Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
14.03.2019
Данная разработка уроков помогает учителям музыки подготовится к работе в первом классе по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной. Для каждого урока разработаны цели и задачи, приведены интересные факты из жизни композиторов, подобран песенный материал, репродукции картин, стихи великих писателей и рассказы.
1 класс.doc
I КЛАСС
Задача 1 класса:
Систематизировать жизненномузыкальный опыт детей;
Развитие эмоциональноосознанного отношения к музыкальным произведениям;
Понимание их жизненного и духовнонравственного содержания;
-
-
- Освоение музыкальных жанров: простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет,
-
симфоническая музыка);
Изучение особенностей музыкального языка.
I ПОЛУГОДИЕ
«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
1.1.1.
«И муза вечная со мной»
Задача: Вызвать интерес к уроку музыки, познакомить с Музой – символом искусства.
Д. Кабалевский «Песня о школе», «Школьные годы»,
И.Дунаевский «Школьный вальс»,
Ю.Чичков «Наша школьная страна»,
Г.Струве «Школьный корабль» и др. (песня на школьную тематику на выбор
учителя)
фрагмент музыкального произведения по выбору учителя (музыка из к\ф,
мультфильма, балета и т.п.)
Популярная детская песня
П.Чайковский. «Падеде» из балета «Щелкунчик»
Песня о школе, об осени (на выбор учителя)
вход в класс
слушание
слушание,
дирижирование
разучивание
После входа в класс под музыку и приветствия обращаем внимание на то, что музыка будет звучать с
самого первого момента каждого урока: входить в класс и выходить дети будут под музыку.
Обращаем внимание на оформление кабинета музыки (портреты композиторов, ноты, книги о музыке
и музыкантах, музыкальный инструмент, технические средства обучения).
Настраиваем на то, что дети будут заниматься музыкой – слушать, размышлять об ее содержании,
самостоятельно сочинять несложные мелодии, петь, играть на музыкальных инструментах, разучивать
движения и увлекательные игры под музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве.
Помогать в этом будет учебниктетрадь (знакомство с новым учебником должно быть сюрпризом на первом
уроке).
Где в жизни звучит музыка? Как музыка влияет на мысли и чувства
похоже слово «муза»? – Музыка. Покровителем муз был бог Аполлон. Рассматриваем Аполлона на
здании Большого театра на с.7.
Итак, к нам на урок пришли Музы, и сейчас зазвучит музыка (напоминаем о том, что слушать
музыку надо в тишине, слушаем тишину). Звучит «Падеде». Какое настроение возникает после ее звучания?
Какими словами можно ее охарактеризовать? (торжественная, возвышенная, праздничная).
В ходе беседы называем имя великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского
(показываем портрет). Проверяем, какими дети были слушателями: могут ли дети определить, кто исполнял
(играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей). Как называется коллектив
музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр). Кто руководит оркестром? (дирижер).
Предлагаем представить себя дирижерами оркестра (ведь каждый из них хотя бы раз в жизни видел в
телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и откликнуться на музыку с помощью
выразительных дирижерских жестов (свободное дирижирование вне схемы).
Почувствовать себя певцамихористами дети могут при разучивании новой песни. С первого урока
вырабатываем вокальнохоровые навыки: напевность звучания, одновременное начало и окончание песни,
мягкое естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных,
отчетливое произношение согласных.
Обобщение.
1 1.1.2. «Хоровод муз».
Задача: Раскрыть мысль о том, что музыкальный язык разных народов понятен без
перевода.
- вход в класс
- П.Чайковский «Па-де-де»
из балета «Щелкунчик»
людей? Как изменилась бы жизнь человека, если бы из
- разучивание
нее исчезла музыка?
Ответы детей желательно комментировать звучащей
музыкой (в фонозаписи, в исполнении учителя и учеников). По
ходу беседы стремиться создавать в классе атмосферу
«концертного зала» (музыка должна звучать в тишине, перед
исполнением песни необходимо настроиться на нужный
характер – выпрямиться и т.п.). Вывод: музыка окружает
человека, она повсюду (читаем стихи на с.5).
- Открываем учебник на с.5. Звучит ли здесь музыка? Птицы на
ветке поют, и их слушает девушка с обручем на голове. Кто она
такая? Рассказываем о музах (волшебницы, добрые феи,
раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том
числе и музыки). На какое слово - Песня о школе (с
предыдущего урока)
- «Во поле береза стояла» русская народная песня
- «Сиртаки» греческий танец
- «Сырба»
- В. Герчик «Нотный хоровод»
- разучивание,
движение
- движение
- исполнение с
хлопками
- разучивание
Вспоминаем музыку, с которой начали урок, понятия «композитор»,
- А как называется коллектив поющих людей? – Хор.
Вспоминаем добрую фею – волшебницу, которая поможет нам путешествовать
по музыкальной стране – Музу (учебник, тетрадь).
Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед слушателями
особенности песен и танцев разных народов мира. Первая страна – Греция. Хор
издавна был одним из действующих лиц спектакля в Древней Греции (с. 10). Позже
этим словом стали называть певческий коллектив, а также музыкальное
произведение для хорового исполнения. Продолжаем разучивать песню.
«исполнитель», «слушатель», «оркестр».
- Что мы видим на следующем рисунке? – Хоровод.
[Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой
танец с пением. Хоровод – вид народного творчества, объединяющий музыку, танец,
игровое действие. Хоровод распространен у многих народов мира, особенно у славян.
Формы движения хоровода: круг, полукруг, цепочка, спираль].
Слова хор и хоровод – родственные. Разучиваем песню-хоровод «Во поле
береза стояла». Сначала поем, затем учим шаг хоровода, делим класс на 2 группы –
певцов и танцоров.
Слушаем греческий танец «Сиртаки», исполняем с элементами танцевальных
движений.
«Молдавская Сырба» – украшаем звучание ритмичными хлопками. В ходе
знакомства с этими произведениями выясняем, какими чувствами наполнена музыка,
сравниваем танцы между собой – интонации (их можно напеть с детьми), ритмы
(прохлопать, протопать), особенности инструментального сопровождения манеры
звучания инструментов или певческих голосов. Хоровод муз объединяет непохожие
друг на друга музыкальные образы.
