I. Организационный момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку; определение отсутствующих; настрой обучающихся на работу; организация внимания.
Наш сегодняшний урок про тех, кто может подняться выше облаков и гор и перелететь через море – это птицы. Именно о них мы будем говорить, будем их рисовать и слушать их замечательное пение.
На полёт птиц ещё в древности смотрел человек и мечтал подняться в небо, даже крылья придумывал, но полететь смог только тогда, когда изобрёл летательный аппарат.
Загадки:
1.Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Тема урока: Тематический рисунок «Птицы – наши Друзья».
Цель: обучение детей передавать характерные формы птиц.
Задачи:
обучающие: совершенствовать навык рисунка по технологической карте;
формировать навыки работы различными способами
изображения: линия, точка, пятно;
коррекционноразвивающие: развивать умение последовательно вести работу
над заданием; развивать зрительное представление обучающихся,
зрительную память, творческое мышление;
воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук (презентация «Птицы – наши друзья»), красочные
иллюстрации, технологические карты выполнения рисунка птиц
(раздаточный материал).
Ход урока.
I. Организационный момент: приветствие обучающихся; проверка
готовности к уроку; определение отсутствующих; настрой обучающихся на
работу; организация внимания.
Наш сегодняшний урок про тех, кто может подняться выше облаков и
гор и перелететь через море – это птицы. Именно о них мы будем говорить,
будем их рисовать и слушать их замечательное пение.
На полёт птиц ещё в древности смотрел человек и мечтал подняться в
небо, даже крылья придумывал, но полететь смог только тогда, когда
изобрёл летательный аппарат.
Загадки:
1.Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
3. Кто в лесу у нас гадает,
Про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует подсчитаешь
Сколько жить тебе, узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (Кукушка)
4. Вот так птица какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
5. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
6. Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
7. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)
Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно ласкательными
суффиксами:
птица – птичка, пичужка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирёк, снегирюшка, снегирёчек
2 голубь – голубка, голубок
галка – галочка.
Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
«У кого как называются птенцы»? Я буду называть птичью маму, а вы
будете отвечать, как называется её птенец.
У кукушки – кукушонок.
У вороны – воронёнок.
У совы – совёнок.
У журавля – журавлёнок.
У аиста – аистёнок.
У орла – орлёнок.
Молодцы, ребята, справились с заданием.
II. Сообщение темы урока. «Птицы – наши друзья».
Почему птицы – друзья человека? Какую пользу они приносят?
Птицы наши верные помощники и защитники лесов, полей, садов и
огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота!
Птицы – это наши друзья!
Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Ребята, почему люди так заботятся о птицах? (Ответы детей: приносят
человеку пользу).
А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
(Ответы детей)
1. Птицы уничтожают насекомыхвредителей, губящих посевы, леса и
сады.
За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров
и тлей.
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц.
Если в лесу появляется большое количество насекомыхвредителей, она
расправляется с ними в течение нескольких дней.
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
32.Хищные птицы, такие как совы и филины, ястребы и соколы – поедают
грызунов, которые разносят различные болезни.
Например, сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что каждая
мышь может съесть за год один килограмм зерна, то, значит, сова спасает в
год тонну хлеба. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
3.Питаясь плодами растений, птицы способствуют их распространению в
новой местности.
Молодцы, ребята, вы правильно ответили
Что может сделать любой человек, каждый из нас, чтобы помочь сохранить
живущих рядом с нами птиц? В первую очередь не тревожить их и не
вмешиваться без необходимости в их жизнь. Для этого есть очень простые
правила поведения в природе.
Давайте прочитаем эти правила:
Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. По твоим следам их
могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда,
не прикасайся к нему, сразу же уходи. Нельзя трогать руками птичьи яйца в
гнездах – некоторые птицыродители после этого могут их бросить.
III. Физкульт. минутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыгскок, прыгскок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень,
Тиритири,теньтеньтень.
IV. Практическая работа.
Давайте рассмотрим птицу:
все птицы имеют клюв;
передние конечности (крылья);
задние конечности (которые служат для хотьбы);
хвост;
оперение.
4На доске картинки ф.А4 для сравнения форм птиц (лебедь, страус, орёл,
снегирь, воробей).
Каждому обучающемуся, выдаётся технологическая карта птицы (разные ).
Этапы выполнения рисунка птицы: все технологические карты
строятся на основе геометрических фигур.
1) Голова имеет форму шарика с точкой (глазом) – нарисовать.
2) Шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая –
нарисовать.
3) К окружности головы пририсовать ромбический клювик. Клюв бывает
длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой.
4) К овалу туловища пририсовать уголками крылья и хвостик в форме
трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и короткими (сравним
лебедя и страуса, орла и воробья).
5) Ноги – длинные, короткие и средние. Лапка птицы имеет 3 пальца
спереди и 1 палец сзади ноги. Пальцы заканчиваются когтями, иногда очень
сильными и острыми (вспомните ястреба, коршуна). Если птица
водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки.
6) Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей): в
качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и
тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк), силуэт перьев
можно рисовать линями и штрихами, очерчивающими форму частей тела и
намечающими пушистую фактуру поверхности тела.
7) Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде,
свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная
картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа
бумаги.
Одновременно повторяем:
Штрих – это черта, линия, выполненная одним движением руки.
Контур – это граница плоской фигуры.
V. Итог занятия:
Чем запомнилось вам, ребята, наше занятие? Что вы узнали нового? Что вас
взволновало?
На доску вывешиваются детские работы – выставка!
Все ребята молодцы справились с заданием и показали отличные знания по
теме «Птицы – наши друзья». Все получают пятёрки.
Ребята! Будьте друзьями птиц! Охраняйте их гнезда, устраивайте
кормушки! Пусть птицы своим пением украшают наши поля, леса! Ведь не зря
5именно птица является символом счастливой прекрасной мирной жизни!
Надеюсь, ребята, что это занятие не только прибавило вам знаний о наших
пернатых друзьях, но и напомнило о бережном и заботливом к ним
отношении.
6