Разработка урока "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассказы о животных полны тепла и доброты, они призывают относиться к братьям нашим меньшим с заботой и уважением. Один "Бишка" чего стоит: в трех предложениях Ушинский выразил всю важную собачью сущность. Животные в его рассказах раскрываются, как люди, становясь в один ряд с нами, у каждого свой характер, да еще какой! Давайте познакомимся поближе с этими животными, и почитаем рассказы. Для чтения оффлайн вы можете скачать pdf файл с рассказами Ушинского о животных внизу страницы. Все рассказы с картинками! К.Д.Ушинский.
Иконка файла материала Методическая разработка урока Рассказы о животных. К.Д.Ушинский Лиса Патрикеевна.doc
Тема: Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна» Цели деятельности педагога:  ­формировать представления о главных особенностях художественного текста; ­вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения  автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает – «разбойница»); ­делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с  использованием авторских слов и выражений; ­вести наблюдение за средствами создания выразительности. Планируемые результаты образования: Предметные:  ­умение читать целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название  произведения. Личностные:  ­наличие интереса к учебному труду. Регулятивные:  ­умение сохранять и принимать учебную задачу,  ­планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные:­умение устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные: ­ умение формулировать своё отношение и позицию, учитывая мнение других. Ход урока. 1. Организационный момент. ­ Приветствие. 2. Проверка домашнего задания: ­ Какое произведение по жанру вы  готовили дома? Как оно называется? Кто написал? О чём он  писал? О каком времени года говорится в рассказе? Где происходит действие? Что очень захотелось  автору? Смог ли автор напиться в лесу? Из чего он напился? Прочитайте описание сыроежки. С чем  Пришвин  её сравнивает? Смог ли сразу автор напиться? Кто прилетел к чаше? Рассмотрите  иллюстрацию на с.9. Какой отрывок из текста к ней относится? Прочитайте. Легко ли было старику  выпить воду из лесной тарелки? Найдите и прочитайте это место в тексте. Как автор относится к  жителям леса? (заботливо, внимательно, по – доброму) Какие слова подчёркивают его бережное  отношение к природе?Итог:  ­Чему учит это произведение? (природу нужно беречь, любить, охранять, защищать) Закройте  учебники. 3. Подготовка к первичному чтению. ­Сегодня мы  продолжаем работать по разделу… Как называется раздел? (о братьях наших меньших)  С какими произведениями вы уже познакомились? Кто написал? а)Игра «Отгадай название произведения и кто написал?» (читаю отрывки)  ­ О ком вы будете читать узнаете, когда отгадаете загадку. «Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Это кто?» ­ Нас сегодня Лиса пригласила посетить "Страну лисьих сказок". Она приготовила нам сюрпризы ­  загадки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.  ­  Какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня ­ Лиса?      б) Работа в группах. Игра «Отгадай сказки»: ­ Вы будете зачитывать отрывки из сказок и  отгадывать.  «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса ­ тут как тут: села под окошечко и поет: ­ Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»  «Петушок ­ золотой гребешок» ­ Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).  «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится: ­ Хозяин, пусти меня ночевать! Он говорит: ­ Некуда, лисонька тесно!» Дети: «За лапоток ­ курочку, за курочку ­ гусочку». ­ Какой здесь показана лиса? (Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница). ­ А какими волк и медведь? (Глупыми)  «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится  в избу: ­ Стук­стук­стук» (Лисичка со скалочкой)­ Какая здесь лиса? (Глупая) ­ Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее).  Вот такой лиса показана в сказках. в) Работа по картинке «Лиса».   ­Рассмотрите картинку. Какой её рисует художник? Какая голова? Глаза? Уши? Туловище? Окраска? Ноги? Хвост? (голова с удлинённой мордой, очень выразительные  глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска на спине ярко­рыжая,  будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком). г) сообщение темы урока: ­Откройте учебники на с. 11 Как называется новое произведение ? Кто  написал? 4. Словарная работа ­ Ребята, посмотрите на доску. ­ Как вы понимаете значения этих слов? Патрикеевна пригибается (кланяется) выстланы (покрыты травой поты) принаряжена (красиво одета) ­ Остановимся на слове «Патрикеевна» ­ Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Выступление ученика: ­ Патрикей ­ имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в  старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только  детям княжеского рода. ­ Какая же связь с лисой? ­ Давным­давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так  прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. Физкультминутка Рыжая хозяюшка Из лесу пришла Всех кур пересчитала И с собой унесла. 5. Чтение произведения учителем.Моделирование обложки: О чём говорит эта обложка? 6. Выявление первичных впечатлений. 1. ­ Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского ­лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет  «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница 2.­  Как автор относится к лисе? Откуда это видно? На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите  нужное. 3.­  Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из­под носа у  людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика). 7. Анализ произведения. 1) Чтение текста детьми. 2) Беседа но вопросам: ­ Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно ­ласкательными словами. Они нужны,  чтобы обмануть нас, вызвать доверие ­  Каким вы представили себе «наряд» лисы? ­ Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это? ­  Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться? ­ Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он? 3). Деление текста на части и составление простого плана.   Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План. 1. Внешность лисы. («Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая ­ блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена: на груди  жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал  интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план. 2. Повадки. («Ходит лиса тихонько») 3. Лисья нора. («Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста4. Пища лисы. («Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей? ­ Почему ты так думаешь? ­ Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и  повадками). ­ Найдите 3 вопрос на с.12.  «Лиса ­ всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д.  Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы). ­ Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть  лису и тем самым передаёт свое отношение к ней) 8. Работа по тетради. Работа в парах. Задание 1, 3. 9. Итог урока. Рефлексия.  ­С каким произведением познакомились? ­Кто автор? ­Как называется? Поблагодарите друг друга за работу. Кивните головой кому понравился урок. 10. Домашнее задание. Подготовить рассказ о лисе, выполнить задания 2, 4 по тетради.

Посмотрите также