Учим песню «Нотный хоровод» с .25
2 1.1.3. «Повсюду музыка слышна»
1.1.4.
.
Задача: Развивать творческие способности.
- «Во поле береза стояла» русская народная песня
- «Солнышко», «Дождик», «Гори, гори ясно» и др.
- Песня на осеннюю тематику
- В. Герчик «Нотный хоровод»
- вход в класс
- речевая и
вокальная импровизации
- разучивание
- разучивание
После входа в класс под народную музыку выясняем:
- Кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных
инструментов?
- Какие народные песни любят петь в семье?
Предлагаем тоже заняться сочинением (учебник на с. 12
)
Размышляем над стишками, ищем нужную (речевую) интонацию.
«Солнышко» - Когда с такими словами обращаются к солнышку? (когда звали,
закликали весну). Как? С каким настроением надо прочитать? Кто хочет прочитать
так, чтобы солнышко услышало?
Используем слова-подсказки
.
«Дождик» - произносим слова в темпе шепотом (шелест листвы)
.
«Гори, гори ясно» - читаем как считалку, добавляем треугольник.
«Трам, трам, трам» - читаем как марш, используя прием «эхо». Следует
обратить внимание на четкую дикцию.
Мы устали за день – и солнышко встречали, и с дождиком разговаривали, и
маршировали. Наступил вечер, а какие песни поют детям вечером? (колыбельные).
Как звучат колыбельные? – Нежно.
Предлагаем представить себя в роли композитора. Дети выбирают
стихотворение, к которому будут сочинять мелодию.
- Какую мелодию надо сочинить – медленную, напевную, оживленную,
радостную, энергичную, похожую на песню, танец или марш?
Сочиняем по фразам, по цепочке, хором исполняем импровизации, повторяем.
Можно дополнить ритмическим сопровождением, игрой на воображаемых
инструментах, имитацией движений (покачивание колыбельки и т.п.).
Вспоминаем произведения прошлых уроков, учим песни. Выйти из класса
можно под музыку, сочиненную учителем (на стихи).
1.1.5.
«Душа музыки – мелодия».
Задачи: Показать (подчеркнуть) значение мелодии в музыке; систематизировать опыт учащихся в
восприятии жанровых особенностей песни, танца, марша.
Песни
П.Чайковский:
«Марш деревянных солдатиков»
«Сладкая греза»
«Полька»
«Вальс»
Песня
Игра «Угадай мелодию»
исполнение
пропевание мелодии
игра на воображаемых инструментах
хлопки, игра на ДМИ
разучивание
разучивание
3 Доучиваем песню (об осени, о школе, «Нотный хоровод») или исполняем хотя бы один куплет
(узнаем песню по мелодии). Обращаем внимание на то, что в песне хор поет мелодию, а сопровождение
(аккомпанемент) играет учитель.
Часто бывает в жизни, что мы напеваем какойлибо мотив, напев, который не уходит из памяти,
неотступно следует за нами. Мы «мурлычем» мелодию «про себя», не задумываясь над тем, что это за
музыка, потому что она запомнилась и полюбилась нам.
Мелодия – душа музыка. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его
лицо, суть. Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.
Предлагаем познакомиться с мелодиями композитора, которого уже знаем (узнаем по звучанию «Па
деде»). Можно рассказать об истории создания «Детского альбома» (посвящен Володе Давыдову, соч. 1878
года).
«Марш деревянных солдатиков».
Что удобно делать по эту музыку?
Кто марширует?
Поем мелодию на слог «та». Пальчики«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях. На
воображаемых барабанах можно исполнить ритмическую пульсацию пьесы, можно организовать
увлекательную игру – игрушечный парад: девочки движением согнутых в ладонях «рук игрушечных кукол»
«исполняют» пульсацию марша, мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом»
(указкой) в руках. В марше следует подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное
движение.
«Сладкая греза» (название не говорим).
Как звучит мелодия в этой пьесе? Она похожа на марш или на танец?
Это песня, которую никто не поет голосом, но выразительно исполняет фортепиано (пианино).
Подчеркиваем напевность, широкое дыхание, плавность мелодического рисунка, мягкость сопровождения.
Предлагаем сыграть на воображаемой скрипке мелодическую линию пьесы певучими протяженными
движениями волшебного смычка.
«Полька» (мелодию тоже можно напеть).
Исполняем пульсирующими хлопками, акценты в начале или в конце фраз можно отметить ударами в
бубен или ударами деревянных ложек (солистыисполнители). Обращаем внимание на подвижный темп,
четкие акценты, короткие «шаги».
«Вальс».
Обращаем внимание на плавность, закругленность линии, узнаваемую детьми трехдольность (раз –
два – три). Под музыку вальса мягко ритмично покачиваемся (влевовправо).
Выполняем задание в учебнике – тетради: записать под звучащую музыку пульс марша
вертикальными линиями. Можно потренироваться – рисовать линии палочки в воздухе воображаемыми
мелками, двоетрое учащихся могут это сделать на доске.
В ходе беседы о звучащей музыке можно использовать «метод разрушения» (игровой прием) –
изменять (нарочно) средства выразительности (темп, регистры, ладовую динамику и пр.)
Продолжаем разучивание песен. Учим детей слышать и оценивать качество собственного
исполнения.
В конце урока можно предложить игру «Угадай мелодию». Желающие дети напевают без слов
мелодии известных песен, а класс определяет их названия. Можно разделить класс по группам (по рядам) и
предложить «жюри» подсчитать наибольшее количество пропетых и узнанных детьми мелодий.
1.1.6.
«Музыка осени».
Задача: Познакомить с образом осени в поэзии и в музыке.
Песня об осени
П. Чайковский «Осенняя песня» («Октябрь») из фортепианного цикла
«Времена года»
«Осень, осень, в гости просим»,
русская народная песня
исполнение
слушание, сопоставление
со стихами
разучивание
Исполняем песни об осени, работаем над унисоном, дыханием на длинных фразах, мягкими снятиями
закрытых слогов и пр. Обращаем внимание на построение песни (запевприпев).
