Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
8 кл
02.04.2017
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс) предназначена для учащихся коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями. На примере главного героя повести "Сын полка" Вани Солнцева решается вопрос о том, что дети и война понятия несовместимые "И ка огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война". Урок проходит после прочтения с учащимися повести и просмотра кинофильма "Сын полка". Фильм помогает учащимся с интеллектуальными нарушениями воспринять читаемый материал, окунуться в события, в которых оказался Ваня Солнцев.
Урок внеклассного чтения сын полка.doc
ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа №10»
г.Орска Оренбургской области
Урок внеклассного чтения
по повести В.Катаева «Сын полка»
8 класс
2016г. Подготовила:
Денисенкова Н.А. – учитель высшей
квалификационной категории
Урок внеклассного чтения
8 класс
Тема урока: повесть В.Катаева «Сын полка»
« … И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война
Цель урока:
Развивать интерес учащихся к чтению; познакомить с повестью В.Катаева «Сын
полка» и на основе этой повести познакомить учащихся со страницами истории
борьбы нашего народа с фашистами и участием в этой борьбе ребят, их сверстников
Задачи урока:
Продолжить работу по отработке навыка чтения вслух и молча; работать над
выразительностью чтения; формировать умение работать с текстом выделять
в тексте главное, сравнивать, сопоставлять события;
Учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст
(внешний вид, поступки, отношение к людям); совершенствовать навыки
монологической и диалогической речи;
Помочь учащимся представить грозные события войны, вместе с главным
героем мысленно пережить все испытания, познакомиться на страницах
произведения с прекрасными людьми, почувствовать горечь потерь и радость
побед;
Воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к историческому
прошлому своей страны.
Оборудование:
портрет В.Катаева,
презентация,
иллюстрации к повести «Сын полка»,
учебник для 8 класса для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
№ Содержание урока:
I
II
Организационный момент
Приветствие гостей и учащихся
Актуализация имеющихся знаний и сообщение темы и
целей урока
Прежде чем начать наш урок, я предлагаю отгадать ребус
Прочтите наполовину скрытые слова
Примечание:
Слайд 1
1 ВОЙНА 2016 КНИГА
Как вы думаете, почему я выставила именно эти слова?
(2016 г. – в этом году отмечается горестная дата в жизни
нашей страны – 75летие со дня начала ВО войны;
Писатели, поэты не могли оставаться в стороне от событий,
в которых решалась судьба страны и всего советского
народа. Многие писатели и поэты сами прошли дорогами
войны и свои воспоминания, впечатления отразили в своих
книгах.
Лучшие произведения советских писателей заставляют нас
задуматься над той кровавой платой, которая была отдана за
каждую пядь земли, понять какою цену мы заплатили за эту
войну, навязанную нам фашистами.
Сегодня мы поработаем с отдельными главами повести
В. Катаева «Сын полка»
Эта повесть никого не оставляет равнодушным, т.к.
посвящена детям войны.
2
Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын
полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны
нашего народа с фашистскими захватчиками. В 1945г.
повесть была опубликована и удостоена одной из высших
наград нашей страны, в то время это была Сталинская
премия. Героем этой повести становится мальчишка,
которому в годы войны было чуть меньше, чем вам сейчас.
Уже через год после ее выхода в свет был снят кинофильм
«Сын полка» 1946г.). А уже в 1981г. состоялась повторная
экранизация этой повести. Повесть «Сын полка» встала в
один ряд с поэмой К.Симонова «Сын артиллериста», где
также затронута тема «дети на войне».
Красной нитью через всю повесть проходит тема: «Дети и
война?»
3
А.Твардовский.
«Дети и война» – нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете», писал
Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
4
Цель нашего урока:
Рассказать о мальчике сироте, который пройдет через
многие испытания и познает радость подвига во имя
победы над врагом;
Подумать, есть ли место детям на войне;
Доказать, что дети и война – понятия несовместимые
5
Итак, наш урок пройдет под девизом:
«…И как огонь с водой несовместимы,
несовместимы
дети и война»
Слайд 5
Работа по теме урока:
III
6
Слайд 6
1) – Итак, повесть начинается с описания того, как трое
разведчиков возвращаются с задания.
Для чего разведчики ходили в тыл к фашистам?
(выполняли задание, отмечали на карте позиции немецких
войск, вражеские сооружения)
Один из разведчиков опустил в окоп руку с фонариком.
Кого он там увидел?
(В окопе спал мальчик)
Прочтите, как выглядел мальчик при первой встрече?
Учебник, стр.197 – 3 абзац
« В окопчике спал мальчик.
Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги,
мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его
непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными
волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало.
Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание.
Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета.
Выборочное
чтение
стр.197
учебник Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые
ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и
синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови»
Слайд 7
7
Что сделал мальчик, когда увидел возле себя взрослых?
