Разработка урока. Поэтическое кабаре «Бродячая собака» (стилизованный урок по поэзии Серебряного века)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поэтическое кабаре «Бродячая собака» (стилизованный урок по поэзии Серебряного века) «И серебряный месяц ярко Над Серебряным веком стыл…» Анна Андреевна Ахматова Цели: Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей учащихся. Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного. Задачи: Развивать умение учащихся слушать и оценивать выступление учащегося и дополнять его.Поэтическое кабаре «Бродячая собака» (стилизованный урок по поэзии Серебряного века)
Иконка файла материала урок Кубышкина.docx
Регион: Республика Саха (Якутия) Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ№24», г. Удачный Мирнинского района Учитель русского языка и литературы: Кубышкина Алла Витальевна Поэтическое кабаре «Бродячая собака» (стилизованный урок по поэзии Серебряного века) «И серебряный месяц ярко Над Серебряным веком стыл…» Анна Ахматова Цели: Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  учащихся. Воспитание  эстетического вкуса, чувства прекрасного.  Задачи:  Развивать умение учащихся слушать и   оценивать выступление учащегося и дополнять его. Воспитывать   у   учащихся   чувство   прекрасного   путем   анализа   лирического произведения. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям Оборудование урока: Вывеска перед входом в «Собаку»: «Все между собой считаются знакомыми», портреты поэтов Серебряного века, книжная выставка, компьютерная презентация, свечи, билеты «Поэтическая элита», билеты «Фармацевты», «Свиная книга» для рефлексии в конце заседания поэтического кабаре.Предварительная работа: Учащиеся 11 класса получили задание подготовить стихотворение любимого поэта Серебряного века, подобрать музыкальное сопровождение. При входе в поэтическое кабаре каждый из участников получал входной билет «Поэтическая элита», если задание было подготовлено, или покупал билет «Фармацевты», если задание не было подготовлено (таким образом происходило погружение в эпоху образования кабаре, которое посещали не только поэты, но и художники и их «музы», музыканты, актеры, словом, желающие «поглазеть», как развлекаются литераторы. Именно этих посетителей и назвал Николай Сапунов «фармацевтами», и это название за ними закрепилось. Ход заседания поэтического кабаре. Да, я любила их, те сборища ночные, - На маленьком столе стаканы ледяные, Над черным кофеем пахучий, тонкий пар, Камина красного тяжелый, зимний жар, Веселость едкую литературной шутки И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий. Анна Ахматова. Учитель: Создателем клуба стал Борис Пронин – абсолютный мечтатель, энтузиаст, отличавшийся бескорыстностью, неутомимой энергией, исключительным обаянием и умением сплачивать всех и из ничего создавать прекрасное. Ведущий 1: Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» просуществовало 3 года. Задолго до его появления в Петербурге многие молодые поэты мечтали о своем клубе, где можно было бы почувствовать себя свободно и совершенно нестесненно. Ведущий 2: «Среды» в Башне» Иванова были местом встреч литературной и интеллектуальной элиты Петербурга, доступтуда имели не все. Новое заведение должно было стать своеобразным клубом, где могли бы сблизиться деятели литературы и искусства. Ведущий 1: Для создания такого клуба нужен был энтузиаст, который вложил бы в свое дело всю душу. И такой энтузиаст нашелся. Это был Борис Пронин. Ведущий 2: И воспоминаний Николая Могилевского (отрывок инсценируется): «В один из ненастных вечеров осени 191… - точно не помню года, знаю лишь, что это было после 1910 года – ко мне вихрем ворвался мой земляк, которого я знал еще гимназистом в родном городе Чернигове, Борис Константинович Пронин, проще Борис Пронин, а для близких просто Борис…» Ведущий 1: Борис Пронин все исполнил, как обещал Н. Могилевскому: «Собаку» открыл, и открыл ее ровно по диагонали через площадь от дома, где жил Могилевский. Ведущий 2: С. Судейкин в своих воспоминаниях особо уделил внимание возникновению названия: « Мы вышли на Невский, направляясь к Гостиному двору. По дороге попался бродяга, продававший лохматого бездомного бесцветного щенка. «Какая прелесть, - сказал Пронин. – Бродячий щенок, нет, будущая «бродячая собака». Купи его, это название для нашего подвала». За два серебряных рубля я купил «Бродячую собаку». «Название было найдено и юридически закреплено за нами». Приглашенные «художники» и «архитекторы» об оформлении подвала (рассказ сопровождается слайдами, демонстрирующими внутреннее убранство кабаре) : - Архитектор Фомин соорудил камин. - С. Судейкин оформил «знаменитой» впоследствии «фресковой» живописью.