4 В песне «Скворушка прощается» начало или окончание фраз можно подчеркнуть нежным,
прозрачным звуком треугольника. (Сначала нужно послушать всем классом его необычный звук, понять, как
его нужно держать, как извлекать звук).
Разглядываем картинку на с. 16 (Муза, улетающие птицы).
Читаем стихи об осени.
Какие интонации голоса потребуются для того, чтобы передать настроение человека в
стихотворении «Скучная картина» (напевная, грустная интонация).
С какой интонацией, с каким чувством выражает А.С.Пушкин свое отношение к осени? («Унылая
пора, очей очарованье…») – Печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей
природы? (читает учитель). Подчеркиваем главные слова «приятна», «люблю».
Предлагаем послушать музыкальное произведение П.Чайковского «Осенняя песня». – Какому из
стихотворений наиболее близка музыка?
Обращаем внимание на плачущие, стонущие, интонации мелодии, которыми композитор
подчеркивает душевное состояние человека – печаль, уныние, грусть при прощании с теплом, светом. Для
своей музыкальной зарисовки композитор выбирает неторопливый темп (музыка звучит как неспешный
рассказ) и соответствующие музыкальные краски: приглушенные, неяркие, а подчас и темные (минор или
минорный лад), возврат, повтор главной мелодии (мысли) в конце пьесы, взволнованность средней части.
Разучиваем еще одну песню об осени (она должна быть контрастной) – «Осень, осень, в гости
просим» (Хрестоматия 1 кл. с .10)
Осень – пора сбора урожая, время сельскохозяйственных работ. Для того чтобы работа на полях, в
саду, в огороде спорилась, ладилась, люди сочиняли песни, которые помогали им работать с удовольствием, с
настроением.
Обращаем внимание на то, что песня строится на трех звуках, благодаря простой мелодии эта песня
быстра запоминается. Работаем над отчетливой дикцией и ясной артикуляцией, ритмической точностью,
одновременностью вступлений. Разыгрываем песню, добавляем инструментальное сопровождение.
Д/З: Вспомнить, рассказать о приметах осени. Подготовить стихи, рассказы об осени.
1.1.7.
«Музыка осени». (продолжение)
Задача: Продолжить знакомство с образом осени в музыке.
Песни об осени
Г.Свиридов «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести
А.Пушкина «Метель»
В.Павленко «Капельки»
(сл. В.Богдановой)
исполнение, слушание, сравнение
слушание
разучивание, игра на ДМИ
Доучиваем песни предыдущего урока, спрашиваем д/з. Учитель может спеть новую песню об осени,
контрастную той, что поют дети. Сравнить характер и настроение, особенности главных интонаций, мелодии,
ритмического рисунка, колорита, формы.
Можно напомнить «Осеннюю песню» П.Чайковского.
Еще один русский композитор показал осень в музыке.
Слушаем «Осень» Г.Свиридова. Обращаем внимание на выразительную, напевную мелодию, которую
«поет» один из самых искуснейших инструментов – скрипка. В каком ладу (какой краской) написана пьеса –
светлом, ярком, мажорном или более приглушенно, мягко, минорно (сопоставить с пьесой «Весна», не
называя произведение).
Осень, часто идут дожди, и мы сидим дома и смотрим, как по стеклу стекают капли дождя.
Учим песню «Капельки».
Разучивание можно начать с припева. Повтор одной и той же выразительной интонации вносит
монотонность, однообразие. Интонации, изображающие капельки, можно исполнить на треугольнике, с
помощью маленького колокольчика, передать легким потряхиванием бубна. Исполняем песню в виде
композиций: учитель поет запев, дети – припев. (Обращаем внимание на строение куплетной формы песни –
запев и припев. В дальнейшем можно исполнять так: запев – хор, припев – солисты).
Работу на уроке можно дополнить следующими вопросами:
Какие стихи (в учебнике) ближе по настроению разучиваемым песням?
Как изображена Муза и какое у нее настроение? (развороты «Музыка осени» и «Сочини мелодию»)
Какое бы из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше
всего и почему?
Что объединяет рисунки в учебнике музыкальное произведение и пейзаж за окном? (Д\З)
5 Вывод: осень бывает разная – радостная, солнечная, «золотая» или унылая, безрадостная, холодная,
дождливая. То, что человек наблюдает в природе, меняет и его настроение, строй мыслей. Об этом нам
рассказали художники, поэты, композиторы.
1.1.7. «Сочини мелодию».
Задача: Развивать творческие качества личности.
«Золотая осень», стихи А.Барто
«Дождь идет», стихи Н.Михайловой
Знакомое произведение
речевая и вокальная импровизации
импровизация, ритмическое сопровождение
слушание
На уроках мы слушаем музыку разных композиторов. Кто такие композиторы? Узнаём по
звучащему фрагменту музыку композитора П.Чайковского (можно узнать по портрету). Предлагаем самим
превратиться в композиторов (ролевая игра «Играем в композитора»).
Но сначала предлагаем посмотреть на Музу (с. 18). По легенде Музы черпали воду из ключа или
источника и одаривали ею избранных и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами,
художниками, композиторами.
Учитель читает стихотворение А.Барто (с.18). Предлагаем детям прочитать его выразительно:
выбрать нужный темп чтения (неторопливо, не спеша, нараспев – используем слова с листиков), выделить
главное, «ключевое» слово (повтор слова «золотая» золотая стая, золотые листы, золотое письмецо),
подчеркнуть согласные звуки и их сочетания («з», «с», «ст»), которые словно помогают услышать шорох
падающих листьев, передать повышения и понижения голоса. (Читать стихотворение могут отдельные
ученики, «по цепочке»; учитель может «дирижировать» декламацией).
Сочиняем мелодию по фразам по строчке (не бояться, если будет получаться мелодекламация).
Выбираем наиболее удачные варианты и разучиваем всем классом. Учитель может предложить свой вариант,
придумать аккомпанемент к детским импровизациям. В ходе работы закрепляем два понятия: мелодия,
которая передает главную мысль песни, и сопровождение (аккомпанемент).
