Разработка урока в 10 кл. Написание сочинения-рассуждения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обучающий урок-практикум написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Поставленная проблема раскрывается на анализе философского стихотворения Мустая Карима "Птиц выпускаю" и текста из методического пособия по русскому языку для 8 кл. На уроке рассматриваются все этапы написания сочинения. С критериями оценивания сочинения учащиеся знакомы.
Иконка файла материала соч-рас..docx
Тема урока: Урок­практикум. Написание сочинения­рассуждения в 10 классе.  Цели урока: 1. Формирование языковой компетенции учащихся. 2. Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения. 3. Воспитание отрицательного отношения  к таким качествам, как   равнодушие, эгоизм Ход урока: I .  Оргмомент. II.  Объявление темы урока. Формулирование целей. III. «Вхождение» в тему урока. Слово учителя. ­ В 1898 году А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» писал: «Нада. чтобы за  дверью каждого довольного, счастливого человека стоял  кто­нибудь с  молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные . что как  бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,  стрясется беда – болезнь, бедность. потери. и его никто не увидит и не  услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с  молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют  его слегка, как ветер осину,­ и все обстоит благополучно». ­ Как вы поняли слова писателя? ­ Таким человеком с молоточком по праву можно назвать башкирского поэта  Мустая Карима . Все вы его хорошо знаете. Мы познакомимся с его   стихотворением «Птиц выпускаю…», написанном в 1970 году. Наша задача – вникнуть в каждое слово поэта, понять его смысл. I. Чтение стихотворения.                      Все завершил. Покончил с мелочами,                      И суета осталась позади….И вот сейчас с рассветными лучами                      Птиц выпускаю из своей груди.                     Идущие на бой во имя чести!                     Вам – первый дар, всем прочим не в укор:                     Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье                     Орел могучий крылья распростер.                    Те, кто в пути! Вам – бодрым и усталым –                     Шлю журавля сквозь ветер в ранний час….                     Кукушку, чтобы долго куковала.                     Больные, выпускаю я для вас.                     Влюбленные! К вам соловей, неистов,                     Рванулся – петь все ночи напролет.                    Томящиеся врозь! Вам голубь чистый                     К надеждам старым новые несет.                     Отчаянных, и робких, и недужных­                     Всех одарю я, всех вас птицы ждут…                     Нет только ничего для   равнодушных,                     Пускай без птиц­ как знают, так живут…                    Все завершил. Покончил с мелочами,                    И суета осталась позади….                    И каждый день с рассветными лучами                     Птиц выпускаю из своей груди. ­   Какой удивительный сюжет в этом стихотворении! И конечно же, у вас возник эмоциональный отклик на него. Каков он? / Любовь поэта к людям, его дар, желание быть полезным/ ­  Определите  тему стихотворения / Тема творчества/ ­   Объясните  смысл  заголовка.  Какие  ассоциации у  вас  возникают? Какое значение – предметное или символическое ­ реализуется в образе птиц?/ Птицы – символ открытой души. Поэт дарит каждому частичку своей души/ 2.   Дифференцированное   задание   (презентация).  символов птиц. Выступление ученика.   Объясните   смысл  Орел ­ символ храбрости. Соловей – символ таланта. Кукушка   –   по   народному   поверью,   число   услышанных   криков   кукушки означает количество оставшихся лет жизни. Голубь  ­  символ счастья, мира и любви. Журавль  –  символ чистоты, готовности к бескорыстной помощи. ­  Прочитайте в тексте  словесный ряд,  объясняющий    жизненную позицию автора.                      Отчаянных, и робких, и недужных­                     Всех одарю я, всех вас птицы ждут…                     Нет только ничего для   равнодушных,                      Пускай без птиц­ как знают, так живут… ­  Какой троп вы могли бы назвать ведущим  в этом стихотворении и какую задачу он помогает решить автору?/ метафора/ ­ Определите размер и рифму  стихотворения.  ­Что вы можете сказать о синтаксисе стихотворения? /Какие предложения преобладают   ,     способы   выражения   подлежащего,   обращения,   однородные члены предложения, обособление/. 3. Выступление ученика. В   философском   стихотворении   Мустая   Карима    доминирует   мотив самоотверженности отдать всего себя без остатка тем, кто страждет: огонь тому, кто замерз, радость тому, кто плачет.  Это прекрасное стихотворение берет свои истоки в башкирском народном обычае ­ улемтек (буквально ­ посмертный подарок). По давней традиции каждая башкирка перед смертью должна подарить что­нибудь своим родным и знакомым. В повести "Долгое­ долгое   детство"   Старшая   Мать,   готовясь   в   последний   путь,   собрала   всехдетей, родных, знакомых и наказывала, кому что оставляет. И при этом очень тревожилась, как бы кого не забыть. Этот обычай, вероятно, имеет древние корни, когда человек беспокоился, как бы жизненные долги не помешали ему попасть рай.       Одарить   ближних   ­   таков   закон   улемтека.   Но   как   истинный   творец, Мустай   Карим   дал   новую   трактовку   обычаю.   Открыть   людям   душу, выпустить птиц надежды, пожертвовать собой ради других ­ вот долг поэта перед своим народом!  