Разработка урока в 5 классе по теме: «Координатная плоскость . Метод координат»
Оценка 5

Разработка урока в 5 классе по теме: «Координатная плоскость . Метод координат»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
5 кл
12.01.2017
Разработка урока в 5 классе по теме: «Координатная плоскость . Метод координат»
Актуальность данного учебного занятия состоит в том, что на сегодняшний день подросток вынужден быстро ориентироваться в информационном пространстве и уметь решать проблемные задачи. Метапредметная цель учебного занятия: освоение способа решения различных типов задач от простых к сложным. Учебная цель: ввести понятие координатная плоскость. Задачи: • учебные: проверка знаний учащихся фактического материала, умений учащихся применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях. • развивающие: развитие мышления, памяти и внимания, аналитических умений • воспитательные: воспитывать умение работать в парах и самостоятельно Средством достижения метапредметной цели был выбран школьный предмет информатика, чтобы активизировать мыследеятельность. На моем занятии была создана такая проблемная ситуация, которая привела учащихся к необходимости обобщения способа решения задач разного типа. Основными приемами для решения метапредметной цели были выбраны следующие: фронтальный опрос, беседа, нахождение соответствия между координатами точек и положением этих точек на координатной плоскости, что является отличным способом смены деятельности и помогает поддерживать высокую активность учащихся.
Метод координат.doc

Класс: 5

Тема: «Координатная плоскость . Метод координат»

Образовательная область: информатика и информационные технологии

Этап обучения по данной теме: ознакомительный

Метапредмет: Задача

Метапредметная тема: простое и сложное

Актуальность данного учебного занятия состоит в том, что на сегодняшний день подросток вынужден быстро ориентироваться в информационном пространстве и уметь решать проблемные задачи.

Метапредметная цель учебного занятия: освоение способа решения различных типов задач от простых к сложным.

Учебная цель: ввести понятие координатная плоскость.

Задачи:

·       учебные: проверка знаний учащихся фактического материала, умений учащихся применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях.

·       развивающие: развитие мышления, памяти и внимания, аналитических умений

·       воспитательные: воспитывать умение работать в парах и самостоятельно

Средством достижения метапредметной цели был выбран школьный предмет информатика, чтобы активизировать мыследеятельность.

На уроке была создана такая проблемная ситуация, которая привела учащихся к необходимости обобщения способа решения задач разного типа.

Основными приемами для решения метапредметной цели были выбраны следующие: фронтальный опрос, беседа, нахождение соответствия  между координатами точек и положением этих точек на координатной плоскости, что является отличным способом смены деятельности и помогает поддерживать высокую активность учащихся.

Формируемые способности: способность работать с любыми типами задач как простыми, так и сложными, развитие мыслительных способностей анализа, сравнения, рефлексии; развитие коммуникативных способностей через индивидуальную и парную работу.

Таким образом, и метапредметная, и учебная цели занятия были достигнуты через решение различного вида задач.

Предварительная работа: при выборе методов, приемов и средств обучения к уроку я учитывала  возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста.

Так, на всех этапах занятия (в том числе и при организационном моменте) используются словесный (слово учителя) и наглядный (слайдовая презентация) методы.  Также на нескольких этапах урока применялась работа в парах (интерактивный метод), которая уже давно доказала свою эффективность в подростковой школе.

Метапредмет «задача» предполагает, что занятие состоит из нескольких этапов, которые продемонстрированы в содержательной части:

Ø первый этап - понимание условий (что есть первая координатная четверть и координаты точки),

Ø второй этап - первичная схематизация условий (отмечают точку на координатной плоскости),

Ø третий этап - выдвижение идей способа (задана проблема, выдвигают идеи),

Ø четвертый этап - моделирование отношений на основании базового специфического средства (умеете отмечать, смоделировали, как поступать и отмечают точку на координатной плоскости),

Ø пятый этап – осуществление способа (построение точек во второй, третьей и четвертой четверти),

Ø шестой этап - рефлексивный анализ использованных средств, который был связан с определением заинтересованности учащихся в данном типе занятия.  Соответственно выбору учащихся можно сделать вывод, что урок был действительно интересным, а значит эффективным.

 

 

                                             Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Время

1. Органи-зационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этап усвоения новых знаний.

 

 

 

 

 

 

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с такими понятиями как код, кодирование и   со способами кодирования информации.

- Какие существуют различные способы кодирования информации? Сегодня нам предстоит выяснить, каким способом можно кодировать графическую информацию.

- Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Как вы думаете, почему так говорят?

- Правильно! Больше всего человек получает информацию через зрение. Именно поэтому рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации. Для того чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. Разгадав её, вы разгадаете тему нашего урока. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число номер столбца, а второе номер строки. - Правильно! Молодцы!

«Метод координат» - тема нашего урока. В ТК запишите число и тему урока.

 

 

- Ребята! Скажите, где мы с вами встречаемся с координатами в жизни?

Существует система географических координат.

С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположения объектов.

Те, кто в детстве играл в «Морской бой» помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой.

Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре, нужно знать две координаты - ряд и место.

 Чтобы правильно прийти в гости в многоэтажный дом, нужно знать две координаты – подъезд и этаж.

Я предлагаю вам, определить координаты шахматных фигур. Для этого давайте поиграем в игру.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием!

 

 

 

Ребята, посмотрите на экран. Это Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Рене Декарт предложил свой способ записи связи числовой и графической информации, который был принят и используется по сей день. Познакомиться с этим способом нам поможет учебник.

- Так скажите мне, ребята, чему же вы должны сегодня научиться на уроке?

- Правильно! Вы должны познакомиться с методом координат; изучить правила построения координатной плоскости; научиться строить точки по заданным её координатам; определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. Простейшую их них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики.