(закричал и выхватил откудато большой оточенный
гвоздь и успокоился только тогда, когда увидел и услышал,
что рядом с ним свои – русские)
2) – Как звали мальчика? (Ваня Солнцев)
разведчиками?
Что мы узнали о жизни мальчика до встречи с
«Сын полка» в сокращении – стр. 1, 3 абзац
«В лес, находящийся почти на линии фронта, Ваня попал после долгих
мытарств. Отец мальчика погиб в начале войны. Мать убили немцы,
которым женщина не хотела отдавать единственную корову. Когда
бабушка и младшая сестра Вани умерли от голода, мальчик пошёл
побираться по окрестным деревням. Его схватили жандармы,
отправили в детский изолятор, где Ваня чуть не умер от тифа
и чесотки. Сбежав из изолятора, мальчик два года скрывался в лесах,
надеясь перейти линию фронта и попасть к нашим. В холщевой торбе
заросшего и одичавшего Вани нашли остро заточенный гвоздь и рваный
букварь. Разведчикам Солнцев сообщил, что ему исполнилась
двенадцать лет, но мальчик был настолько истощён, что выглядел
не старше девяти.
Физминутка
3) Ваня Солнцев – главный герой повести, но ведь есть еще и
другие герои.
Вы мне их назовете после выполнения
Задания «Узнай героя по его описанию»
(карточка № 1, 2, 3)
Прочтите описание героя и назовите его:
чтение стр.1
( в сокращ.)
Физминутка
Читают,
узнают героя
1. Он был донбасский шахтер «костистый великан с
добродушным щербатым ртом и непомерно длинными,
как грабли, руками, по прозвищу «шкелет»
Карточка
№1.
(ефрейтор Биденко)
Ефрейтор – старший солдат
Словарная
работа Слайд 8
8
2. Это был «великан, вернее сказать не великан, а
богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк,
по прозвищу Чалдон»
(ефрейтор Горбунов)
Карточка №2
9
3. « Был когдато и у капитана мальчик, сын Костя.
Были у него молодая жена и мать. И всего этого он
лишился в один день три года назад. Они все трое
погибли по дороге в Минск, в то страшное июньское
утро сорок первого года, когда немецкие штурмовики
налетели на родную страну» (капитан Енакиев)
Слайд 9
Карточка №3
Слайд 10
10
4) Узнайте остальных героев, по моей подсказке:
« Это был молодой человек лет двадцати двух. Несмотря на
свою молодость, он уже считался на батарее бывалым
солдатом. Он был сержантом. Товарищи его любили и вместе
с тем побаивались» Это он нашел мальчика в окопчике.
(сержант Егоров)
Читает
учитель, дети
угадывают
героя
11
« Наружностью своей это человек меньше всего отвечал
представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза,
лучшем наводчике фронта. Он был не молод. В
представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее
Слайд 11 «дедушка». До войны он был заведующим большой
птицеводческой фермой. На фронт он мог не идти. Но в
первый же день войны записался добровольцем.
(наводчик орудия Ковалев)
Слайд 12
Дети читают
отрывок
Карточка №4
5) О каком герое повести мы еще не сказали, но встреча с
этим героем очень повлияла на судьбу Вани?
(ефрейтор гвардейской кавалерии Вознесенский)
12
Прочтите об этом мальчике? Карточка №4
« Мальчик этот был ненамного старше Вани. Ему было лет
четырнадцать. А по виду и того меньше. Но, боже мой, что
это был за мальчик!
На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии:
шинель — длинная, до пят; круглая кубанская шапка чёрного
барашка с красным верхом; погоны с маленькими
стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и, как
венец яркоалый башлык, небрежно закинутый за спину»
Слайд 13
13
6) – Мы назвали главных героев повести. Каждый из этих
героев сыграл свою роль в жизни мальчика.
А теперь давайте проследим сюжетную линию повести,
составим иллюстративный рассказ, описанных событий.
Работа в группах:
Посмотреть иллюстрации и найти лишнюю, которая не
относится к этой повести.
Распределить иллюстрации так, чтобы по ним можно
было пересказать повесть.
1. Ваня попадает в палатку к разведчикам, где его досыта
накормили крошёнкой из тушенки, картошки и лука.
Раскладывают
рисунки по
сюжету 1
2. Но капитан Енакиев приказывает отправить Ваню в
тыл. Ефрейтор Биденко отправляется с Ваней в тыл
на попутной машине, откуда Ваня сбегает первый раз.
2
3. Ваня убегает от Биденко и прячется на дереве, где
засыпает
Рис.1
Рис.2
Рис.3
3
4. Биденко находит Ваню, и во второй раз пытается
отправить его в тыл, но Ваня убегает во второй раз, обхитрив
Биденко.
