Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.02.2018
Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)
Урок – практикум по теме "Лексика" разработан для учащихся 5 класса. Сказочное путешествие построено на сюжете русской народной сказки "Теремок". Урок разработан в соответствии с новыми технологиями обучения. При учёте современных требований к обучению дети сами определяют тему и задачи урока, выполняют разнообразные задания индивидуального характера, работают в паре. Учитывая специфику класса, уделяется внимание развитию речи: начинается урок с разучивания скороговорки, дети учатся работать с толковым словарём русского языка, расширяют словарный запас, подбирая синонимы, антонимы, объясняя лексические значения различных слов. Для сохранения работоспособности и активности учащихся в урок включены игры, занимательная викторина, музыкальная физминутка. Урок заканчивается проверкой знаний посредством моментального теста, который позволяет каждому ребёнку увидеть свой собственный результат, увидеть собственные пробелы в знаниях по данной теме.Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"
Лексическое богатство РЯ.docx
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің  негізгі жалпы білім беретін №14 мектебі» ММ ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела образования акимата г.Костаная» Урок русского языка «Лексическое богатство русского языка» 5 класс                                                                                                                                                   Учитель: Баталина Л.В.                                   2017 - 2018 оқу жылы 2017 – 2018 учебный год Тема:   «Лексическое богатство русского языка» Цель: Образовательная (предметная) Повторить  изученное по теме «Лексика»;  закрепить умения учащихся распознавать лексические термины;  умения  и навыки подбирать примеры; работать с синонимами, антонимами. Развивающая (коммуникативная) Развивать  информационную компетенцию: навыки  работы с различными источниками информации (художественный текст, монологическая  речь учителя, учащихся, окружающий мир). Развивать коммуникативную компетенцию:  навыки группового взаимодействия. Развивать учебно – познавательные компетенции:  исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание  знаний непосредственно из реальности.  Воспитательная (личностная) Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к русскому слову. Тип урока:  Урок – практикум  по теме «Лексика»  Вид урока: Путешествие в сказку Формы урока: коллективная работа, деловая игра, самостоятельная работа, работа в  парах. Оборудование:  картонный теремок, карточки  (однозначные и многозначные слова, слова  с прямым и  переносным  значением, синонимы, антонимы). Мяч, выставка словарей,  музыка для физминутки, аудиозапись сказки «Теремок». Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. ( А.Н. Толстой). Ход урока. I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.             Ребята,   послушайте притчу:  Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик  засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не  сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями,  готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю. ­Скажите, учитель, ­ спросил он, ­ у меня между ладонями живая или мертвая бабочка? Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: ­Все в твоих руках! ­Ребята, скажите, как поступил ученик? ­Он выпустил бабочку. ­Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках! 2  Слово учителя. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в сказку, где, как и  полагается героям,  нам нужно пройти через различные испытания. А помогут нам их  преодолеть не волшебники, а наши прочные знания, полученные на уроках по теме:  «Лексика».        Звучит музыкальное вступление к сказке «Теремок», аудиозапись:  В чистом поле теремок, теремок.  Он не низок, не высок, не высок.  Кто, кто в теремочке живет?  Кто, кто в невысоком живет?          Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:  Крыльев нет,  А быстро летают,  Их если выпустишь —  Уже не поймаешь.  Что это? (Слова) Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.  ­ Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского  языка? (Лексика).   ­ Для чего служат слова? ­ О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?  II. Путешествие в сказку. 1) Лексическая разминка. Начнём мы урок с разминки. Вы помните, какие жители, кроме лягушки,  жили в теремке? Про одного из жителей теремка мы разучим с вами скороговорку:  Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Сначала проговариваем медленно, потом быстрее. Проговорить должен каждый  ученик. ­ Каждое слово обязательно что­то обозначает, т.е. имеет свое лексическое значение. Объясните значение слов: норка, корка. Составьте словосочетания с каждым из этих слов.  (устно) Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие жильцы населяют наш теремок. А в нашем  теремке живут очень дружно слова, хотя и в разных квартирах.  Заглянем в квартиру № 1. В ней живут слова, близкие по значению, они обозначают одни и  те же понятия. Что это за слова? 2) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску). Учитель:     Одного жильца зовут Смелый. ­ А как зовут других членов семьи? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный,  мужественный). Задание №1.    Работа в парах   Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее (на доске записаны слова): Большой ­… (огромный)                                              теплый ­…(горячий) Влажный ­… (мокрый)                                                  хороший ­…(замечательный) Прохладный ­…(холодный)                                         известный ­...(знаменитый) Задание№2. Замените иноязычные слова русскими синонимами   алфавит (азбука)                     абзац (красная строка)   абсурд (чепуха)                        прогресс (развитие)   космос (Вселенная)                 мираж (видения)   диалог (беседа)  3) Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, кто живёт в следующей квартире. Жильцов квартиры №2. Застать сумели мы едва.  Они стояли у порога,      Уже готовые в дорогу. ­ Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой  веселый.    ­ АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску). ­ Учитель: Что же такое антонимы? Задание №1. Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Они получили  письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным  чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:  «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых,  лживых, невежественных и грубых. Мне хочется, чтобы выросли вы людьми смелыми…».  (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными,  образованными, волевыми). Теперь немножко поиграем.  