А на следующей странице идет дождь (с.19) и стихи – про дождь. (Учитель читает слова песенки
диалога «Дождь идет»). Ищем нужную речевую интонацию. Предлагаем произнести повторяющиеся слова
«дождь идет» с разной интонацией – ведь дождь тоже бывает разный – теплый, радостный, долгожданный,
холодный, унылый, непрекращающийся.
Разыгрываем диалог сначала при чтении стихотворения, а затем при сочинении песенки.
Ритмический рисунок слов «дождь идет» (два коротких звука, один длинный) можно исполнить как
ритмическое сопровождение кулачками, карандашами, на треугольнике и пр.
Можно предложить исполнить свои «сочинения» от лица персонажей сказок, мультфильмов,
рассказов (домашнее задание).
Учитель может записать нотами на доске, на нотной бумаге сочинения детей.
Можно послушать знакомое произведение (фрагмент). Напоминаем о том, кто такие композиторы.
Сочинение музыки – нелегкое, но увлекательное занятие, помогает в этом – Муза, вдохновляя тех,
кто имеет желание, усердие, трудолюбие.
1.1.8. «Азбука, азбука каждому нужна…». «Музыкальная азбука».
Задача: Дать представление о нотной записи.
исполнение
пение
разучивание
Песня о школе (знакомая)
Звукоряд
Песня на выбор:
А. Островский «Азбука»
(сл. З.Петровой)
Г.Струве «Алфавит»
Р.Паулс «Алфавит» (сл. И.Резника)
В.Дроцевич «Семь подружек»
(сл. В.Сергеева)
О.Юдахина «Домисолька»
(сл. В.Ключникова)
З.Компанеец «Нотная тетрадь»
(сл. М.Садовского) и др.
6 Вспоминаем знакомую песню, беседуем о том, чему учат в школе.
Буквы нужны, чтобы записать нашу речь, а что нужно для того, чтобы записать музыку,
музыкальную речь? – Ноты.
Читаем текст на с.22, объясняем нотную запись, вводятся понятия: «ноты», «нотный стан»,
«скрипичный ключ», «звукоряд», «клавиатура».
Ноты, в отличие от слов, понимают люди разных стран. Хотя можно любить музыку, не зная нот, но
именно ноты позволяют понять чувства людей из прошлых веков, записывать музыкальные мысли
современных композиторов.
В ходе знакомства с элементами нотного письма можно использовать активные формы работы: игра
на рисованной клавиатуре, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движение рук, можно
раздать таблички с названием нот, выстроить по порядку и «играть», словно нажимая определенные ноты на
клавиатуре (дети вместе с учителем поют свои звуки).
Разучиваем песню о нотах (советы по разучиванию в методичке на с.1718).
1.1.9.Обобщающий урок
Проверить как дети умеют определять характер, настроение, жанры (песня, танец, марш), вокально
хоровые навыки, координацию движений.
Д\З на каникулы – прислушиваться к звучащей музыке.
II ЧЕТВЕРТЬ.
«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
(продолжение темы)
8 часов
1.2.1. «Музыкальные инструменты».
Задача: Развивать тембровый слух через знакомство с народными инструментами и инструментами
профессиональной музыки.
Музыкальные впечатления в каникулы.
Пастушья песня
Народные наигрыши
Песня на выбор:
«Камышинкадудочка»,
муз. В. Попляновой, сл. В.Татаринова
«Дудочка» лит.нар.песня
«Пастушья песня» фр. нар. песня
Л.Бетховен Симфония № 6 «Пасторальная» (фрагмент)
вокальная
импровизация
слушание
разучивание
слушание,
разучивание главной
мелодии
Беседуем о музыкальных впечатлениях в каникулы, дети рассказывают о музыке, которую услышали
с экранов телевизоров, на праздниках, в театре, называют те произведения, которые запомнились. (Учитель
помогает в ответах).
Вы слышали разных исполнителей. На каком инструменте играет герой стихотворения (учитель
читает «Слышишь песню у ворот» с.24)?
Рожок, дудочка, свирель. Чтобы играть на этих инструментах, в них надо дуть – это духовые
инструменты.
Для озвучивания другого литературного произведения – фрагмента древнего былинного сказа –
нужны гусли – струнный инструмент.
Используем ролевую игру «Играем в композитора». Предлагаем прочитать стихотворения, найти
интонации, ритмы, краски голоса для «озвучивания» песенки пастушка и старинного напева. Класс может
хором читать текст, который задает ритмическую основу, выделяет логические ударения в тексте,
подчеркивает фразировку, темп, динамику, характер звука. Затем можно попросить детей спеть мелодию
сначала «про себя» и затем – вслух (учитель должен быть готов представить классу свой вариант мелодии).
Предлагаем послушать народные наигрыши.
7 Вывод: голоса народных инструментов нечасто звучат в нашей жизни, тем не менее, старинные
музыкальные инструменты сохраняют для нас память о музыке прошлого, позволяют нам представить то,
какими были наши предки, какую музыку они сочиняли и исполняли, о чем они грустили и чему радовались.
Из чего делали эти инструменты? Разглядываем рисунки.
Первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они были сделаны из природных
материалов: тростника, дерева, конского волоса. У каждого народа они имели неповторимый внешний вид,
свой голос, своих умельцевисполнителей. Имена их до нашего времени не дошли, но народ сложил о
некоторых из них легенды, былины, мифы и сказки.
Д/З: Дома вместе с родителями прочитать русский былинный сказ о новгородском путешественнике
гусляре и певце Садко (с.2627), отметить в тексте те места, где звучит музыка, определить ее характер и
настроение.
Учим одну из песен об инструментах (следует активно использовать со второй четверти пение a
capella, особенно народных песен).
О народных инструментах может рассказать не только народная музыка, но и музыка
композиторская. Предлагаем послушать музыку немецкого композитора Л.Бетховена. Какому инструменту
подражает звучание оркестра? (Хрестоматия с. 34 – свирель, пастуший рожок, музыка звучит как гимн
природе).
Можно разучить мелодию из Симфонии № 6 («Пасторальной»).
[Пастораль (от лат. pastoralis – пастушеский) – музыкальное произведение, связанное с изображением
сельской жизни, природы].