- Режиссер Н.Н. Евреинов вспоминал: «Вся роспись стен, задорная, таинственно-шуточная… переносила посетителей подвала далеко за пределы их подлинных мест и времени». - Кубическая живопись Н.Кулибина дробила плоскость разноцветными геометрическими формами… - Герб подвала создал художник - «мирискусник» М.В. Добужинский. На фоне рыцарского щита изобразил сидящего бродячего пса, положившего лапу на античную маску (герб все время существования кабаре висел над входом в него). Ведущий 1: Подвал «Бродячая собака» был торжественно открыт в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 на 1 января 1912 года. К открытию подвала Всеволод Князев сочинил «собачий гимн», положенный на музыку пианистом и композитором В.А. Шнисом фон Эшенбруком: Во втором дворе подвал, В нем приют собачий. Каждый, кто сюда попал – Просто пес бродячий. Но в том гордость, но в том честь, Чтобы в тот подвал залезть! Гав!.. (читает подготовленный ученик) Ведущий 2: Из воспоминаний Г. Иванова: «Чтобы попасть в собаку, надо разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора… услышать от вешальщика, заваленного шубами: «Нету местов» - и пройти перед маленьким зеркалом, перед которым толкутся и прихорашиваются хорошенькие дамы и загораживают проход…» Ведущий 1: Собака стала для многих любимым пристанищем. Без нее не мыслилась жизнь. К первому юбилею появился главный гимн «Бродячей собаки», написанный М, Кузминым:От рождения подвала Пролетел лишь быстрый год, Но «Собака» нас связала В тесно-дружный хоровод… (читает подготовленный ученик) Ведущий 2: Среди посетителей подвала были не только поэты, но и художники и их «музы», музыканты, актеры, словом, желающие поглазеть, как развлекаются литераторы. Именно этих посетителей и назвал Николай Сапунов «фармацевтами», и это название за ними закрепилось. Сегодня в нашем кругу тоже есть «фармацевты». Ведущий 1: Из воспоминаний Бориса Пронина: «Без «Фармацевтов» мы не могли уже обойтись, они нам давали доход…» Так и сегодня «фармацевты» приобрели билет в «кабаре», тем самым «оплачивая» свое желание «поглазеть», как развлекаются литераторы. Ведущий 2: Внутренняя обстановка отличалась оригинальным оформлением: посередине зала стоял стол и 13 табуреток вокруг (по числу учредителей). Сегодня в нашем «кабаре» эти места занимают представители «поэтической элиты», т.е. те, кто готов поделиться своими поэтическими предпочтениями и прочесть любимые стихотворения. (Представители «поэтической элиты» занимают места в середине и начинают заседание «поэтического кабаре». Звучат стихи, выбранные учащимися самостоятельно, музыкальные произведения, отражающие настроение. Учитель: (рефлексия) Справа у входа в «кабаре» стояла тумба с лежащей на ней «Свиной книгой». Название книге дало качество кожи, которой она была обтянута. В «Собаке» книга играла весьма важную роль, превратившись в своего рода летопись подвала с поучениями, пожеланиями и апокрифами. Сегодня в нашем литературном «кабаре» тоже есть такая «Свиная книга», в которой каждый из вас сможетоставить свои пожелания и отзывы о нашем стилизованном заседании. Ученики, гости говорят о том, что понравилось, захотелось ли участвовать тем, кто не подготовил стихи к прочтению. Пишут отзывы в импровизированную «Свиную книгу». Учитель: В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. (Н.Гумилёв) Домашнее задание: Как вы думаете, какое влияние это кабаре оказало на поэтов Серебряного века? Ответ оформите в виде письменной работы.

Посмотрите также