Перед вами первая координатная четверть.

Точка (3;4)

 

А что с ней надо сделать?

 

1- Итак, значит, чтобы отметить точку, мы с вами определили её координаты.

Сделаем вывод:

- Мы отметили точку (табл. «Результат» - на доску).

- Что мы с вами сделали, чтобы отметить точку на коорд. плоскости?

Давайте отметим эти действия на схеме! (отмечаю)

 

 

 

 


- А почему мы выполняли эти действия?

- Что нужно знать, чтобы отметить точку?

Знать координаты – можно ли это назвать  неким условием?

- Найдите в учебнике (п.1.8., с.31.) как называется т. 0

 

- А вот следующая точка (на слайде- 2 четверть)

(-3;4) где мы её сможем отметить?

1.     Хорошо, как мы её поставим, ведь  у нас там нет ничего?

2.     Ребята мы с вами определили правило построения точки. Вначале определяется (координата точки)  по оси Х, а затем по оси У.

Значит, мы можем продолжить влево ось X и отметить данную точку.

 

-Точка (-3;-4), где она расположится?

С помощью какого прибора можно увидеть ту же шкалу, что и здесь, на слайде?

(Вспомнить Термометр)

 

- Мы продолжим вниз ось Y и отметим точку(-3;-4)

 

-Ребята, а как вы думаете, в этой части (4 четверть) мы сможем отметить точку?

 

-Какие координаты будут у четвёртой точки?  

- Совершенно верно.

 

-Посмотрите, как мы отметили остальные 3 точки? (Тем же путем, что и первую точку, по схеме)

 

- Давайте соединим эти точки. Что  у нас получилось? Мы получили замкнутую фигуру.

- Молодцы! Вы совершили сегодня открытие! Все, что мы изобразили, называется координатная плоскость. Из каких четвертей она состоит?

Хорошо! А теперь проверим, как же вы научились строить точки по заданным координатам. Поиграем в игру «Меткий стрелок» Один учащийся выходит к доске, и будет показывать координаты точек, которые будут называть его одноклассники

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся предлагают свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают головоломку и говорят правильный ответ

 

 

В ТК  записывают дату и тему урока «Метод координат»

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно поставить точку на плоскости

Знать координаты

 

Да, можно

 

 

 

 

Левее этой точки

1.     Ниже этой точки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На числовой оси вправо от нуля идут положительные числа, влево от нуля -отрицательные числа. (отмечают точку в приложении №1

Наверно, можно продлить вниз ось ОУ.

Термометр

 

 

 

(3;-4) (отмечают точку в приложении №1

 

 

 

 

Тем же путем, что и первую точку, по схеме

 

(соединяют точки в приложении №1

Фигура, четырёхугольник,

прямоугольник.

1,2, 3 и 4 четверть.

 

 

1мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Что можно изобразить  на коорд. плоскости, кроме построенных точек?

- Да, в результате у нас получилась замкнутая фигура.

 

- Значит, фигура – это наш результат (вывешиваю табл. «Результат»).

 

- Что мы проделали, чтобы получилась фигура? Давайте отметим это на второй схеме. (вывешиваю действия ХУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое было условие в этом случае?

 

 

Нарисовать фигуру

 

 

 

 

 

 

Ставили точки, потом соединили между собой – с помощью точек изобразили фигуру.

 

 

 

 

Были даны координаты точек.

 

 

 

 

 

 

 

3. Парная практичес-кая работа

- Я предлагаю вам самостоятельно решить звёздную задачу с помощью волшебной программы.

 

-Итак, вам необходимо зажечь созвездия на нашем небосклоне. Работать вы будете в  парах, садитесь за компьютеры.    

Всё необходимое вы найдёте за рабочим местом (приложение №2). Время работы 8 минут. Если в процессе работы у вас возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. По окончании всей работы займите свои места за партами. (задание для каждой пары построить на координатной плоскости своё созвездие приложение №4(задания)).

 Давайте вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале урока. Удалось ли нам решить эту проблему?

- Так каким же образом мы можем закодировать графическую информацию?

- Кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил,  как им пользоваться?

- Чем является метод координат для графической информации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся за компьютеры, работают в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

- Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению.  И мне бы очень хотелось знать, как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно?

 

 

 

 

 

5 мин.

5. Дом.

задание

- У каждого из нас есть свой знак Зодиака. Дома я предлагаю вам отыскать информацию о том созвездии, которое связано с вашим знаком Зодиака. Попробуйте изобразить это созвездие на координатной плоскости с помощью точек.

- Я хочу вас поблагодарить за хорошую работу. Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

Записывают.

2 мин.

 


Скачано с www.znanio.ru

Класс: 5 Тема: «Координатная плоскость

Класс: 5 Тема: «Координатная плоскость

Метапредмет «задача» предполагает, что занятие состоит из нескольких этапов, которые продемонстрированы в содержательной части: Ø первый этап - понимание условий (что есть первая координатная четверть…

Метапредмет «задача» предполагает, что занятие состоит из нескольких этапов, которые продемонстрированы в содержательной части: Ø первый этап - понимание условий (что есть первая координатная четверть…

Изучение новой темы 3

Изучение новой темы 3

Этап усвоения новых знаний. -

Этап усвоения новых знаний. -

Что мы с вами сделали, чтобы отметить точку на коорд

Что мы с вами сделали, чтобы отметить точку на коорд

Ребята, а как вы думаете, в этой части (4 четверть) мы сможем отметить точку? -Какие координаты будут у четвёртой точки? -

Ребята, а как вы думаете, в этой части (4 четверть) мы сможем отметить точку? -Какие координаты будут у четвёртой точки? -

Что можно изобразить на коорд

Что можно изобразить на коорд

Парная практичес-кая работа -

Парная практичес-кая работа -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017