Трагикомедия футлярной жизни (по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»).
Цели урока:
Предметные: Раскрыть идейное содержание рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»
Ответить на вопрос: чему посвятить свою жизнь; вызвать чувство неприятия такой жизни, как у героя рассказа А.П.Чехова.
Метапредметные:
Уметь анализировать литературное произведение (выделять необходимые цитаты, доказывающие те или иные мысли, находить яркие языковые средства, используемые писателем для выражения своей позиции).
Личностные:
Рассуждать, доказывать свои мысли, выступать.
Ход урока.
Организационный этап
Мобилизующий этап.
- В чём смысл человеческой жизни? Порассуждайте на эту тему, запишите свои мысли.
Видео « Начало урока»
- Вспомните, какое произведение мы анализировали на прошлом уроке и какое читали к сегодняшнему и подумайте, почему именно так я начала урок.
Целеполагание
(Эта же проблема затрагивается как в рассказе«Человек в футляре», так и в «Крыжовнике» )
Беседа с учениками.
- В чём особенность произведения? (рассказ в рассказе)
- Рассказ Ивана Иваныча о своём брате Николае Иваныче становится центральным местом в произведении.
- С чего начинается рассказ? Прочтите.
«И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».
Видео – пейзаж в начале рассказа
- Какова его роль в формате текста? Помните, что рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова, которая посвящена «футлярным людям».
(Рассказ начинается с
поэтического описания природы, утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора
при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам:
Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено
неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями,
пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается
«обыкновенная» история духовного обнищания человека)
- Каков сюжет рассказа?
( В своей
усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей
своей жизни. Недоедал, недосыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в
банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные
объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он
женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой
свел ее в могилу, уморив голодом.
Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить
долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том,
что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека
чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных,
трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги,
выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале
обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять
рублей.)
- Обозначьте проблемы, поднятые в данном тексте.
1) Потеря человеческого достоинства.
Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план
выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила
душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность,
но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада,
крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два
завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на
грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.
2) Роль денег в жизни человека
Видео
3) В чём смысл человеческой жизни.
Жизненный путь Николая Иваныча
- Николай Иванович добрый? В каком значении употреблено это слово в тексте?
«Добрый, кроткий человек. С девятнадцати лет сидел в казённой палате. Тосковал. Писал бумаги и думал об одном и том же: как бы в деревню…»
Кроткий – каково лексическое значение данного слова? В каком значении использовано это слово в тексте?
- О чём же он мечтает?
«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»
«Есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»
« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»
Он жадный?
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»
Подберите синоним к данному слову. (скупой)
(Жадный и скупой – это одно и тоже?)
Умеет ли он любить?
«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три отдала богу душу».
Счастливый? «Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, - потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
-Как вкусно!
И он с жадностью ел и всё повторял:
-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!
Было жёстко и кисло… Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел...»
Подберите ещё эпитеты, характеризующие Николая Ивановича.
Самодовольный.
В итоге – портретная характеристика персонажа.
Со слов Ивана Иваныча: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».
Постаревший, располневший, обрюзгший.
- Человек всю жизнь шёл к поставленной цели и достиг её. Какие чувства испытывает писатель и рассказчик?
«Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».
«Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
(Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.)
Видео « Мечта осуществилась»
- Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся мои прекрасные годы? Вижу ли я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом.
Делайте добро!»
- Какими предстают перед нами другие герои рассказа? Что их объединяет?
« На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» Алёхин.
«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)
« Алёхин сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.
-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и ещё раз намылился, и вода около него стала тёмно-синей, как чернила».
«Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны…. «Ах, боже мой… - повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…»
Видео – Алёхин радуется жизни
(Использован приём антитезы: в отличие от Николая Ивановича, они энергичны, любят и видят прекрасное, не спрятались в футляр)
Вывод: Символом чего является крыжовник?
- крыжовник (мелкие житейские проблемы)
Видео – Смысл жизни. Монолог «Три аршина земли»
Видео – счастье – кто-нибудь с молоточком
Самостоятельная работа
Пропишите проблемы, заявленные в данном тексте.
Видео – портрет Чехова
Дома: «Ионыч». Ответить на вопрос: к какому результату приводит желание человека спрятаться от тревог и волнений жизни в свою «скорлупу», в свой футляр?
Почему отклонение современной жизни от нормы Чехов пытается обнаружить не в исключительных, резко бросающихся в глаза случаях, а в обыденном течении жизни?
устное словесное рисование «Беликов и Варенька на прогулке», «Лицо Ионыча, рассматривающего «радужные бумажки», полученные за визит»; сравнительный анализ произведений писателя и сказки Салтыкова- Щедрина «Премудрый пискарь»
Группа 2
Рассказ «Крыжовник»
-Кто является рассказчиком в рассказе «Крыжовник»? (повествование ведет Иван Иванович Чимши-Гималайский о своем брате Николае Ивановиче).
-Расскажите об истории, которую мы узнаем из этого рассказа?
В
рассказе «Крыжовник» Чехов повествует о человеке, который всю жизнь не думал ни
о чем другом, кроме усадьбы, где бы обязательно рос крыжовник. Когда его мечта
реализовалась, он стал абсолютно счастлив, и его жизнь остановилась на этом
моменте. Фактически этот человек стал жить растительной жизнью, ничего больше
не желая, ни к чему не стремясь. Чехов протестует против такого отношения к
жизни, ведь человек, замыкаясь в своем мире, перестает замечать несчастья и
зло, окружающие его. Он уже не способен на сострадание и помощь ближнему. Чехов
отрицает такое счастье. Устами одного из своих героев он говорит, что счастья
нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы делать
добро.
Итак, главный вопрос, который ставится в этом
произведении перед его героями и перед читателем,- вопрос о счастье. Что такое
счастье? Возможно ли оно для человека? Рассказанная Чеховым история о чиновнике
казенной палаты Николае Ивановиче Чимше-Гималайском и помогает ответить на эти
вопросы. Николай Иванович, устав от изнурительной службы, мечтает скопить
деньги и на них купить имение, и непременно с садом, в котором будет расти
крыжовник. Крыжовник становится для Николая Ивановича своеобразным символом,
вещественным воплощением его мечты о счастье. Жить вдали от городского шума и на
своей земле тихо наслаждаться счастьем - вот о чем помышляет Николай
Иванович.
Он осуществил свою мечту он купил имение. У него есть
собственный дом, своя земля, и на этой земле растет крыжовник. Но что
представляет собой в действительности с таким трудом обретенное счастье Николая
Ивановича?
Повествователь Иван Иванович, посетивший брата в его имении,
так рассказывает о том, что он увидел: "Я видел счастливого человека,
заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни,
получив то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. К моим
мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное,
теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство,
близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате
рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и
подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в
сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!"
И, разъясняя это, высказывает далее мысль неожиданную, сильную в своей
оригинальности и нравственном величие: "Счастье нет и не должно его быть,
а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!"
По глубине и своеобразию мысль, которой завершается
повествование в рассказе "Крыжовник", истинно философская. В своих
рассказах 90-х годов Чехов выступает как художник-мыслитель, философ. Говоря о
позднем творчестве Чехова - в частности, и о "Крыжовнике",-
современный Чехову критик А. Измайлов писал, Что у Чехова "объективное,
спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому
обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, но философия факта".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.