Разработка урока теории по обществознанию в 5 классе "Мы - многонациональный народ"
Оценка 4.9

Разработка урока теории по обществознанию в 5 классе "Мы - многонациональный народ"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
5 кл
05.01.2017
Разработка урока теории по обществознанию в 5 классе "Мы - многонациональный народ"
Данный материал был реализован в рамках ФГОС в 5 классе, технологическая карта составлена в соответствии со всеми требованиями. На данном уроке мы начинаем говорить о толерантности, дети работаю со всем комплектом УМК (учебник, рабочая тетрадь), рефлексия является также неотъемлемой частью урока. Данный урок стал победителем краевого конкурса "Технологии ФГОС в преподавании обществоведческих дисциплин".
технологическая карта урока.doc

Ф. И. О. педагога: Науменко Татьяна Владимировна  
Предмет: обществознание
Класс: 5 «б»

Тема урока:  «Мы – многонациональный народ»
Тип урока:
комбинированный.


Цели урока:

Образовательные: 

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением),  патриотизма, уважения гражданских прав и свобод;

- способствовать формированию толерантности;

- способствовать расширению и пополнению активного словарного запаса через  включение в него основных обществоведческих терминов и понятий.

 

Развивающая – развивать  познавательные, коммуникативные умения учащихся,  абстрактное мышление.


Воспитательная – Воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.


Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, графический.
Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, практическая работа.


Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая.
Средства обучения: компьютер, проектор, колонки для презентации; УМК.

 

Технологическая карта с дидактической структурой урока

 

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Организационный момент

 

Здравствуйте, (обращаясь к учащимся)-

 - на татарском языке «здравствуйте» звучит как …….Isenmesez «исеммэсыс»,

- на азербайджанском (по Азербайджански) Salaam aleihum «салам алейхум»,

- на казахском (по Казахски) Salam «салам»,

- чувашском (по Чувашски) avlan  «аван»,

- на  мордовском (по Мордовски) Shumbrat «шумбрат»

- …..

 В  нашей школе учатся ребята разной национальностей: русские, мордва, чуваши, татары, азербайджанцы, таджики….

Россия – многонациональное государство.

 Ответы на вопросы рубрик учебника  (§ 14 стр. 112): «Вспомни» Почему говорят, что нет «Больших и малых народов»?

«Обсудим вместе» Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

Самоконтроль, самооценка

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний, объявление новой темы

 

Россия - огромная страна.  По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз.

  • Как вы думаете, какое  количество людей разных национальностей в нашей стране?
  •  Что говорит закон?

Далее  обращаемся к тексту Конституции и читаем слова, которыми она начинается:

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей судьбой на своей земле, утверждая права человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов….принимаем Конституцию…»

·         Почему, по вашему мнению, эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны?

·         Какое это имеет значение?

·         Что означают понятия «народ», «нация»? Работа с учебником (§ 14 стр. 112).

Россия наша велика. Здесь представители самых различных этносов и религий ощущают себя единым народом. Нации и народности российского государства на протяжении исторически длительного пути стремились к сближению, сотворчеству, взаимопониманию.

Многолика Россия. Различия между народами, населяющими Россию, огромны – разные история, религия, условия жизни, быта определяют своеобразие их культуры. Но ведь это-то и интересно! Презентация «Мы - многонациональный народ» слайды 1-15:

  • Национальные отличия: внешние признаки (зрительный ряд)
  •  Кухня (Чье это национальное блюдо: каравай, лаваш, плов, блины, вареники, чебуреки, шашлык)
  •  Традиции: национальные (Зрительный ряд людей в национальной одежде, совершающих ритуалы (обряды):  татары, русские, буряты, якуты), общие
  • Игры: национальные (Зрительный ряд: хоровод, борьба на поясах, катание на оленях),  многонациональные: футбол, волейбол
  • Фольклор
  • Музыка. (Прослушивание 4 музыкальных фрагментов: русская народная песня, грузинская народная песня, чеченский танец, якутская народная песня)

Подумайте и ответьте на вопросы:

-  Что означают слова «многонациональный народ»?

-  Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?  

- Что означает понятие «Государственный язык»?