в     4. Индивидуальная работа (интернет­ресурсы). Выступление ученика. ­ Творчество народного поэта Башкортостана Мустая Карима увековечено в архитектурном облике  Уфы. Памятный знак установлен на стене со стороны улицы,   названной   именем   классика   башкирской   литературы,   в   рамках мероприятий   к   его     90­   летию.  Памятник   представляет   собой   барельеф   с изображением   птицы,   дополненный   строкой   из   стихотворения. Идейными вдохновителями создания и авторами мемориальной плиты стали Заслуженный   деятель искусств РБ, член Союза художников России Наиль Байбурин     Союза   художников   РБ   Виталий   Николаев.   На торжественной церемонии открытия присутствовали  дети писателя.   член     и   III. Актуализация знаний. 1. ­ Прежде чем перейти к следующему тексту проведем терминологическую  разминку. СЛАЙД. Тема –  Идея­ Проблематика –  Проблема текста – Комментарий к проблеме – Авторская позиция – Аргументы –  2. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.Установите соответствие. 1. В чем опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной справедливости? 3.В чем смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли  человек право вмешиваться в жизнь природы? А. Философская. Б. Политическая . В. Экологическая. Г. Нравственная. Д. Социальная. ­ Какой тип проблемы в стихотворении? IV. Алгоритм написания сочинения. СЛАЙД 1. Вступление  ­ Определите грамматические средства оформления вступления во  фрагментах сочинений. 1) «Равнодушие – это паралич души»,­ писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости,  ненависти, жестокости. (Цитирование) 2. Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после  Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и  вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся  над вопросом: любит ли? ( Риторическое восклицание и ритор. вопрос) 3. Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в  истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей.  художники, скульптуры, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии ( Вопросно­ответное единство)4. Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? знаем ли мы на  самом деле весь наш мир?  Замечаем ли мы прекрасное в шуме , суете  повседневной жизни? ( Цепочка вопросительных предложений). 5 Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле  кроется за этими понятиями? ( Назывные предложения и риторический  вопрос). 6. «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга»,­ так сказал  В.Г. Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? ( Цитирование +  риторический вопрос). 7. В.П. Астафьев­ знаменитый русский писатель, наш современник. Он  известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «последний поклон»…Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях  ( Повествование об авторе текста). 2. Формулировка одной из проблем исходного текста. 3. Комментарий по выбранной проблеме.  Волшебная фраза: Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит  эпизод из жизни,  обращает внимание читателя на…. 4. Позиция автора. 5. Собственное мнение. 6. Аргументы. 8. Заключение. V. Чтение текста. Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля.  Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их  глазах ­ горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою  собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит ­ дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия  сегодня так велик? Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не  покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем!Горе у товарища ­ мы не спешим ему на помощь. Ребенок с интересом  смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может  приземлиться,­ мы снова проходим мимо.Преступно мало мы говорим об  отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни  жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим  своим братьям.Космос, пограничная и милицейская службы, медицина,  геология­ сферы, в которых жизнь собаки­ подвиг во имя человека. Где же  наша человеческая благодарность, милосердие? Е. Лайкова ­ О чем текст? ­ К какому стилю речи относится данный текст? Назовите характерные  стилевые черты. ­ Какой тип речи преобладает? ­ Сформулируйте проблему. ( Проблема равнодушного отношения людей  к происходящему вокруг). ­ Что следует отразить в комментарии к данной проблеме? ( Проблема равнодушного отношения людей к происходящему актуальна в  наши дни, и мы с ней сталкиваемся почти ежедневно. автор  рассматривает данную проблему на примерах взаимоотношения людей и  отношения к братьям нашим меньшим). ­ Какова позиция автора?( Позиция автора предельна ясна. Е. Лайкова  считает, что сегодня людям не достает доброты). ­ Собственное мнение. Заключение. Автор Е. Лайкова с тревогой задает вопросы: Что станет с нашим  разумом и сердцем? Почему дефицит милосердия так велик? И как  актуально на вопрос отвечает великий русский писатель Л.Н. Толстой :  «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,  начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость».­ Какое вступление вы бы предложили к этому тексту? (Что такое равнодушие? Можно ли его искоренить? Что нужно сделать,  чтобы равнодушных людей стало меньше? ..) ­ Как вы думаете, мы могли бы стучать молоточком в дверь, чтобы  уберечь себя от равнодушия? Итог по уроку: ­ Что нового вы взяли для себя с  урока? ­ Что показалось наиболее сложным? Д/З: Написать аргументы  к любому тексту урока. Использованная литература: Сенина Н.А.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:  учебно­методическое пособие.­ Изд.6­е, перераб. и доп.­ Ростов н/Д:  Легион,2014,­256с.

Посмотрите также