1.2.2. «Музыкальные инструменты».
Задача: Познакомить с образом Садко в былине.
«Былинные наигрыши»
Н.РимскийКорсаков Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная
Волховы» из оперы «Садко»
Песни предыдущего урока
слушание, игра на
воображаемых
инструментах
слушание,
сопоставление, работа в
тетрадях
разучивание с
использованием нотной
записи
Слушаем былинные наигрыши и изображаем игру на этом инструменте (гусли).
Какой герой прославился игрой на гуслях? (проверяем д/з). Где звучит музыка в рассказе?
Предлагаем определить в каком месте текста могла звучать «Заиграйте, мои гусельки» (учитель наигрывает
на фортепиано), а где – «Колыбельная Волховы».
Первая – задорная, удалая песняпляска (танец); острые ритмы, быстрый темп передают радостное
состояние.
Вторая – ласковая, нежная, неторопливая песня с убаюкивающими интонациями.
Читаем текст и слушаем музыкальные фрагменты в записи.
Выполняем задание на с. 27 (п л я с о в а я; к о л ы б е л ь н а я)
Продолжаем разучивание песни. Характерные интонации учим в опоре на нотную запись.
1.2.3. «Музыкальные инструменты».
«Полянка» рус. нар. Наигрыш (свирель)
С.Прокофьев «Птичка» из симфонической сказки «Петя и волк»
И.С.Бах «Шутка»
К.Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», игра на инструментах
В.Кикта «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с
оркестром
В.Кикта «Гусляр Садко»
Песня предыдущего урока
слушание
слушание, игра на
воображаемых
инструментах
сопоставление
исполнение
Слушаем русский народный наигрыш, вспоминаем звучание свирели.
8 Как возникли музыкальные инструменты?
Читаем стихотворение М.Лермонтова «Рыбак» (с.2829).
Свирель – это народный инструмент, а какой инструмент похожий на свирель будет звучать в
концертном зале? – Флейта. (Муза с флейтой)
Голос флейты напоминает звучание свирели, но ее устройство более сложное.
Предлагаем послушать, как звучит флейта в музыке разных композиторов (название не говорим).
1.
2.
(«Птичка») – что напоминает звучание флейты? Чириканье птички.
(«Шутка) – музыка передает радостное настроение, напоминает быстрым звучанием,
причудливыми изгибами мелодии шутку, озорство. Можно предложить сыграть забавную
«Шутку» на воображаемых флейтах.
(«Мелодия») – музыка полна печали и тоски. Предлагаем спеть мелодию на воображаемых
флейтах, начало и конец (все или солисты), середину послушать в записи (это произведение
можно взять на обобщающий урок).
3.
Итак, свирель превратилась во флейту, а сейчас произойдет еще одно превращение.
Предлагаем вспомнить, услышать, звучанию какого инструмента подражает фортепиано (пианино).
Звучание напоминает переборы струн гуслей («Гусляр Садко»). В каком литературном произведении
главным героем является гусляр?
Если перевернуть гусли, то получится арфа (рассказ из методички с. 20). На с. 28 Муза играет на
арфе.
Слушаем «Фрески» Софии Киевской – концертную симфонию для арфы и оркестра. Арфа
подражает звучанию гуслей, свободно и неторопливо «поет» былинный напев.
Выполняем задания на с.30 «Звучащие картины».
Исполняем песню об инструментах.
1.2.4. «Разыграй песню».
Задача:
выразительного исполнения.
Формировать представление об исполнительском развитии в музыке, развивать навыки
В.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Л.Дакен «Кукушка» (арфа)
Л.Книппер «Почему медведь зимой спит» (сл.
А.Коваленкова)
слушание
слушание, пение, игра на воображаемой клавиатуре
разучивание, инсценировка
Вспоминаем звучание арфы в знакомом произведении.
Слушаем в исполнении арфы «Кукушку». Предлагаем детям (солистам или хором) исполнить
интонации, изображающие зов кукушки. Можно сыграть эти звуки («сольми») на немой клавиатуре (с.23).
(Необходимо настроить детей на внимательное вслушивание, т.к. интонации кукования в пьесе повторяются
несимметрично).
Предлагаем продолжить исполнительскую деятельность и разучить песню. Учитель предлагает
послушать слова и определить этапы развертывания сюжета истории, положенной в его основу
I часть – неторопливое начало рассказа
II часть – шум, крик, «чрезвычайное происшествие» в лесу
III часть – покой, тишина, т.е. события, рассказанные в стихотворении, условно укладываются в
трехчастную форму.
Составляем исполнительский план каждого куплета, изменяя интонации голоса, характер
звуковедения, темп, динамику.
В опоре на графическое изображение звуковысотной линии и ритмического рисунка обращаем
внимание на разницу в построении музыкальных фраз, выразительное значение пауз в каждом куплете.
Дети могут изображать события песни: шел медведь, наступил лисе на хвост, зашумел лес, дятел
стучит по сосне, медведь спит в берлоге.
Таким образом, дети начинают осваивать приемы исполнительского развития.
1.2.5. «Пришло Рождество…», «Родной обычай старины»
9 Задачи: Формировать представления о религиозных традициях. Познакомить с праздником Рождества
Христова.
Рождественские песни:
Е.Каверин «Пойдем в Вифлеем»
«Ночь тиха над Палестиной», нар. слав. песнопение
«Колыбельная» польская народная
«Поспешают к Вифлеему пастушки» детская нар. песня
Ф.Грубер «Тихая ночь» международный рождественский гимн
«Рождество Христово»
«Все идут, спешат на праздник» народные песниколядки
разучивание
слушание, подпевание
разучивание,
разыгрывание
Уроки такого типа носят культурнологический характер.
Учитель, в опоре на рисунки учебника, рассказывает легенду о рождении Иисуса Христа и о том, как
в народе отмечают это событие (методичка с.9092)
Воспевание разными народами мира факт рождения Иисуса Христа – Спасителя мира находит свое
выражение в рождественских песнях. Эти песни излучают радость, имеют легко запоминающиеся напевные
мелодии.
Песню «Тихая ночь» слушаем в записи (на англ. языке). Дети могут подпевать учителю.
