Разработка урока Устное народное творчество

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы. II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
Иконка файла материала Устное народное творчество.doc
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре., 5 кл. Цели:  формировать   представление   о   фольклоре   как   коллективном   устном   народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч­ся. Планируемые результаты:  Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора. Метапредметные УУД: Личностные:   испытывает   положительное   отношение   к   учению,   познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные:  осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника. Коммуникативные:   строит   монологические   высказывания,   осуществляет   совместную деятельность в парах и рабочих группах.                           Ход урока. I. II. III. Оргмомент. Приветствие.  В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного  настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много  древнегреческих и древнеславянских мифов мы   узнали,   иллюстрировали   мифы,   пересказывали,   составляли кроссворды.      ­ Стоит ли, по­вашему, изучать мифы   своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.     ВЫВОД.   У   того,   кто   не   знает   прошлого   своего   народа,       нет настоящего и не будет будущего.  Введение в тему. Интрига. Учитель.  Мы часто употребляем на уроках  такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему  не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы: ­ Что на свете слаще всего? ­ Кто на себе дом носит? ­ Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?­ Без чего человеку жить нельзя? Вы   молодцы.   Умеете   не   только   спрашивать,   но   и   умно,   толково отвечать.   А   догадались   ли   вы,   как   называются   мои     вопросы? Правильно,   это   загадки.   Вот   мы   и   разгадали   интригу.   Как   вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.  ­ Какова задача нашего урока? IV.  Работа по теме урока. 1. Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР». «Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?   Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни. ­ Какие виды УНТ вы знаете?  Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы   и   бабушки   уже   много   столетий,   приговорки   и   потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека   можно   услышать   пословицы   и   поговорки.  (ПРИМЕР). Всё   это   –   произведения   УНТ,   или   ФОЛЬКЛОРА.   Слово «фольклор»   в   переводе   с   английского   означает   «Народная мудрость».   Понимают   это   слово   по­разному:   иногда   под   ним подразумевают   любое   народное   искусство:   танцы,   музыку, плетение   кружев,   вышивание,   резьбу   по   дереву,   лаковую миниатюру   и   т.   д.).   Более   узкое   значение   слова   –   устная словесность,   устное   поэтическое   творчество.   Мы   будем рассматривать фольклор именно в этом значении.  Составление КЛАСТЕРА                            СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА 1. Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования,   традиционность.   Фольклорные   произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ. 2. Понятие «Малые жанры фольклора» ­ загадки, скороговорки, пословицы,   легко запоминаются.   лаконичны,   поговорки;   ритмичны, 2. Вариативность   фольклора   –   сказки   (зависит   от   лексического запаса, воображения, речи рассказчика). 3. Привязанность к определённой ситуации.4. Люди,   сочинявшие   фольклорные   произведения,   есть   у   всех народов   (русские   гусляры   и   скоморохи,   украинские   кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры). 5. Произведения УНТ, например, сказка,   должна сказываться, как песня поётся. V. Закрепление. ­ Что называется фольклором? Учебная проблема: ­ Я   считаю, что в наш компьютерный век   произведения УНТ не нужны. Убедите меня в обратном.      VI.    Блиц – турнир по сказкам. 1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? 2. Какие птицы помогали Бабе­Яге украсть Иванушку? 3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь? 4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? 5. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? 6. Что обычно произносит Баба­Яга, когда кто­нибудь приходит к ней в гости? 7. Назовите магическое число в русских сказках. 8. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса? 9. Какие реки текут в сказках? 10.Где живёт сказочный царь? VI. Подведение итогов урока (рефлексия) ­   Почему   в   глубокой   древности   люди   сочиняли   сказки,   загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни) ­   Почему   Ф.   является   неиссякаемым   источником   истинной мудрости?          VIII.   Домашнее   задание.   Стр.   45(Задания   1   –   5);   прочитать   сказку «Горшеня»

Посмотрите также