В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
Устное народное творчество.doc
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре., 5 кл.
Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном
творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу
фольклора; развивать деятельность учся.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины
возникновения жанров фольклора.
Метапредметные УУД:
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной
деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия,
операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную
информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную
деятельность в парах и рабочих группах.
Ход урока.
I.
II.
III.
Оргмомент. Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу
пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам
тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете
много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок
литературы.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли.
Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов
мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли
кроссворды.
Стоит ли, повашему, изучать мифы своего народа? Почему?
Обоснуйте свой ответ.
ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет
настоящего и не будет будущего.
Введение в тему. Интрига.
Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто
ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы
будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли
вы ответы на следующие вопросы:
Что на свете слаще всего?
Кто на себе дом носит?
Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас? Без чего человеку жить нельзя?
Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково
отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы?
Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы
думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно,
устному народному творчеству.
Какова задача нашего урока?
IV.
Работа по теме урока.
1. Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».
«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?
Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.
Какие виды УНТ вы знаете?
Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам
мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки
(ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать
загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого
человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР).
Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово
«фольклор» в переводе с английского означает «Народная
мудрость». Понимают это слово поразному: иногда под ним
подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку,
плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую
миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная
словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем
рассматривать фольклор именно в этом значении.
Составление КЛАСТЕРА
СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА
1. Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма
бытования, традиционность. Фольклорные произведения
передаются из поколения в поколение, передавая традиции
народа. Автором их можно считать весь народ.
2. Понятие «Малые жанры фольклора» загадки, скороговорки,
пословицы,
легко
запоминаются.
лаконичны,
поговорки;
ритмичны,
2. Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического
запаса, воображения, речи рассказчика).
3. Привязанность к определённой ситуации. 4. Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех
народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари,
казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).
5. Произведения УНТ, например, сказка, должна сказываться, как
песня поётся.
V.
Закрепление.
Что называется фольклором?
Учебная проблема:
Я считаю, что в наш компьютерный век произведения УНТ не
нужны. Убедите меня в обратном.
VI. Блиц – турнир по сказкам.
1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
2. Какие птицы помогали БабеЯге украсть Иванушку?
3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?
4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?
5. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?
6. Что обычно произносит БабаЯга, когда ктонибудь приходит
к ней в гости?
7. Назовите магическое число в русских сказках.
8. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?
9. Какие реки текут в сказках?
10.Где живёт сказочный царь?
VI. Подведение итогов урока (рефлексия)
Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки,
пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)
Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной
мудрости?
VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5); прочитать сказку
«Горшеня»
Разработка урока Устное народное творчество
Разработка урока Устное народное творчество
Разработка урока Устное народное творчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.