Работа с учебником § 14 стр. 113-114- самостоятельно, ответы на поставленные вопросы

К великому сожалению ушли те времена, когда мы пели: «Широка страна моя родная…» и участвовали в праздниках «Пятнадцать республик- пятнадцать сестер». Пришло новое время, новые проблемы и термин «постсоветское пространство». Но с гордостью будем помнить, как во время Великой Отечественной войны со всей силой проявились замечательные качества народов нашей страны – их героизм, самоотверженность, взаимную выручку. По статистике:   в числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.  Люди разных национальностей в своем творчестве обращались к этой теме.

  • Многонациональна культура  России:

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 16-21:

-  авторский коллектив произведения «Журавли» (Расул Гамзатов- поэт, Николай Гребнев- поэт, переводчик, Ян Френкель- композитор, Марк Бернес- артист, исполнитель песни «Журавли»)- прослушивание песни «Журавли»,

-   русское искусство (зрительный ряд: художник, краткая биографическая справка, демонстрация его произведений: А. Рублев, И. Авайзовский, И. Репин, С. Эрзи, З. Церетели).

  Люди разных национальностей внесли свой вклад в развитее культуры России.  Мы гордимся ими, считая их русскими, не обращая внимания на национальную принадлежность.

Почему в России есть датчане, шведы, греки, французы?  Кто были предками А,С.Пушкина? Самостоятельная работа с учебником (§ 14 стр. 116).  «Путешествие в прошлое», «Жил на свете человек» (знакомство с романтической судьбой пушкинского прадеда Абрама Ганнибала).

     Вывод: наша Родина росла и пополнялась людьми разными путями и что мы, россияне, конечно, не представляем одной нации. Однако все мы составляем один многонациональный народ России и у нас единая судьба.

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 22-28:

  • достопримечательности и разнообразие природы России,
  • разнообразие политического обустройства России (столица государства,  знаковые города России: Санкт- Петербург, Великий Новгород, Сочи, республики: Татарстан, Марий Эл, Калмыкия)

Выделение и осознание того, что уже пройдено

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

Подведение итогов

 

 Ответ на вопрос «Что такое национальность» найдите в учебнике. Работа с учебником (§ 14 стр. 117).    

 Почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?

   Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.
      Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий — нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций — явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей. Вот почему унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
      Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.
      А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.
   

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 29-30: «Я пришел в этот мир…», толерантность.

Толерантность - средство преодоления межнационального отчуждения. Толерантность – это терпимость. Нужно помнить, что эти люди совсем не такие, как я, - как это интересно!  Это – естественный интерес к чужой культуре, к чужим национальным особенностям, надо знать друг друга: о культуре и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей.

Практикум: «Учимся уважать людей любой национальности». Существуют правила, которые  говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности.

Групповая работа: составить правила межнационального общения. Групповое представление этих правил.

Презентация «Мы - многонациональный народ» слайды 31-33: толерантность, правила межнационального общения.

 Обобщение: рубрика «Проверим себя» стр. 117

Завершение: слайды 34-35.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара- туман,

Песок - из мельчайших песчинок, Россия- из россиян.

Сколько нас, нерусских, у России –

И татарских и иных кровей,

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Пусть нас и не жалуют иные,

Но вовек – ни завтра, ни сейчас –

Отделить нельзя нас от России –

Родина немыслима без нас!..

Мы - многонациональный народ.

Мы - дети разных народов, мы - один народ.

Мы - россияне.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Домашнее задание

 

1. В рабочей тетради (Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс) выполнить задания на стр. 71 – 74 .

2. Учебник задания стр. 118 – 119 подготовиться к практическому  занятию.

 

Понимание информации для решения  учебных задач

 

 


Ф. И. О. педагога : Науменко Татьяна

Ф. И. О. педагога : Науменко Татьяна

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Мы многонациональный народ Российской

Мы многонациональный народ Российской

Игры : национальные (Зрительный ряд: хоровод, борьба на поясах, катание на оленях), многонациональные: футбол, волейбол

Игры : национальные (Зрительный ряд: хоровод, борьба на поясах, катание на оленях), многонациональные: футбол, волейбол

Многонациональна культура

Многонациональна культура

России (столица государства, знаковые города

России (столица государства, знаковые города

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину

Обобщение: рубрика «Проверим себя» стр

Обобщение: рубрика «Проверим себя» стр
Скачать файл