Славянские народные песниколядки связаны с древними обрядами. В Рождество и на Новый год
дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями и песнями, со звездой и вертепом (ящик с деревянными
игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался
колядованием или славлением. Разучиваем и разыгрываем народные песниколядки, придумываем
пожелания «добрым людям».
Можно начать разучивание песен, посвященных Новому году.
Обращаем внимание на то, в каких образах появляется на страницах учебника Муза.
1.2.6. «Добрый праздник среди зимы».
Задача: Эмоционально подготовить детей к встрече Нового года.
П.Чайковский «Марш», «Вальс снежных хлопьев»,
«Падеде» из балета «Щелкунчик»
«Зимняя сказка» (муз. и сл. С.Крылова), «Звезда
покатилась» В.Кикта (сл. В.Татаринова), Л.Бекман
«Елочка» (сл. Р.Кудашевой)
ритмическое сопровождение,
пластическое
интонирование (к вальсу), дирижирование, просмотр
видеофрагмента
разучивание, хоровод
Учитель может выступить в роли Музы и рассказать новогоднюю сказку, организовать веселые игры
и развлечения под музыку.
Предлагаем придумать ритмическое сопровождение к «Маршу» и промаршировать под его музыку
под звуки барабанов, удары бубнов (ведь это танцевальный марш, марш из балета), изобразить в пластическом
этюде фантастический танец (покачивания корпуса, плавные движения рук, кружение и пр.), представить
себя в роли дирижеров симфонического оркестра и продирижировать «Падеде», звучащий как гимн добру,
радости, любви, свету.
Эти задания можно облечь в форму конкурса, соревнования.
Предлагаем посмотреть видеофрагменты балета.
Учим песни, вспоминаем шаг хоровода.
Для этого урока возможны «домашние заготовки» элементы костюмов, декораций, оформление
класса, выставка детских рисунков и т.п.
1.2.7. Обобщение темы
Проверить понимание детьми значения музыки в жизни человека, отношения детей к полюбившимся
I полугодия.
произведениям.
10 II ПОЛУГОДИЕ.
«МУЗЫКА И ТЫ»
1.3.1. «Край, в котором ты живешь».
Задача: Воспитывать чувство патриотизма через знакомство с образами родной природы в музыке,
литературе, изобразительном искусстве.
Г.Струве «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой)
А.Парцхаладзе «Утро» (сл. Ю.Полунина)
Я.Дубравин «Добрый день» (сл. В.Суслова)
И.Кадошцев «Песенка о солнышке, радуге и радости» (сл. Р.Копф)
«Солнце в дом войди» (груз. нар. песня).
разучивание
разучивание эскизно
Беседуем о впечатлениях в каникулы, можно вывести разговор о красоте зимней природы, о
природе родных мест.
Пишем на доске слова РОД – РОДНЯ, наРОД – приРОДа РОДина, обращаем внимание на их
общность, беседуем о смысле таких выражений: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом?»
Читаем стихотворение З.Александровой «Если скажут слово «родина»…», рассматриваем рисунки,
фотографии. Муза любуется красотой вечерней природы, стоя под березкой.
Что значит для русского человека это дерево – береза? Почему художник нарисовал девушку под
березкой?
Любовь к родной природе отражена в музыке любого народа. Музыка о «родимой сторонушке»
помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и
трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.
Можно предложить послушать и разучить народную песню, из предложенных песен одну учим, в
дальнейшем доведя ее до концертного исполнения. Остальные песни учим эскизно, «вчерне», не вдаваясь в их
детальную проработку (отдельные фразы, интонации используем для распевания).
1.3.2. «Поэт, художник, композитор».
Задача: Познакомить с жанром пейзажа в разных видах искусства.
Песня (из предыдущего урока)
А.Шнитке «Пастораль» наигрыш
Г.Свиридов «Пастораль»
одно на выбор (слушание, игра на воображаемых
инструментах)
О Родине может рассказать не только композитор, но в своих произведениях о ней рассказывают и
поэты, и художники, но каждый посвоему.
Какие средства понадобятся художникам, поэтам, композиторам для изображения картины
природы – пейзажа? Выполняем задание на с. 44
Беседа по картине «Утро» В.Васильева:
Что изображено на картине?
Какое настроение возникает у тебя, когда ты рассматриваешь картину?
Какое время суток нарисовал художник?
Какими красками он изобразил этот пейзаж?
Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора – мягкими, плавными
или резкими, угловатыми?
Какие линии составляют основу композиции картины – горизонтальные (показать рукой) или
вертикальные?
Предлагаем прочитать стихотворение поэта И.Никитина, в котором тоже изображен утренний
пейзаж. Как нужно прочитать, чтобы подчеркнуть характер и настроение утреннего пейзажа: темп чтения
(быстрый или медленный), нарастание или затихание звучности голоса, выделение главных, «важных» слов,
чтение стихотворения сопровождаем пластическим этюдом, руки медленно поднимаются вверх (изображая
восход солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на словах
«Золотыми потоками хлынуло».
11 Предлагаем послушать музыку (А.Шнитке «Пастораль»). Созвучна ли музыка настроению
стихотворения и картины?
В этих произведениях много общего: радостное состояние, светлые краски, «плавность» линий,
мелодий, напевность слов.
В музыке мы чувствуем безмятежное, спокойное настроение, размеренность движения музыки.
Обращаем внимание на светлые мажорные краски, песенность, ритмический рисунок (пунктирный ритм, как в
азбуке Морзе – точкатире).
Какие инструменты исполняют эту пьесу (фортепиано и скрипка). Кто из них играет главную
мелодию? (скрипка). Кто – сопровождение? (фортепиано)? Такой разговор двух инструментов, голосов,
называется дуэт.
Предлагаем исполнить под фонограмму на воображаемых инструментах: плавные движения руки со
смычком показывают певучесть мелодии скрипки, плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре
фортепиано – равномерность нижнего голоса фортепиано.
(«Наигрыш» Звучанию какого инструмента подражает музыка? (свирель)
Г.Свиридов «Пастораль» (хрестоматия 4 кл. с.25) напоминает русскую народную песню. Смена
красок – ярких на более приглушенные, мягкие (чередование мажора и минора) вносит в настроение
произведения оттенок грусти, светлой печали, раздумья.
