Ф. И. О. педагога: Науменко Татьяна Владимировна
Предмет: обществознание
Класс: 5 «б»
Тема урока:
«Мы – многонациональный народ»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением), патриотизма, уважения гражданских прав и свобод;
- способствовать формированию толерантности;
- способствовать расширению и пополнению активного словарного запаса через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий.
Развивающая – развивать познавательные, коммуникативные умения учащихся, абстрактное мышление.
Воспитательная – Воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую
ответственность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый,
графический.
Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа,
практическая работа.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая.
Средства обучения: компьютер, проектор, колонки для презентации; УМК.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этапы урока |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
Организационный момент |
|
Здравствуйте, (обращаясь к учащимся)- - на татарском языке «здравствуйте» звучит как …….Isenmesez «исеммэсыс», - на азербайджанском (по Азербайджански) Salaam aleihum «салам алейхум», - на казахском (по Казахски) Salam «салам», - чувашском (по Чувашски) avlan «аван», - на мордовском (по Мордовски) Shumbrat «шумбрат» - ….. В нашей школе учатся ребята разной национальностей: русские, мордва, чуваши, татары, азербайджанцы, таджики…. Россия – многонациональное государство. Ответы на вопросы рубрик учебника (§ 14 стр. 112): «Вспомни» Почему говорят, что нет «Больших и малых народов»? «Обсудим вместе» Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности? |
Самоконтроль, самооценка |
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний, объявление новой темы |
|
Россия - огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз.
Далее обращаемся к тексту Конституции и читаем слова, которыми она начинается: «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей судьбой на своей земле, утверждая права человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов….принимаем Конституцию…» · Почему, по вашему мнению, эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны? · Какое это имеет значение? · Что означают понятия «народ», «нация»? Работа с учебником (§ 14 стр. 112). Россия наша велика. Здесь представители самых различных этносов и религий ощущают себя единым народом. Нации и народности российского государства на протяжении исторически длительного пути стремились к сближению, сотворчеству, взаимопониманию. Многолика Россия. Различия между народами, населяющими Россию, огромны – разные история, религия, условия жизни, быта определяют своеобразие их культуры. Но ведь это-то и интересно! Презентация «Мы - многонациональный народ» слайды 1-15:
Подумайте и ответьте на вопросы: - Что означают слова «многонациональный народ»? - Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства? - Что означает понятие «Государственный язык»? Работа с учебником § 14 стр. 113-114- самостоятельно, ответы на поставленные вопросы К великому сожалению ушли те времена, когда мы пели: «Широка страна моя родная…» и участвовали в праздниках «Пятнадцать республик- пятнадцать сестер». Пришло новое время, новые проблемы и термин «постсоветское пространство». Но с гордостью будем помнить, как во время Великой Отечественной войны со всей силой проявились замечательные качества народов нашей страны – их героизм, самоотверженность, взаимную выручку. По статистике: в числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу. Люди разных национальностей в своем творчестве обращались к этой теме.
Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 16-21: - авторский коллектив произведения «Журавли» (Расул Гамзатов- поэт, Николай Гребнев- поэт, переводчик, Ян Френкель- композитор, Марк Бернес- артист, исполнитель песни «Журавли»)- прослушивание песни «Журавли», - русское искусство (зрительный ряд: художник, краткая биографическая справка, демонстрация его произведений: А. Рублев, И. Авайзовский, И. Репин, С. Эрзи, З. Церетели). Люди разных национальностей внесли свой вклад в развитее культуры России. Мы гордимся ими, считая их русскими, не обращая внимания на национальную принадлежность. Почему в России есть датчане, шведы, греки, французы? Кто были предками А,С.Пушкина? Самостоятельная работа с учебником (§ 14 стр. 116). «Путешествие в прошлое», «Жил на свете человек» (знакомство с романтической судьбой пушкинского прадеда Абрама Ганнибала). Вывод: наша Родина росла и пополнялась людьми разными путями и что мы, россияне, конечно, не представляем одной нации. Однако все мы составляем один многонациональный народ России и у нас единая судьба. Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 22-28:
|
Выделение и осознание того, что уже пройдено |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
|
Подведение итогов |
|
Ответ на вопрос «Что такое национальность» найдите в учебнике. Работа с учебником (§ 14 стр. 117). Почему национальность не является заслугой человека или его недостатком? Национальность — это вопрос личной
судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился,
а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом
глубоко личным, внутренним, духовным. Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 29-30: «Я пришел в этот мир…», толерантность. Толерантность - средство преодоления межнационального отчуждения. Толерантность – это терпимость. Нужно помнить, что эти люди совсем не такие, как я, - как это интересно! Это – естественный интерес к чужой культуре, к чужим национальным особенностям, надо знать друг друга: о культуре и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей. Практикум: «Учимся уважать людей любой национальности». Существуют правила, которые говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности. Групповая работа: составить правила межнационального общения. Групповое представление этих правил. Презентация «Мы - многонациональный народ» слайды 31-33: толерантность, правила межнационального общения. Обобщение: рубрика «Проверим себя» стр. 117 Завершение: слайды 34-35. Роса состоит из росинок, Из капелек пара- туман, Песок - из мельчайших песчинок, Россия- из россиян. Сколько нас, нерусских, у России – И татарских и иных кровей, Имена носящих не простые, Но простых российских сыновей! Пусть нас и не жалуют иные, Но вовек – ни завтра, ни сейчас – Отделить нельзя нас от России – Родина немыслима без нас!.. Мы - многонациональный народ. Мы - дети разных народов, мы - один народ. Мы - россияне. |
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Домашнее задание |
|
1. В рабочей тетради (Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс) выполнить задания на стр. 71 – 74 . 2. Учебник задания стр. 118 – 119 подготовиться к практическому занятию. |
|
Понимание информации для решения учебных задач |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.