Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
• различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
• устанавливать связи слов между словами в предложении;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• восстанавливать деформированные предложения
Связь слов в предложении..docx
Этап урока
I Самоопределе
ние к
деятельности
II Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя
Михаила Александровича Шолохова:
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями
накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища
человеческой мысли и опыта». М. А. Шолохов
Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?
Учитель напоминает о многозначности слова «язык».
(Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса,
находящийся во рту, и способность человека говорить и
понимать собеседника.)
Важно не только говорить порусски, но и владеть своим
языком! Знать язык – значит свободно говорить на нём,
читать и правильно писать. Это дает возможность
устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими
людьми: в семье, в школе, на работе.
Откройте тетрадь. Что надо записать?
Запишите: Классная работа.
Чистописание.
пр дл жн (на доске)
Какое слово получится, если добавить гласные буквы?
Запишите с комментированием.
Что знаете про предложение? (работа с кластером)
предложение
состоит из… выражает… слова связаны по… в конце
ставятся…
Создание проблемной ситуации.
Прочитайте два набора слов.
1. Кузнечик порхать трава.
2. Бабочка прыгать цветы.
Дети участвуют в беседе учителя.
Запись числа с комментированием.
Запись самостоятельно: Классная
работа.
Предложение состоит из слов,
выражает законченную мысль. Слова
связаны по смыслу. В конце
предложения ставятся .?!. Можно назвать эти слова предложениями?
Составьте из каждого набора слов предложения.
Удалось это сделать? Почему?
III Постановка
учебной задачи
Работа по учебнику.
Откройте учебники на стр. 59.
Прочитайте тему раздела и посмотрите на центральный
кадр кинопленки.
Что вы видите? Как этот кадр связан с нашей темой?
– Как думаете, чем будем заниматься на последующих
уроках?
– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач?
IV
Построение
проекта выхода
из затруднения
– Но о связях слов мы будем узнавать и чтото новое.
Какой можете предложить выход, чтобы составить
предложение?
Составьте предложения.
Нет.
Не получается составить
предложения, потому что так не
бывает, слова не сочетаются между
собой.
Ребята взялись за руки, они
дружат, значит, и слова в
предложении «дружат», они связаны
между собой.
Определять, как могут быть
связаны слова, находить, какие
слова связаны.
Да, мы знаем, что связаны слова
названия предметов и признаков,
предметов
и действий –
грамматическая основа.
а) поменять местами слова: порхать
и прыгать
б) Подобрать другие слова –
стрекотать, летать… и соединить
их.
Кузнечик прыгает в траве.
Бабочка порхает над цветами.
(Запись на доске)
Кузнечик стрекочет в траве. Что же мы сейчас сделали, чтобы предложения получились?
А с самими словами чтото произошло?
Как можно проверить, что слова связаны между собой? Мы
уже это делали.
Попробуйте установить связь между словами. С каких слов
начнем?
Какие вопросы поставим?
Соедините стрелкой.
Попробуйте задать вопрос к следующим словам.
От какого слова задавали вопрос?
Соедините стрелкой.
Какой план получился?
Сделайте вывод:
Как слова связаны в предложении?
Как это узнать?
Бабочка летает над цветами.
Связали, соединили слова по
смыслу.
Они тоже изменились, появились
новые слова, между ними появилась
связь.
Задать вопросы от одного слова к
другому.
С главных, с грамматической
основы.
1. Определим грамматическую
основу предложения.
Поставим вопрос кто?, что делает?
(Кто?) Кузнечик (что делает?)
прыгает.
Это грамматическая основа
предложения.
2. Связь покажем стрелкой.
Прыгает (где?) в траве.
3. Поставим вопрос к оставшемуся
слову .
От слованазвания действия.
4. Связь покажем стрелкой.
Дети делают вывод и читают текст Сравните его с авторским в учебнике.
2. Работа по учебнику.
Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между
словами по вопросам и изображать графически.
Образец рассуждения (алгоритм) после чтения
предложения.
Тихий дождик моросит.
1) В предложении говорится о дождике. (Что?) Дождик.
Дождик (что делает?) моросит. Дождик моросит – это
грамматическая основа предложения. Связь показываем
двумя стрелками.
2) Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?)
тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому
ставился вопрос.
3) Составлю схему предложения. В нём три слова, вместо
слова напишу вопрос, на который отвечает это слово.
3. Творческое задание на применение нового знания –
обогащения смысла предложения новыми словами,
отвечающими на вопрос где?, или когда?, или как? (устно)
Достроить предложение: Тихий дождик моросит (где?)
за окном / (когда?) с утра.
Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.
Сейчас давайте ещё раз проговорим алгоритм, который
будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
учебника в рамке.
Работа в парах.
Дети по очереди друг другу
рассказывают алгоритм
установления связи слов в
предложении.
Находим в предложении
грамматическую основу
V. Первичное
закрепление с
проговаривание
м во внешней
речи Физминутка
VI.Самостоя
тельная работа
с самопроверкой
Игра: «Правильные и неправильные предложения»
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Без труда рыбку наловишь из пруда.
3. Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
4. Один в поле не воин.
5. Старый друг хуже новых двух.
6. Ласковым словом ничего не добьешься.
Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но
сначала оцените себя. Подумайте, с каким заданием вы
справитесь. (Делают отметку на Шкале успешности)
Разноуровневые задания.
1 уровень.
Списать предложение и установить связь между словами по
алгоритму.
Спелые яблоки упали на землю.
2 уровень.
Составь из слов предложение и установи связь между
словами по алгоритму.
В воздухе, первые, закружились, снежинки.
3 уровень.
Составь предложения на тему «Осень» и установи связь
между словами по алгоритму.
А теперь оцените как вы справились с заданием.
(подлежащее и сказуемое)
Находим слова, которые
связаны с подлежащим и
показываем связь.
Находим слова, которые
связаны со сказуемым и показываем
связь.
Если предложение по смыслу не
правильное, то дети встают.
Проверка: У кого оценка совпала?
У кого результаты оказались ниже?
Что у вас вызвало затруднения?
Значит ли это, что мы на следующем уроке продолжим
работать над этой темой.?
12 уровень самопроверка.
Выполненное задание записано на
доске.
3 уровень – дети зачитывают свои
предложения и разбирают.
Вопросы:
Как связаны слова в предложении?
Как показать эту связь?
Работа в парах.
На карточках дети рядом с
истинным утверждением ставят +,
рядом с ложным .
VIΙ Рефлексия
1. Задайте вопросы по теме урока друг другу.
2. Игра «Плюсминус»
Предложение состоит из слов.
Слова в предложении не связаны по смыслу.
Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.
В конце предложения ставится только точка.
В предложении обязательно должна быть грамматическая
основа.
В предложении от слова к слову нельзя задать вопрос.
3. Продолжите фразу:
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Было трудно…
Теперь я умею…
Домашнее задание.
Составить текст из 45 предложений на тему «Зима».
Найти грамматическую основу.
Разработка урока.Связь слов в предложении.
Разработка урока.Связь слов в предложении.
Разработка урока.Связь слов в предложении.
Разработка урока.Связь слов в предложении.
Разработка урока.Связь слов в предложении.
Разработка урока.Связь слов в предложении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.