Продолжаем работу над песнями предыдущего урока.
1.3.3. «Музыка утра».
Задача: Познакомить с образами утренней природы, развивать умение воспринимать музыку.
П.Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»
(Хрестоматия 4 кл. с.28)
Э.Григ «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт»
Д.Кабалевский «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и
мира (сл. Ц.Солодаря)
Песни о родном крае
слушание, сопоставление
слушание, сопоставление
вокальная импровизация,
разучивание, слушание
Учебник с.46 – читаем текст. Рассматриваем репродукцию с картины И.Левитана «Солнечный день».
Какое настроение передал в ней художник? Какие краски он использовал? Почему Муза
изображена со свирельками в окружении ласточек?
Предлагаем послушать музыку известных детям композиторов, в которой показан утренний пейзаж
(композитора Чайковского узнаем по знакомой музыке).
(Подчеркиваем мысль о том, что музыка обладает удивительным свойством – без слов передавать
чувства, мысли, характер человека, состояние природы и пр.)
Можно сообщить названия пьес, послушать, а затем сравнить их. Похожи ли они? Как музыка
рассказывает нам о жизни природы? Какие чувства передает музыка в каждой из этих пьес?
В пьесе «Зимнее утро» обращаем внимание на повторение двухзвучной интонации с акцентом на
первом аккорде. Эта интонация постоянно стремится вверх, передавая радостное возбуждение ребенка,
словно передавая его возбужденную речь. И вдруг – интонации мольбы, просьбы, вдоха, жалобы в средней
части. С чем это связано? В третьей части будто бы повторяется мелодия начала, но при внимательном
вслушивании в ее окончание можно заметить интонации первой и второй частей, которые словно
переплетаются друг с другом.
Перед слушанием пьесы «Утро» Э.Грига можно записать на доске нисходящую интонацию из пяти
звуков (ля – соль – фа # – ми ре), спеть с детьми с названиями нот или на какойлибо слог. Предлагаем
определить, какой звук при повторном звучании учитель пропустит (соль). Таким образом, пропуская один из
пяти звуков в нисходящей попевке, Григ создает мелодию своей пьесы «Утро». Мелодию «Утра» исполняем
сначала на какойлибо слог или гласный звук (как вокализ), а затем со словами «Солнышко всходит и небо
светлеет, природа проснулась, и утро пришло».
После слушания пьесы обращаем внимание на то, что одна и та же мелодия повторяется несколько
раз, всякий раз поновому расцвечивается, развивается. Она рисует наступление светлого ласкового утра.
При прослушивании «Утра» можно предложить закрыть глаза. Появление солнца на горизонте можно
отметить неторопливым движением руки вверх.
(Таким образом, при сравнении пьес обращаем внимание на особенности мелодического рисунка,
ритма, темпа, тембровых красок (фортепиано – в первой, оркестр – во второй), острые звучности у
Чайковского, благозвучие у Грига, принципы развития (трехчастность в первой, вариативность, повтор – во
второй).
12 Вспоминаем утреннее приветствие «Доброе утро». Предлагаем произнести эти слова с разным
произношением, разной интонацией, а затем придумать мелодию (речь разговорная и речь музыкальная тесно
связаны между собой, характер речевой интонации влечет за собой изменения музыкальной интонации).
Разучиваем по нотам заключительные фразы хора «Доброе утро» Д.Кабалевского. Обращаем
внимание на разное звучание звука «ля», на знаки «бемоль» и «бекар» (понижение и повышение). Так в
музыкальном письме музыканты обозначают просветление звучности, смену минорной окраски интонации на
мажорную.
Учитель читает стихотворный текст (эти слова в музыке будут звучать в быстром темпе как
скороговорка). В беседе о музыке можно ввести термин «контраст» (контраст эмоциональных состояний –
взволнованно, радостно спокойно, мягко, ласково – создает контраст средств музыкальной выразительности
– темпа, ритма, динамики, мелодии, сопровождения).
Продолжаем разучивание песен о природе, о родном крае.
1.3.4. «Музыка вечера».
Задача: Познакомить с образами вечерней природы в музыке, живописи, литературе, с жанром колыбельной.
Интонации колыбельной пение, пластическое интонирование.
«Колыбельная Умки» из м\ф «Умка», музыка Е.Крылатова, стихи
Ю.Яковлева
«Сонная песенка» Р.Паулса, сл. И.Ласманиса (перевод О.Петерсон)
«Спят усталые игрушки», муз. А.Островского, сл. З.Петровой
«Колыбельная» Б.ФлиссаВ.Моцарта, русский текст С.Свириденко
и др.
А Хачатурян «Вечерняя сказка»
В.Салманов «Вечер»
С.Прокофьев «Вечер», «Ходит месяц над лугами»
Гаврилин «Вечерняя музыка»
«Айя, жужу, медвежонок» латышская народная песня
разучивание на выбор
исполнение знакомых
песен
слушание на выбор
Предлагаем послушать интонацию («соль» – «ми») – На что похожа эта интонация? Какая музыка
может вырасти из этой интонации?
Пропеваем интонацию «Баю, бай» по нотам (учебник с.48), изображаем покачивания колыбельки,
люльки, зыбки, укачивание малыша.
Колыбельная песня – самый древний жанр музыкального искусства. В главной интонации – «баю
бай» – соединились самые важные качества колыбельных песен – ласка, нежность, мягкость, мелодичность,
неспешность.
Записываем слово в учебникететради – к о л ы б е л ь н а я.
Исполняем знакомые колыбельные. Находим знакомую интонацию в песне «Спят усталые игрушки»
(Хрестоматия 2 кл. с. 41)
Обращаемся к поэтическим зарисовкам вечера (стихи А.Фета, И.Никитина). Рассматриваем
репродукции с картины В.Марковой «Пейзаж с лошадью» (картину можно после слушания).
