Разработка урока "Решение логических задач. Логические элементы" (8 класс, информатика и ИКТ)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
информатика
8 кл
26.12.2018
Урок представлен в теме курса "Математические основы информатики". Материал данного урока позволит расширить представления учащихся о применении таблиц истинности; научиться решать логические задачи с помощью таблиц истинности; дать представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем.
урок в 8 классе Решение логических задач. Логические элементы.docx
Предмет Информатика и ИКТ Учитель Покосова А.Н.
Класс: 8- Урок №11 Дата_______
Тема: Решение логических задач. Логические элементы.
Цели урока:
Образовательные: расширить представления учащихся о применении таблиц истинности; научиться
решать логические задачи с помощью таблиц истинности; дать представление о логических элементах
(конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем;
Развивающие: использовать полученные знания при решении задач; развитие находчивости, умения
преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; привитие интереса к информатике;
формирование навыков самоорганизации и самоконтроля; развитие познавательного интереса;
воспитание информационной культуры.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: Комплекс мультимедиа, презентация «урок 11».
Ход урока
1) Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! В пятом классе мы с вами уже решали логические задачи с помощью построения
таблиц. Сегодня мы продолжим изучение этой темы, но будем решать задачи немного сложнее. Научимся
c помощью таблиц истинности правильно преобразовывать информацию и получать нужный нам
результат. Но вначале повторим материал предыдущих уроков.
1. На прошлом уроке мы говорили о законах алгебры логики. Обсуждаются вопросы:
2) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Что такое логика?
Что такое высказывание?
Какие законы логики вам известны?
Проверка письменного д.з.
3) Объяснение нового материала: § 1.3.5-1.3.6
(Сопровождается показом презентации «урок 11»)
Рассмотрим несколько способов решения логических задач.
Пример:Коля, Вася и Серёжа гостили летом у бабушки. Однажды один из мальчиков нечаянно разбил
любимую бабушкину вазу. На вопрос, кто разбил вязу, они дали такие ответы:
Серёжа: 1) Я не разбивал. 2) Вася не разбивал.
Вася: 3) Серёжа не разбивал. 4) Вазу разбил Коля.
Коля: 5) Я не разбивал. 6) Вазу разбил Серёжа.
Бабушка знала, что один из её внуков, назовём его правдивым, оба раза сказал правду; второй, назовём
его шутником, оба раза сказал неправду; третий, назовём его хитрецом, один раз сказал правду, а другой
раз — неправду.
Назовите имена правдивого, шутника и хитреца. Кто из внуком разбил вазу?
Пусть К= «Коля разбил вазу», В= «Вася разбил вазу», С= «Серёжа разбил вазу» . Для решения задачи
можно составить таблицу истинности, в которой представить высказывания каждого мальчика. Так как
ваза разбита одним внуком, то чтобы выяснить, кто именно это сделал, достаточно фрагмента таблицы
истинности, содержащего наборы значений входных переменных: 001,010,100.
Исходя из того, что знает о внуках бабушка, следует искать в таблице строку, содержащую в каком-либо
порядке три комбинации значений: 00 (слова шутника), 11 (слова правдивого внука), 01 или 10 (слова
хитреца). Вазу разбил Серёжа, он же оказался хитрецом. Шутником оказался Вася. Имя правдивого внука
— Коля.
Работа с учебником: решение задачи №14 с.41
Физкультминутка.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
2. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
3. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища
4. Упражнения для глаз
«Наклоны головы»: Вперед – назад, Вправо – влево
«Рывки руками» и «Сжимание кисти в кулак»
«Наклоны в сторону»
«Вращение глазами»: по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Продолжение изучения темы
Как известно, любая информация при обработке на компьютере представляется в двоичной форме,
то есть кодируется некоторой последовательностью 0 и 1. Поэтому упрощенно можно представить
работу компьютера как некоторого устройства, производящего обработку двоичных сигналов,
соответствующих 0 и 1. Такую обработку в любом компьютере выполняют так называемые
логические элементы, из которых составляются логические схемы, выполняющие различные
логические операции. Реализация любых логических операций над двоичными сигналами основана на
использовании логических элементов трех типов: И, ИЛИ, НЕ. Логический элемент – это электронное устройство, реализующее одну из логических функций
(слайд 4). Рассмотрим указанные три простейших элемента. В зависимости от типа элемента на его вход
подается один или несколько входных сигналов, а на выходе – снимается один выходной сигнал.
Названия и условные обозначения этих логических элементов являются стандартными и
используются
при составлении и описании логических схем компьютеров.
Логический элемент компьютера — это часть электронной логической схемы, которая реализует
элементарную логическую функцию.
С х е м а И реализует конъюнкцию двух или более логических значений.
Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда, когда на всех входах будут единицы. Когда хотя
бы на одном входе будет ноль, на выходе также будет ноль.
С х е м а ИЛИ реализует дизъюнкцию двух или более логических значений.
Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица, на её выходе также будет единица.
С х е м а НЕ реализует операцию отрицания.
Если на входе схемы 0, то на выходе 1. Когда на входе 1, на выходе 0.
Алгоритм построение логических схем:
Определить число логических переменных.
Определить количество базовых логических операций и их порядок.
Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей логический элемент (вентиль).
Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.
4) Закрепление пройденного материала.
Ученики закрепляют навыки построения таблиц и табличного способа решения логических задач.
Задание 1. (слайд 6).
Задание 2.
Пример 1
Составить логическую схему для логического выражения: F=A ∨B ∧ A.
1 Две переменные – А и В.
2 Две логические операции: 1-∧, 2-∨.
3 Строим схему:
5) Домашнее задание
6) Рефлексия
§1.3.5-1.3.6, с.40 №14, №16.
Оценка содержания урока: Занимательно, интересно, полезно.
Оценка деятельности на уроке: Запутался, удивился, убедился, осознал, принял решение.
Оценка внутреннего состояния на уроке: Тревожное, приподнятое, отличное.
Разработка урока "Решение логических задач. Логические элементы" (8 класс, информатика и ИКТ)
Разработка урока "Решение логических задач. Логические элементы" (8 класс, информатика и ИКТ)
Разработка урока "Решение логических задач. Логические элементы" (8 класс, информатика и ИКТ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.