихотворного
произведения, над развитием умения учащихся своим чтением передавать
настроение и чувства автора; познакомить с произведением искусства,
посвященным осени.
2. Развивающая: развитие у учащихся творческого воображения, познавательного
интереса, обогащение словарного запаса, развитие устной речи учащихся.
3. Воспитательная: обогащение их эмоциональный мир, вовлечение учащихся в
состояния переживания и осмысления природы, воспитание чувства красоты
слова, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Оснащение: картина Г.И.Замаратского «Заброшенный домик», репродукции картин
«Золотая осень» И.С.Остроухова,
музыкальное
сопровождение – П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь», презентация к уроку,
мультимедийный проектор, рисунки учащихся об осени.
В.Д.Поленова,
И.В.Левитана,
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point.
Структура урока:
1. Организационная часть.(1 мин.)
2. Введение в тему. (7 мин.)
3. Постановка темы и цели урока. (5мин.)
4. Подготовка к восприятию . (4 мин.)
5. Первичное восприятие текста и выявление впечатлений. (5 мин.)
6. Физкультминутка. (2 мин.)
7. Вторичное чтение. (5 мин.)
8. Анализ стихотворения. (10 мин.)
9. Упражнения в выразительном чтении стихотворения. (3 мин.)
10. Итог урока. (3 мин.)
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вводная часть. Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто
наслаждаться звучанием, а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину, созданную
при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»,
слайд №1).
Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).
Впечатления от прослушанной музыки, «увиденные» вами картины – это
музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.
Как еще можно представить образ осени?
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы,
привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции
картин разных художников: И.С.Остроухова (слайд №2), В.Д.Поленова (слайд №3),
И.И.Левитана (слайд №4).
Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему? (слайд №5)
Все художники дали названия своим картинам «Золотая осень».
Что изобразили художники на переднем плане?
Перед вами картина нашего илимского художника Г.И.Замаратского
«Заброшенный домик» (слайд №6).
Она находится в нашем школьном музее.
Руководитель музея А.Д.кузнецов к 80тилетию художника написал стихотворение «А в
Сибири осень» (звучит стихотворение).
III.Постановка цели и темы.
Сегодня мы с вами с помощью музыки, пейзажной живописи и поэзии
постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда
влекла к себе крупнейших мастеров.
(слайд №7)
Прочитайте только русские буквы и вы узнаете фамилию писателя и поэта,
лауреата Нобелевской премии, чье стихотворение мы будем читать.
Это Иван Алексеевич Бунин. Это произведение он посвятил Алексею
Максимовичу Горькому (слайд №8).
Бунин писал: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот,
у которого есть душа» (слайд №9). Таким человеком был и сам И.А.Бунин. Первое
стихотворение он написал в восемь лет. За долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич
написал много стихотворений, а также прозаических произведений.
(слайд №10) Прочитайте название стихотворения.
Как вы думаете, можно ли по названию сказать о чем оно?
IV.Подготовка к восприятию.
Прежде чем я причитаю стихотворение, выясним лексическое значение
некоторых слов:
терем (слайд №11)
вдова
лазурь
просветы
пестрый
завороженный
Подберите синонимы (слайд №12):
лиловый золотой
багряный
V. Первичное восприятие текста и выявление впечатлений.
Чтение стихотворения И.А.Бунина «Листопад» учителем.
Какие чувства у вас возникли?
VI. Физкультминутка.
VII. Вторичное чтение.
Внимательно прочитайте стихотворение в полголоса.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какая интонация должна возникнуть при чтении?
VIII. Анализ стихотворения.
Какие цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение, красотой осеннего
леса?
Что напомнил осенний лес поэту?
С чем сравнивает он его? (слайд №13, сообщение учителя о тереме: «Терема
строили в древней Руси. Сохранились каменные терема. Но наши предки чаще
строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный
теремной дворец. Он был украшен резьбой. Вот осенний лес напомнил поэту такие
терема.)(слайд№14)
Листья какого дерева по мнению поэта похожи на резьбу, украшавшую терема?
Какие деревья напомнили ему вышки?
Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов?
Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме.
Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.
Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы мы
лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в
тексте (слайд №15, №16, №17, №18, №19).
Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы (слайд №20)?
Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени?
Какова Осень в представлении поэта: веселая или грустная? Как вы
догадались?
Грустят вдовы, грустит Осень. Как вам кажется, о чем она грустит?
Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса –
последняя, недолговечная?
Почему стало тихо в лесу осенью?
Какие слова помогают представить лесную тишину?
Что нарушает тишину?
Прочитайте строки так, чтобы зашуршали листики.
Какие звуки будем выделять (слайд №21)?
Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово «сегодня».
Что хотел сказать Бунин своим читателям?
Как выдумаете, почему повторил поэт начало стихотворения в его завершении?
Как будем читать стихотворение? IX. Упражнение в выразительном чтении.
X. Итог урока.
Ребята, вы тоже рисовали «золотую осень». Посмотрите на свои рисунки (слайд
№22 №23, №24, №25).
Изменилось ли ваше отношение к осени? Если да, то кто помог изменить его?
Разработка урока по теме: И.А. Бунин"Листопад"
Разработка урока по теме: И.А. Бунин"Листопад"
Разработка урока по теме: И.А. Бунин"Листопад"
Разработка урока по теме: И.А. Бунин"Листопад"
Разработка урока по теме: И.А. Бунин"Листопад"
Разработка урока по теме: И.А. Бунин"Листопад"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.