4
5. Ваня побродив по лесу 2 дня, пытаясь найти
разведчиков, встречается с мальчиком Вознесенским,
который рассказал ему, что он «сын полка».
Рис.4
5
6. Ваня решает найти капитана Енакиева и попроситься в
его отряд. Встретив незнакомого командира,
рассказывает ему о капитане
Рис.5 6
Рис.6
7, 8. Попав опять к разведчикам, они берут его на задание,
где он дважды натыкается на немцев. В первый раз ему
удается уйти, но во второй раз немцы его схватили и
повели на допрос.
7
8
9. После этого капитан Енакиев забирает его от
разведчиков к себе. Он определяет его к артиллеристам, к
наводчику Ковалеву. Ваня помогает артиллеристам
собирать отстрелянные гильзы.
9
10
10. После гибели Енакиева в одном из боев, Ваню
отправили в суворовское училище – военные учебные
заведения, открытые в годы войны для подростков,
потерявших родителей, детей офицеров.
11
7) Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
А сделаем мы это постепенно, отвечая на вопросы и
работая с текстом.
Беседа по вопросам:
Ваня попадает в палатку к разведчикам, где его досыта
Рис.7, 8
Рис.9, 10
Рис. 11
накормили крошёнкой из тушенки, картошки и лука. (р.1)
Как прозвали разведчики Ваню? (пастушок)
Отвечают на
вопросы, выставляя
рисунок
доску
на
Словарная
работа
по
Чтение
ролям
с.205 учебник
Какой приказ получили разведчики от капитана Енакиева,
почему он принял такой решение?
Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?
Удалось ли отправить Ваню в тыл?
Что огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко?
(бегство Вани)
« Не родился еще тот человек, который бы ушел от
ефрейтора Биденко»
Как Ваня перехитрил разведчика? (р.2, 3, 4)
Кого встречает Ваня после второго дня скитаний?
(р.5)
О чем он узнал от мальчика? (мальчик «показался»
кавалеристам и они зачислили его в полк в качестве «сына
полка» и поставили на довольствие)
«Сын полка»
Ребенок, обеспеченный всем необходимым для его
жизни воинской частью.
Он может быть зачислен в списочный состав
воинского подразделения и поставлен на
довольствие.
Термин получил широкое распространение в годы
Великой Отечественной войны
Какое решение принял Ваня после этой встречи?
(ищет командира над командирами, рассказывает
офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым,
свою историю, свою обиду на Енакиева…) ( р. 6)
Давайте прочитаем отрывок этого разговора по ролям.
стр. 205, учебник
«Когда же Ваня стал рассказывать о встрече с военным мальчиком,
капитан Енакиев вдруг помрачнел, задумался, стал грустным.
— Они меня, говорит, за своего сына приняли, — возбуждённо
рассказывал Ваня про военного мальчика, — я у них теперь, говорит,
сын полка. Потому что я своим, говорит, показался. А ты своим,
говорит, верно, не показался. Только он это врёт, дяденька, что будто я
своим не показался. Ято своим показался. Верно говорю. Они меня
жалели. Да только они ничего поделать не могли против капитана
Енакиева.
— Что ж, выходит дело, что ты всем «показался», только одному
капитану Енакиеву «не показался»?
— Да, дяденька, — сказал Ваня, виновато мигая ресницами. — А он
меня даже ни разу не видел. Разве это можно судить человека, не
видавши? Кабы он меня разок посмотрел, может быть, я бы ему тоже
показался. Верно, дяденька?
— Ты так думаешь? — сказал капитан усмехнувшись. — Ну, да ладно.
Поглядим.
Он решительно поставил ногу в стремя и сел на лошадь.
— На лошади удержишься?.. А нука, Соболев, бери его к себе.
И не успел Ваня моргнуть, как сильные руки коневода подхватили его с земли и посадили впереди себя на лошади.
— К разведчикам! — скомандовал капитан Енакиев, и они помчались
галопом.»
Что сделали разведчики, когда Ваня оказался снова у
них? (взяли с собой на задание)
Что делал Ваня в своей первой разведке?
(Ваня должен был, идя со своей лошадью изучить
местность, вернуться и доложить, свободен ли путь.
Вместо этого он карандашом стал делать рисунки в
букваре химическим карандашом. За этим занятием его и
застали немцы. ) (р.7, 8)
Какую оплошность допустил Ваня? Чем это могло
обернуться?
(Он еще не вполне понимал, что такое воинская
дисциплина, и только на собственном опыте убедился, к
чему может привести самовольный поступок)
Как вел себя Ваня у немцев?
( притворился в маленького придурковатого пастушонка,
заблудившегося в лесу, и только случайность спасла его)
Чтение отрывка допроса Карточка № 5 (по ролям)
« — Открой рот. Я тебе приказываю! Сию же минуту открой рот и
покажи язык!
