Методическая разработка урока
в 9 классе
Тема урока
«Права и свободы человека и гражданина»
учитель Орлова С.М.
/с использованием технологии
проблемного обучения/
Тема урока «Права и свободы человека и гражданина»
Цель урока:
-продолжить формирование у обучающихся основ правовой культуры.
Задачи урока:
-образовательная: сформировать у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков; объяснить основные обществоведческие понятия: ребенок, дискриминация, право на достойное существование, личные права, психологическое (эмоциональное) насилие, беспризорность, безнадзорность.
-развивающая: организовать практическую деятельность, способствующую накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни.
-воспитательная: способствовать воспитанию уважения к закону, самостоятельности и ответственности; умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Опережающее задание: подготовить сообщения и мультимедийные презентации о правовом положении ребенка в современной России.
Оформление доски: тема урока, понятия: ребенок, дискриминация; высказывание писателя Ф.М. Достоевского.
Дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентации, чистые листы А4, маркеры.
Ведущие понятия темы: ребенок, дискриминация, право на достойное существование, личные права, психологическое (эмоциональное) насилие, беспризорность, безнадзорность.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
III. Изучение новой темы (практико – проблемный блок).
IV. Закрепление изученного.
V. Подведение итогов урока.
VI. Выдача домашнего задания.
Ход урока
I. ЭТАП.Организационный момент. (2 мин.)
Сегодня у нас, ребята, немножко необычный урок. К нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. /учащиеся приветствуют/.
На сегодняшнем уроке совместными усилиями продолжим формирование основ правовой культуры.
А какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Учащиеся участвуют в определении задач урока).
II. ЭТАП.Актуализация опорных знаний учащихся
1. Вводная беседа.
Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).
С точки зрения прав человека можно судить, например, о правовом и неправовом государстве, правовом и неправовом законе и т. д. Но самое главное – через отношение государства к правам человека можно судить о том, как обеспечивается его право на достойное существование – физическое, моральное, духовное, позволяющее чувствовать себя свободным. Защищён ли человек от нищеты, голода, бескультурья, дискриминации (лишений, ограничений) в зависимости от национальной или религиозной принадлежности, пола, языка, социального или сословного положения? Может ли рассчитывать на хорошее медицинское обслуживание? Ограждён ли от угрозы экологической деградации окружающей среды? Защищён ли от произвола бандитов, продажных (коррумпированных) государственных чиновников и работников правоохранительных органов? Такие показатели лучше любых слов и красивых заявлений политический деятелей говорят о состоянии с правами человека в той или иной стране.
С помощью законов регулируется повседневная жизнь, уберегая нас от многих неприятностей. Но каждый из вас должен помнить, что "незнание законов не освобождает от ответственности". Давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему о праве.
Сейчас, посовещавшись в парах, в течение двух минут, необходимо выполнить следующие задания: установить соответствие между термином и определением (команды выполняют работу на заранее приготовленных учителем листочках). Время пошло.
Практическая часть - игра "Имею право"
1 |
нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства |
А |
права человека |
2 |
гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах |
Б |
Конституция |
3 |
элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения |
В |
закон |
4 |
способность лица иметь права и обязанность |
Г |
преступление |
5 |
основной закон государства |
Д |
дееспособность |
6 |
предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица |
Ж |
гражданин |
7 |
лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. |
|
правоспособность |
8 |
способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанность и ответственность |
|
санкция |
Нормативные документы - перечислите документы, защищающие права ребёнка - российские и международные (принцип- установите соответствие)
1. Международные А) Всеобщая декларация прав ребёнка
2. Российские Б) Конституция РФ.
В) Декларация прав ребёнка
Г) Семейный кодекс
Д) Конвенция о правах ребёнка
Е) Гражданский кодекс
Ж) Уголовный кодекс.
1 |
2 |
А, В, Д |
Б, Г, Е, Ж |
– Итак, подведём итог.
Мы вспомнили основные (понятия) моменты, необходимые для продолжения темы о правах человека и гражданина. Актуальным вопросом для нас остается вопрос, связанный с правами ребенка.
Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
И, тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.
III ЭТАП. Изучение новой темы (практико – проблемный блок).
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)
Правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Но всегда ли это соответствует объективной реальности.
Ребята подготовили и сейчас представят свои проекты «Права ребенка в Российской Федерации».
/Мультимедийные презентации учащихся/
1 презентация -
Права ребенка от рождения.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.)
Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
Правовой статус ребенка меняется в процессе взросления. Набор прав и обязанностей, характер ответственности определяется, прежде всего, возрастом ребенка.
С 1,5 лет
Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.
C 3 лет
Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад
Рассмотрим проблему, возникающую у родителей, при достижении ребенка 1,5 лет: устроить ребенка в детский сад, для многих почти непосильная задача. Немного статистики: в Москве количество детей, желающих посещать детские сады и не имеющих такой возможности, составляет 15 000 человек, в Томске - 12 000, в Тюмени - 6000, в Липецке - порядка 7000, в Красноярском крае - 11 000 (из них в столице края - 6000). Хотя по закону полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли, а трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.
Итак, исходя из вышесказанного, мы понимаем, что существует проблема: некоторые дети лишены возможности посещать ясли и детский сад.
Каким же образом родителям решить возникшую проблему?