Задание №2 .Игра «Подскажи словечко» Бросаю мяч, называю слово, вы должны ответить, назвав антоним. Весёлый ­ грустный, устный – письменный, встречать­провожать, ранний – поздний, мало ­  много, весна­осень, старый ­ молодой, лёгкий­ тяжёлый.  Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,                    А прежде, чем на второй этаж подняться,                      Нужно физминуткой заняться.          Физкультминутка     (музыкальная)  4) Учитель:  А теперь, ребята, поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь  живет? Какие же слова живут в квартире № 3?     ­ Кто вы? ­ Мы лисички, дружные сестрички.      ­Ну, а вы­то кто же?      ­ Мы лисички тоже.       ­Как, с одной­ то лапкой?       ­Нет, еще со шляпкой. Учитель: Так,  кто же живет в квартире №4? (многозначные слова. Повесить очередную табличку) Задание №1. Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).       ­Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка  девочки).      ­ Что их объединяет? (верх чего­ либо).      ­А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)    ­  Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички) Задание №2. Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании:  Хвост кошки (часть тела кошки)  Хвост самолёта (задняя часть) Хвост скорого поезда (последнюю часть – вагон) Стоял в хвосте очереди (самый последний).  5) Учитель:  А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4? Там идет заседание   общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые  «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно  сердце, кровью  обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский) ­ Учитель: Какие слова могут такое? ­ Слова с переносным значением (повесить  карточку на доску).  Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите слова с переносным значением:          Усталое солнце по небу гуляет.          Ленивая туча над лесом скучает.          На сонной березе щебечут синицы.          Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ­ Для чего автор использует слова с переносным значением? (описать природу как  живую). ­ Как называется художественное средство? (олицетворение) 6)  Учитель: А под самой крышей теремка находится мансарда.  ­ Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово. Давайте узнаем из  толкового словаря. (Учащиеся работают с толковыми словарями). Мансарда ­ это жилое помещение на чердаке под самой крышей.  Возглавляет всю семью слов сама госпожа ЛЕКСИКА. Она хочет проверить ваш  словарный запас и вашу смекалку. 7) Мини­викторина про лягушку ­ квакушку  Лягушке нравятся слова, в которых есть три буквы ­ КВА.  ­ Я предлагаю вам вопросы, а вы должны ответить на них, используя слова, в которых  есть эти три буквы КВА. 1. В каком жилище мечтает жить лягушка? (В      ква  2. Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка? (  Ква  3. Какая у лягушки Квакушки любимая книжка? (Бу   ртире)  драт)  ква   рь) 4. Чем она любит рисовать? (А   ква   релью) 5. Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (Ты   ква  6. Назовите любимые напитки лягушки Квакушки. (  Ква   с и просто   7. А какая её любимая ягода? (Клю   ква   )  , брю   ква   ква)  ша) Работа в парах. Анализ текста. Красив русский лес зимою. Чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными  тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.  Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей, одетых в  темно­зеленые кафтаны. От зари до зари хочется наблюдать за этой чудесной картиной. 1. Найдите многозначные слова, дайте им толкование. 2. Найдите слова в переносном значении, дайте им толкование. 3. Найдите заимствованные слова. 4. Подберите синонимы к словам: согнулись, чудесный. 5. Подберите антонимы к словам: тяжелые, белые.   Взаимопроверка. III. Обобщение. Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка еще раз.  Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости,  но обязательно это сделаем.  IV. Рефлексия. Вы узнали  о жильцах немало. А что запомнили?  Проведем экспресс  тест. Экспресс  тест. (учащиеся получают карточки в виде таблицы, где каждый квадратик  пронумерован. Учитель формулирует утверждение. Если дети согласны с  утверждением, то закрашивают квадратик, если не согласны ­ оставляют квадратик пустым). 1. Лексика – это словарный состав языка. + 2.Слова, близкие по лексическому значению – это синонимы. + 3. Каждое слово имеет лексическое значение. + 4. Слова воин и боец ­ синонимы, + 5.Антонимы ­ это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные 1 2 3 4 7 5 8 6 9 10 11 12 13 14 15 по лексическому значению. ­ 6. Горе и радость – это синонимы.­ 7. Слова бывают однозначные и многозначные. + 8. Лес улыбается. Глагол имеет переносное значение. + 9. Слово шляпа многозначное. + 10. Золотое сердце ­ прямое значение. ­ 11.Метель, вьюга, буран – это антонимы.­ 12.Слово – это лексическая единица. + 13.Слова ложь и обман обозначают одно и то же. + 14. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке ­ это словарь. + 15. Наша речь строится из слов и предложений. + А теперь поднимите свои карточки. У кого закрашенные квадраты превратились в фигуру,  похожую на цифру 5, тот отлично усвоил наш урок. У кого не получилось пятерки, не  расстраивайтесь. Это можно поправить. Серьёзнее учите уроки, и всё будет отлично! V. Итог урока.  ­Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили  изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе,  и хочется, чтобы  вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.  VI. Домашнее задание. Напишите  сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах. Урок – практикум  по теме "Лексика" разработан для учащихся 5 класса. Сказочное  путешествие построено на сюжете русской народной сказки "Теремок". Урок разработан в  соответствии с новыми технологиями обучения. При учёте современных требований к  обучению дети сами определяют тему и задачи урока, выполняют разнообразные задания  индивидуального характера, работают в паре.  Учитывая специфику класса уделяется  внимание развитию речи: начинается урок с разучивания скороговорки, дети  учатся  работать с толковым словарём русского языка, расширяют словарный запас, подбирая  синонимы, антонимы, объясняя лексические значения различных слов. Для сохранения  работоспособности и активности учащихся в урок включены игры, занимательная  викторина, музыкальная физминутка. Урок заканчивается проверкой знаний посредством  моментального теста, который позволяет каждому ребёнку увидеть свой собственный  результат, увидеть собственные пробелы в знаниях по данной теме.

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка на тему "Лексическое богатство русского языка" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018