Ваня понял и сжал зубы. Тогда немка всунула ему за щёки
указательные пальцы и стала, как крючками, раздирать ему рот.
Ваня вскрикнул от боли и на мгновение показал язык. Немка
посмотрела на него и сказала весело:— Теперь мы знаем!
Весь Ванин язык был в лиловый, потому что, рисуя схему, он
старательно слюнявил химический карандаш.
— Итак, мальчик, — сказала немка, — мы тебя будем спрашивать, а ты
нам отвечай.
Кто тебя научил делать схемы, где они находятся, эти люди, и как их
найти? Ты получишь трёх опытных провожатых, и ты покажешь им
дорогу.
— Я не знаю, про что вы меня спрашиваете, — сказал Ваня.
Мальчик стоял вплотную к столу. Он изо всех сил кусал губы. Его
голова была упрямо опущена. С ресниц, как горошины, сыпались слезы,
падая на схему— Говори, — тихо сказала немка и задышала носом.
— Не скажу, — ещё тише проговорил Ваня.»
После освобождения из плена Ваня становится
настоящим солдатом – сыном полка.
Чтение
Карточка №5
Что в первую очередь сделали разведчики?
(постригли, вымыли в бане, одели в новое армейское
обмундирование)
14
Слайд 14 Какую первую науку преподали разведчики Ване?
(научили правильно одевать портянки)
Кто решил заняться воспитанием Вани вплотную?
(капитан Енакиев)
Как он это сделал?
Чтение «Сын полка» в сокращении – стр. 3, 1 абзац
«Капитан решил «заняться Ваней Солнцевым вплотную» и назначил
мальчика своим связным. «Со свойственной ему основательностью
капитан Енакиев составил план воспитания» Вани. Прежде всего,
мальчик должен был «постепенно выполнять обязанности всех номеров
орудийного расчёта». Для этого Ваню приставили запасным номером
к первому орудию первого взвода.
Орудийцы уже все знали о мальчике и охотно приняли его в свою
тесную семью. Этот орудийный расчёт был знаменит не только самым
лучшим в дивизии баянистом, но и искуснейшим наводчиком
Ковалевым, Героем Советского Союза. Именно от наводчика Ваня
узнал, что наши войска подошли к границе Германии. (р. 9, 10)
О чем мечтал капитан Енакиев?
(усыновить Ваню)
Сбылись ли эти мечты? Почему?
Что оставил капитан Енакиев после своей смерти?
(письмо)
О чем просил Енакиев в письме?
(похоронить его на родине, Ваню отправить в суворовское
училище)
Суворовское училище – военные учебные заведения,
открытые в годы войны для подростков, потерявших
родителей, детей офицеров
Была ли выполнена просьба Енакиева? Кто выполнил
просьбу? (р.11)
Что получил Ваня на память о капитане Енакиеве от
полковника? (погоны и ордена)
IV
Закрепление:
1) Итак, мы проследили историю Вани Солнцева –
«пастушонка»
Как мы можем его охарактеризовать?
Давайте выберем из предложенных качеств те, что
относятся к Ване Солнцеву:
Самостоятельный
Нерешительный
Смелый
Трусливый
Смышленый
Чтение стр.3,
1 абзац
Словарная
работа
Карточка 6
Слайд 15 Вежливый
Невоспитанный
Отчаянный (смелый до безрассудности)
Настойчивый
Невнимательный
2) Вопросы:
– Как относились разведчики и артиллеристы к Ване?
(по отцовски любили, заботились, жалели)
Чем Ваня им отвечал?
(уважал, старался быть нужным и благодарным)
3) Означает ли это, что Ваня был на своем месте, что и
детям есть место на войне?
Выберите слова, относящиеся к понятию ВОЙНА?
Давайте уберем эти слова.
Можно ли поставить их в один ряд со словом ДЕТИ?
Можно ли между понятиями ВОЙНА и ДЕТИ поставить
знак = ?
16
V
Заключение урока:
1) Рефлексия:
Какой был девиз нашего урока?
« И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!»
А с какими словами сочетается слово «дети»?
(зачитывают слова с файла)
Доказали мы это?
«ДА» зеленый сигнал
«НЕТ» красный сигнал
Слайд 16
Слайд 16
Сигнальные
карты
2) Звучит стихотворение «Несовместимы дети и война»
(читает Недорезов Р.)
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Стих наизусть Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете.
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют,
Под мирным небом в песне мира страны!
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдинки злобы и вражды растают.
Дружите вместе, дети всей земли,
Пусть ваша дружба с вами вырастает.
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
VI Оценка учащихся
VII Д \ задание – тесты по повести «Сын полка»
Оценки
Тесты
VIII Просмотр видео – клипа «Дети войны»
Видео – клип
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Катаева "Сын полка" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.