УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 4 «В» классе.
ТЕМА: «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»
Учитель: Чередниченко Ирина Викторовна
г. Ардон, 2009 год.
Обобщение по разделу
«Страницы всемирной истории»
Цели: - Обобщить знания учащихся по разделу «Страницы всемирной истории» ;
- проверить знания, умения и навыки учащихся;
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Оборудование: тесты и кроссворды для учащихся;
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи, и кроссворды
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
- Сегодня
на уроке вам необходимо вспомнить все, что изучали в
разделе «Страницы всемирной истории»,
для того чтобы наше
путешествие было удачным и
интересным.
II. Работа по теме
1. Беседа. Повторение
- Сегодня мы совершим
путешествие на «машине времени» по
страницам
всемирной истории. Чтобы наше путешествие было
интересным
и полезным, вы должны правильно выполнять все
задания.
Итак, мы начинаем наше путешествие. Чтобы машину
времени
привести в действие вы должны вспомнить, что такое
история? (История
- наука. Она изучает, как жили различные
народы, какие события происходили в их жизни, как и почему
жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.)
- Молодцы. «Машина времени» начала работать и первая наша остановка в исторической эпохе «Первобытная история».
2. Первобытная история.
- Сколько лет продолжалась эта эпоха?
- Расскажите о жизни первобытного человека.
Выслушиваются ответы учеников.
- Чтобы отправиться в следующую историческую эпоху вам предстоит правильно ответить на вопросы теста:
Вариант I
1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
а) история Новейшего времени;
б) история древнего мира;
в) первобытная история.
2. В глубине пещер первобытный человек изображал:
а) животных;
б) людей;
в) растительность
Вариант
II
1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
а) история Средних веков;
б) история Новейшего времени;
в) история Древнего мира.
2. Первые орудия труда первобытного человека были из:
а) камня;
б) металла;
в) дерева.
- Вы хорошо справились с тестом, и следующая наша
остановка
будет в мире древности.
3. Мир Древности.
- сколько времени длилась эта эпоха
- А здесь вам предстоит разгадать кроссворд.
По горизонтали: 1. Рыночная площадь, ставшая со временем центром общественной и политической жизни. 6. Особые знаки египтян для письма. 9. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.
10. На
берегах этой реки возникло Египетское царство. И. Столица
Греции .
По вертикали: 2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города. 3.Гробница фараона в Древнем Египте. 4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида. 5. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов. 7. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать. 8. Царь в Древнем Египте.
(Ответы:
По горизонтали: 1. Форум. 6. Иероглиф. 9. Саркофаг. 10. Нил.11. Афины.
По вертикали: 2. Акрополь. 3. Пирамида 4. Хеопс. 5. Сфинкс. 7. Тот. 8. Фараон. )
- А
теперь нам предстоит путешествие в следующую эпоху, ночтобы привести в
движение «машину времени» вы должны дать
определение: кто такие
археологи и что такое археология?
(Археологи - ученые, производящие
раскопки. Археология - наука о древности.
Она изучает историю общества по остаткам жизни
и деятельности людей.)
- Итак, мы отправляемся в эпоху Средневековья.
4. Средние века: время рыцарей и замков.
- сколько времени продолжалась эта эпоха?
- Расскажите о рыцарях. (Ответы детей.)
- Расскажите о замках. (Выслушиваются ответы детей.)
- Пора нам отправляться в следующую эпоху, но нам вновь следует привести в движение «машину времени». Для этого в каждой строке найдите лишнее слово.
Игра «найди лишнее»
1) христианство, ислам, буддизм, сфинкс;
2) Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген;
3) башня, ров, бойницы, крепостные стены.
(Ответы: В первой строке лишнее слово - сфинкс. Все остальное религии. Во второй строке лишнее слово Рим, он один из древнейших городов мира. А остальные города были основаны в Средневековье. В третьей строке лишнее слово ров. Все остальное составные части замка.)
- А вот
на экране появилась дата 1445 год. Это последний вопрос.
Что она означает? (1445 год считается
годом рождения книгопе-
чатания.)
- А как выглядел, и кто придумал первый печатный станок, мы узнаем из учебника на стр.20.
III. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся , два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видимо нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
III. Работа по теме
1.Новое время
- сколько веков длилась эта эпоха?
- Вот мы и в Новом времени. На этой остановке нам предстоит для начала поработать в рабочей тетради стр.9, № 3.
- А сейчас, давайте послушаем ребят. Они расскажут нам о важном для нас событии, которое произошло в эту эпоху.
