Разработка урока "Трагикомедия футлярной жизни. По рассказу А.П.Чехова «Крыжовник» ( 10 класс, литература)
Оценка 4.7

Разработка урока "Трагикомедия футлярной жизни. По рассказу А.П.Чехова «Крыжовник» ( 10 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
31.03.2017
Разработка урока "Трагикомедия футлярной жизни. По рассказу А.П.Чехова «Крыжовник» ( 10 класс, литература)
Цели урока: Предметные: Раскрыть идейное содержание рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» Ответить на вопрос: чему посвятить свою жизнь; вызвать чувство неприятия такой жизни, как у героя рассказа А.П.Чехова. Метапредметные: Уметь анализировать литературное произведение (выделять необходимые цитаты, доказывающие те или иные мысли, находить яркие языковые средства, используемые писателем для выражения своей позиции). Личностные: Рассуждать, доказывать свои мысли, выступать.
Урок 86 Крыжовник.doc

Трагикомедия футлярной жизни (по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»).

Цели урока:

Предметные: Раскрыть идейное содержание рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»

 Ответить на вопрос: чему посвятить свою жизнь;  вызвать чувство неприятия такой жизни, как у героя рассказа А.П.Чехова.

Метапредметные:

Уметь анализировать литературное произведение (выделять необходимые цитаты, доказывающие те или иные мысли, находить яркие языковые средства, используемые писателем для выражения своей позиции).

Личностные:

Рассуждать, доказывать свои мысли, выступать.

Ход урока.

Организационный этап

Мобилизующий этап.

-  В чём смысл человеческой жизни? Порассуждайте на эту тему, запишите свои мысли.

Видео « Начало урока»

 

- Вспомните, какое произведение мы анализировали на прошлом уроке и какое читали к сегодняшнему и подумайте, почему именно так я начала урок.

Целеполагание

 (Эта же проблема затрагивается  как в рассказе«Человек в футляре», так и в «Крыжовнике» )

Беседа с учениками.

- В чём особенность произведения? (рассказ в рассказе)

- Рассказ Ивана Иваныча о своём брате Николае Иваныче становится центральным местом в произведении.

- С чего начинается рассказ? Прочтите.

«И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Видео – пейзаж в начале рассказа

- Какова его роль в формате текста? Помните, что рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова, которая посвящена «футлярным людям».

(Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам:
    Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека)

- Каков сюжет рассказа?

   ( В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Недоедал, недосыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.
    Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.)

- Обозначьте проблемы, поднятые в данном тексте.
1) Потеря человеческого достоинства.

Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.
2) Роль денег в жизни человека

Видео

3) В чём смысл человеческой жизни.

Жизненный путь Николая Иваныча

- Николай Иванович добрый? В каком значении употреблено это слово в тексте?

 «Добрый, кроткий человек. С девятнадцати лет сидел в казённой палате. Тосковал. Писал бумаги и думал об одном и том же:  как бы в деревню…»

Кроткий – каково лексическое значение данного слова? В каком значении использовано это слово в тексте?

- О чём же он мечтает?

«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»

 «Есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»

« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»

Он жадный?

«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»

Подберите синоним к данному слову. (скупой)

(Жадный и скупой – это одно и тоже?)

 Умеет ли он любить?

«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три отдала богу душу».

 Счастливый? «Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, - потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

-Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!

Было жёстко и кисло…    Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел...»

Подберите ещё эпитеты, характеризующие Николая Ивановича.

Самодовольный.

В итоге – портретная характеристика персонажа.

Со слов Ивана Иваныча: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью.  Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Постаревший, располневший, обрюзгший.

 

- Человек всю жизнь шёл к поставленной цели и достиг её.  Какие чувства испытывает писатель и рассказчик?

 «Особенно тяжело было ночью.  Николай Иваныч  не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником  и  брал по ягодке».

 «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

(Грустно и тяжело,  потому  что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.)

Видео « Мечта осуществилась»

  - Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся мои прекрасные годы? Вижу ли я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только лишь для меня.  Главное, о чём хочет  напомнить писатель своему читателю:                           

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом.

  Делайте добро!»

