Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
Оценка 4.6

Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
11.08.2018
Разработка урока        «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие. История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Вторая жизнь песни.docx
Водопьянова Т.М. Сценарий к уроку музыки в 5 классе «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества» « Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды . Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце» С. В. Рахманинов. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни Фольклор принято делить на два вида. 1.Обрядовый фольклор: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. 2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки. Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные песни и наигрыши? Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Портрет С. В. Рахманинова Фольклорная сцена Колыбельная ПАУЗА Солдаты 18- 19, века, поющие в строю Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие. История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»). Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую Обложки сборников народных песен Картина И. Репина «Русские композиторы» Портрет М. И. Глинки Ноты «Камаринской» Глинки Иллюстрация или фото «Ария Ивана Сусанина» Портрет А. С. Пушкина музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах «Богатырской симфонии» Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например,Б елочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» . Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор- сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица". Портрет А. П. Бородина «Во саду ли в огороде» из оперы – mp3 Портрет Н. А. Римского-Корсакова Иллюстрация сцены Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»–mp3 Вопрос: В какое время года проходила масленица? Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней Вопрос: Какие символы у этого праздника? ПАУЗА Масленица ПАУЗА Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу. Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский- Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой Вопрос: Как берендеи встречали этот Чучело, блины Сцена из мультфильма « Снегурочка» ПАУЗА праздник? Ответ: Выходили за околицу; разводили костры; прыгали через костер; делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы - Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…". Вопрос: Что обозначают слова припева « Ой, Ладо, Ладо, Лель» ? Ответ: Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой… Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. В «Детском альбоме» среди других пьес есть «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня». Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора». Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах. Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина. Вопрос: Какие виды народных песен ты знаешь? Ответ: Былины, исторические, протяжные- лирические, плясовые ,колыбельные, свадебные песни, причитания Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни? ПАУЗА Лель Портрет П. И. Чайковского Звучит « Симфония № 4» IV часть(«Во поле береза стояла») – mp3 Портрет А. К. Лядова Иллюстрация к «Кикиморе» ПАУЗА Поющие крестьяне ПАУЗА Иллюстрация – на Ивана Купала ПАУЗА Иллюстрация - Колядки ПАУЗА оркестр Портрет Д.Б. Кабалевского, Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала Вопрос: Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми? Ответ: Колядки, Авсеньки Вопрос: Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве? Ответ: М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков , А. П. Бородин , П. И . Чайковский, А. К. Лядов, С.В. Рахманинов и другие. Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока        «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока        «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока        «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока        «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Разработка урока        «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2018