Рассказ учащихся:
- Вначале 19 века в жизни осетинского народа произошло великое событие. Всем горцам – осетинам официально было объявлено, что плоскость отдается им в пользование.
Официальной датой основания Ардона, как населённого пункта, считается 1824 год.
Основателем города считается Тасо Гайтов. Находясь в качестве переводчика при войсках Ардонского военного укрепления, он нашел удобное место , основал там аул, который сперва состоял из 4-х семейств – родственников Гайтова. Позже он пригласил на жительство в аул несколько семей Кулаевых.
- Станица Ардонская по официальным данным основана в 1937 году.
Однако имеются факты, говорящие, что и станица Ардонская, фактически основана раньше , 1825 году, вскоре после устройства здесь военного укрепления для охраны Правительственной дороги от Екатеринограда через Большую Кабарду и Осетию в Тбилиси.
В 1894 году в Ардоне насчитывалось около 7 тысяч жителей, 35 промысловых и торговых заведений, 4 начальные школы, одно духовное училище, 3 церкви.
В Ардон на еженедельные воскресные базары- ярмарки свозились всевозможные сельхозпродукты и товары из Дигоры, Кадгарона, Алагира, Архонки, Змейской, Николаевской, Владикавказа, Кабарды, Дагестана и др.
Ардон являлся центром для окрестных населенных пунктов.
Между казаками и осетинами постепенно завязывались экономические связи, возникали купеческие отношения, под влиянием быта казаков осетины стали менять свое жилище по типу казачьих- строили дома с просторными окнами и русскими печами. Вместо горского стол «трехножки» появился более просторный четырехножной стол. С приходом казаков у осетин значительно изменились способы и техника обработки полей; появились плуг , бричка, борона с железными зубьями; начали заниматься огородничеством, готовить соления из овощей.Всё это отразилось на словарном запасе осетинского языка: он пополнился новыми словами, воспринятыми из русского языка: пец, скъола, бричкае, къомнат, пъалто и т.д
За время Советской власти район подвергался неоднократным административным делением. В 1920 г. назывался «Алагиро-Ардонским», а с 1924г. Алагиро-Ардонским округом. В селении Аржон была создана Достаточная база для того, чтобы преобразить его в город, это было сделано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1964г.
- Рассказ учителя:
- Ребята, перед вами герб нашего города. В его изображении содержатся важные для характеристики города Ардона символы и эмблемы.
В центре герба щит. В его верхнем левом углу находится изображение горы и реки – это символизирует то, что в нашейм районе много рек. Озер, родников и большие запасы пресной воды. В верхнем правом углу щита изображен Георгий Победоносец, а вы наверняка знаете, что он покровитель осетин.
В нижнем левом углу мы видим раскрытую книгу, которая символизирует духовное и культурное развитие нашего народа.
В нижнем правом углу щита изображены скрещенные осетинский кинжал и казачья шашка – это символ того, что в нашем городе дружно живут осетины и казаки уже много лет.
С двух сторон от щита расположены колосья пшеницы и кукурузы, символизирующие сельскохозяйственную деятельность нашего района. Колосья перевиты красной лентой, на которой стоит дата основания города.
Вверху над щитом возвышается корона – символ законности.
2. Новейшее время.
- С какого века ведется отчет этой эпохи?
- Кто первым достиг Северного полюса? (Роберт Пири.)
- Кто первым достиг Южного полюса? (Руаль Амундсен.)
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин.)
- Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов.)
- Кто высказал мысль о возможности полетов? (КЭ. Циолковский.)
- Как изменилось устройство государственной жизни во многих странах? (Власть стала выборной.)
- Каких успехов достигли ученые? (Открыли мир частиц.)
- Когда первый раз человек полетел в космос? (12 апреля 1961 г.)
- Чем еще запомнился XX век? (Двумя Мировыми войнами.)
- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в XX веке? (Атомное.)
- Какую организацию создали страны-победительницы для сохранения мира на Земле? (Организацию Объединенных Наций.)
- Работа в рабочей тетради стр.11 задание 2.
V. Подведение итогов урока
На уроке мы много говорили об истории. Так давайте подведем итог:
- Для чего нужна история? (ответы детей)
-история учит сравнивать прошлое, настоящее, будущее.
Закончить наш урок я хочу высказыванием древнего философа Цицерона: «История – свидетель эпох, жизнь памяти, посланница минувшего».
- кому понравились задания, и им не сложно было их выполнять – поднимите жёлтый кружок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.