- Какими предстают перед нами другие герои рассказа? Что их объединяет?

 « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли»   Алёхин.   

«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)

« Алёхин сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы  и шею, и вода около него стала коричневой.

-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и ещё раз намылился, и вода около него стала тёмно-синей, как чернила». 

 «Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны….   «Ах, боже мой… - повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…»

Видео – Алёхин радуется жизни

 

(Использован приём антитезы: в отличие от Николая Ивановича, они энергичны, любят и видят прекрасное, не спрятались в футляр)

Вывод: Символом чего является крыжовник?

- крыжовник (мелкие житейские проблемы)

Видео – Смысл жизни. Монолог «Три аршина земли»

Видео – счастье – кто-нибудь с молоточком

Самостоятельная работа

Пропишите проблемы, заявленные в данном тексте.

Видео – портрет Чехова

 

Дома: «Ионыч». Ответить на вопрос: к какому результату приводит желание человека спрятаться от тревог и волнений жизни в свою «скорлупу», в свой футляр?

Почему отклонение современной жизни от нормы Чехов пытается обнаружить не в исключительных, резко бросающихся в глаза случаях, а в обыденном течении жизни?

устное словесное рисование «Беликов и Варенька на прогулке», «Лицо Ионыча, рассматривающего «радужные бумажки», полученные за визит»; сравнительный анализ произведений писателя и сказки Салтыкова- Щедрина «Премудрый пискарь»

 

 

 

Группа 2

Рассказ «Крыжовник»

 

-Кто является рассказчиком в рассказе «Крыжовник»? (повествование ведет Иван Иванович Чимши-Гималайский о своем брате Николае Ивановиче).

-Расскажите об истории, которую мы узнаем из этого рассказа?

В рассказе «Крыжовник» Чехов повествует о человеке, который всю жизнь не думал ни о чем другом, кроме усадьбы, где бы обязательно рос крыжовник. Когда его мечта реализовалась, он стал абсолютно счастлив, и его жизнь остановилась на этом моменте. Фактически этот человек стал жить растительной жизнью, ничего больше не желая, ни к чему не стремясь. Чехов протестует против такого отношения к жизни, ведь человек, замыкаясь в своем мире, перестает замечать несчастья и зло, окружающие его. Он уже не способен на сострадание и помощь ближнему. Чехов отрицает такое счастье. Устами одного из своих героев он говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы делать добро.
   Итак, главный вопрос, который ставится в этом произведении перед его героями и перед читателем,- вопрос о счастье. Что такое счастье? Возможно ли оно для человека? Рассказанная Чеховым история о чиновнике казенной палаты Николае Ивановиче Чимше-Гималайском и помогает ответить на эти вопросы. Николай Иванович, устав от изнурительной службы, мечтает скопить деньги и на них купить имение, и непременно с садом, в котором будет расти крыжовник. Крыжовник становится для Николая Ивановича своеобразным символом, вещественным воплощением его мечты о счастье. Жить вдали от городского шума и на своей земле тихо наслаждаться счастьем - вот о чем помышляет Николай Иванович. 
   Он осуществил свою мечту он купил имение. У него есть собственный дом, своя земля, и на этой земле растет крыжовник. Но что представляет собой в действительности с таким трудом обретенное счастье Николая Ивановича? 
    Повествователь Иван Иванович, посетивший брата в его имении, так рассказывает о том, что он увидел: "Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получив то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!" И, разъясняя это, высказывает далее мысль неожиданную, сильную в своей оригинальности и нравственном величие: "Счастье нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!"
    По глубине и своеобразию мысль, которой завершается повествование в рассказе "Крыжовник", истинно философская. В своих рассказах 90-х годов Чехов выступает как художник-мыслитель, философ. Говоря о позднем творчестве Чехова - в частности, и о "Крыжовнике",- современный Чехову критик А. Измайлов писал, Что у Чехова "объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, но философия факта".

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Трагикомедия футлярной жизни (по рассказу

Трагикомедия футлярной жизни (по рассказу

Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было

Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было

Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам

Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам

Что такое счастье? Возможно ли оно для человека?

Что такое счастье? Возможно ли оно для человека?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017