Сейчас в группах в течение 3 минут, вы попробуете представить свои проекты решения этой проблемы. Представители зачитают ваши результаты.
Подведем итог: решается методом вовлечения на рынок услуг немуниципальных поставщиков – негосударственных дошкольных учреждений и индивидуальных предпринимателей. Для детворы дошкольного возраста (5-6 лет), которые не ходили в детский сад, работают группы предшкольного образования, планомерно осуществляются мероприятия по возврату зданий детских садов и увеличения количества мест в муниципальных детских садах за счет уплотнения.
2 презентация
Права ребенка в школе
В процессе образования особенно велика роль учителя, воспитателя и педагога.
С одной стороны, в нашей стране, имеются законы, которые защищают права маленьких граждан, с другой ребёнку особо сложно защитить себя. Ходит ребенок в школу или заканчивает ее, когда возникают какие-то проблемы либо неприятности, родители и сам ребенок часто теряются, не зная, что делать, как быть, чтобы защитить права ребенка в школе. Ибо школьная жизнь порою полна самых непредвиденных, сложных ситуаций.
Защита прав ребенка остаётся, поэтому весьма актуальной проблемой.
Я рассмотрю один из аспектов нарушения прав ребенка в школе – это психологическое насилие.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
-неоднократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Таким образом, мною выявлена проблема психологического (эмоционального) воздействия взрослых на ребенка в школе, причиняющего наибольшее беспокойство, как детям, так и родителям.
И вновь работа в группах. Время 3 минуты, найдите проекты решения этой проблемы. Представители вновь зачитают ваши результаты.
В итоге: соответствующая статья «Конвенции о правах ребенка» гласит о том, что "школьная дисциплина должна поддерживаться методами, гарантирующими уважение и достоинство ученика". В качестве положительного примера, следует сказать о том, что в некоторых современных образовательных учреждениях уже появились школьные конституции, билли о правах и даже сборники законов школы, возрождаются формы школьного самоуправления. Из конфликтной ситуации очень важно выйти с достоинством. Чтобы выиграть психологическое противоборство: сдерживайте себя, используйте юмор в напряженных ситуациях, следует вовлечь родителей. Главное не оставаться наедине с проблемой.
3 презентация
Рост беспризорности и безнадзорности.
Положение детей в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы прошлого столетия.
Беспризорные дети, это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.
Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность - острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.
На основании вышеизложенного, можно сказать, что в нашей стране остро стоит проблема с беспризорностью и безнадзорностью.
Затронута серьезная проблема. Попробуйте за 3 минуты найти ее решение. Ваши варианты ждем с нетерпением.
Решение проблемы:
1. Создание и ведение единой базы данных о безнадзорных и беспризорных детях;
2. Более подробно изучить опыт субъектов РФ, в случае признания его удачным, протестировать на нескольких территориях округа.
3. Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, выявлять семьи, находящихся в социально опасном положении, и оказывать им помощи в обучении и воспитании детей
4. Следует создать отдельный сайт в помощь детям
5. Постараться изменить имидж детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений как содержащих «сирых и убогих».
6. Поднимать статус общественных институтов, занимающихся вопросами «трудных» детей.
7. Создание семейных детских домов.
Фронтальный опрос.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой. А вот куда и к кому вы сейчас сами попробуете мне назвать.
Итог:
Прокуратура;
Органы внутренних дел;
Суд;
Комиссии по делам несовершеннолетних;
Органы опеки и попечительства
Уполномоченные по правам ребенка.
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет: Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
IV ЭТАП. Закрепление изученного.
Мои права.10 мин.
Вопросы о правах детей, как гражданах государства мы с вами рассмотрели на разных примерах. Но мне хотелось бы затронуть еще один вид правовых норм – это ваши права и или иначе их можно назвать – личные права, т.е. прирождённые и неотъемлемые.
Но для этого необходимо разбиться на две группы. Каждая группа напишет «Декларацию о правах девятиклассника». На выполнение задания отводится 5 минут. Не забудьте выполнить два критерия при выработке прав. К таким критериям относятся:
1. Твои права не должны ущемлять прав других людей;
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от себя самого.
Далее проводится принятие прав, предложенных каждой группой. Одна группа предлагает, а вторая - выполняет роль «Конституционной комиссии». Члены группы «разработчиков» имеют право отстаивать свои предложения.
Учитель подводит итог, зачитывая общие правила, выступая в роли Председателя комиссии. В продолжение беседы, учитель говорит о том, что такие права составляли многие люди. Одним из разработчиков таких прав – К.Д. Заслофф, говорил следующее: « У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право». У вас на партах лежит список этих прав – зачитаем их по очереди. Но помните, заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
V ЭТАП. Контроль и проверка
В 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.
Проблема жестокого обращения с детьми остается значимой для России. Отныне любой ребенок, находящийся в сложной ситуации, может позвонить по бесплатному номеру 8-800-2000-122 и получить необходимую психологическую помощь.
Телефон доверия создан в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с Минздравсоцразвития России и субъектами Российской Федерации.
VI ЭТАП. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Д/З.
Нами проделана большая работа по изучению Конституции, прав и свобод человека и гражданина, личных прав. Итогом этого будет контрольная работа. Домашнее задание – подготовка к контрольной работе.
Сегодня на уроке, вы все поработали отлично, на этом наш урок окончен, спасибо за сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.