Слушаем одну из фортепианных пьес, анализируем общее в этих пьесах – настроения покоя, тишины,
умиротворенности. Главные их свойства – песенность, напевность. Какие средства используют композиторы
для передачи состояния вечерней природы и настроения человека, который ей любуется? Так, в средней
части «Вечера» Прокофьева слышны низкие звуки (темнота) – в «Вечере» Салманова слышны интонации
колыбельной, а аккомпанемент изображает покачивание; в середине «Вечерней сказки» А.Хачатуряна резко
изменяется характер музыки (Какие события происходят в сказке?).
Перед прослушиванием «Вечерней музыки» В.Гаврилина не сообщаем название произведения.
Предлагаем самостоятельно после слушания подобрать существительные к прилагательному «вечерняя»
(мелодия, картина, песня, молитва, музыка и т.д.). Кто исполняет это сочинение (хор без сопровождения).
Что напоминает главная мелодия хора, которую исполняет высокий женский голос – сопрано (одинокий
голос, плач человека, птицы?). С одинаковым ли настроением звучит музыка в начале, в середине, в конце?
Главную тему можно разучить на какойлибо слог или гласный звук (вокализ) в опоре на нотную
запись на доске. Нотная запись поможет познакомить с понятием лига (напевность мелодии), обозначение
динамики темпа.
Эту мелодию можно сыграть на воображаемой скрипке (протяжное движение смычка) или украсить
мелодичными звуками треугольника (на сильные доли текста, на начало и конец фразы).
13 1.3.5. «Музыкальные портреты».
Задача: Познакомить с портретом в музыке разных композиторов.
П.Чайковский «БабаЯга» из «Детского альбома»
Л.Моцарт «Менуэт»
С.Прокофьев «Болтунья»
«Айя, жужу, медвежонок» латышская народная песня (или песня о БабеЯге)
слушание
слушание
Используем игровую проблемную ситуацию: предлагаем представить, что в класс по очереди входят
незнакомцы. Их портреты нарисует музыка. Кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи
сказок?
Звучит пьеса «БабаЯга».
В каком характере звучит музыка? О ком она рассказывает? Какой характер у этого незнакомца?
Обращаем внимание на то, что мелодия состоит из коротких фраз, окончание которых подчеркнуто резкими
акцентами (громкое, грозное звучание). Предлагаем выбрать определения характера музыки (с.50 № 1) и дать
название пьесы. Наиболее удачные учитель записывает на доске, а затем раскрывает тайну замысла
композитора, и объявляет название. Наверняка, композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной,
опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет. Предлагаем
нарисовать портрет Бабыяги в зеркале (с.51). Что подсказывает, чей портрет должен быть в зеркале? – Рука
БабыЯги. Она страшная, мохнатая.
Итак, первой в класс вошла известная по русским народным сказка БабаЯга, которую мы узнали по
зловещим, таинственным интонациям музыки.
А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их – один? Два? Что они будут делать – петь,
танцевать, маршировать? Слушайте, об этом нам расскажет музыка (Звучит Менуэт Л.Моцарта).
Обращаем внимание на интонации танца. Вслушиваемся в мелодию – верхнюю строчку «Менуэта».
Кого изобразила эта музыка – мужчину или женщину? – Это девушка. Она молодая, красивая, нежная.
Музыка звучит ласково, грациозно, изящно. Девушка будто бы напевает.
А как звучит другая мелодия? Кого изображает она? (звучит нижняя строчка «Менуэта»). Это
мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, старый, ворчливый. В его мелодии низкие звуки.
Итак, мы услышали и «увидели» в музыке танцующую пару – мужчину и молодую женщину.
Какой танец они танцуют – старинный или современный? – Старинный, его танцуют неторопливо.
Этот танец называется «менуэт» и танцевали его давно, в 18 веке, обычно на балах. В то время
менуэт называли королем танцев и танцем королей (на с.50 рассматриваем, как художник изобразил пару,
танцующую менуэт). Предлагаем еще раз послушать музыку и ответить на вопрос: молчат танцующие во
время танца или, может быть, переговариваются? (звучат 512 такты). – Переговариваются. Говорят
одновременно или по очереди? Кто начинает диалог – мужчина или женщина? – Мужчина. Голос у него
суровый, грозный, ворчливый. Ему отвечает женщина – ласково, нежно. Предлагаем показать движением рук
разговор – диалог между ними.
Чем заканчивается этот короткий разговор: примирением? Согласием? Ссорой? – Согласием. Они
вместе продолжают танцевать.
Предлагаем встать около своих столов (стульев) и изобразить при помощи танцевальных движений
«музыкальные портреты» героев менуэта. Услышав окончание танца, делаем реверанс – приседание с
вежливым поклоном (звучит первая часть «Менуэта»).
Знакомимся с еще одним портретом в музыке.
Учитель читает стихотворение А.Барто «Болтунья». После слушания выясняем, что особенностью
музыкального прочтения стиха является чередование скороговорки с размеренноубедительными фразами
«Что болтунья Лидамол, это Вовка выдумал…»
Каково отношение авторов – поэта и композитора – к главной героине?
Исполняем песню, в которой показан портрет персонажа или разучиваем шуточные народные
песенки о БабеЯге.
Д/З. Прочитать вместе с родителями русскую народную сказку «БабаЯга» (с.52).
1.3.6. «Разыграй сказку».
Задача: Познакомить с образом БабыЯги в фольклоре, развивать интерес к исполнительской деятельности.
«БабаЯга» детская песенкадразнилка
«БабаЯга» детская песняигра
разучивание, игра на
музыкальных инструментах
игра
14 «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня
разучивание, разыгрывание
Читаем сказку (с.52), дополняем ее сочинением песенкидразнилки, добавляем движения и
музыкальные инструменты – бубны, барабаны, ложки, свистульки, дудочки («костяная нога» барабаны, «не
мети» погремушки, «не стучи» ложки, «не тряси» бубен).
В игре роль БабыЯги можно по очереди предлагать разным детям. Рекомендуется сделать маску
этого персонажа, по типу той, которую держит в руке Муза.
Мы познакомились с русскими народными игровыми песнями, а сейчас прозвучит эстонская
народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».
Вспоминаем звучание народных инструментов (с. 54).
Веселый, радостный, задорный, бодрый характер песне придает сочетание песенности с
танцевальностью. Выявляем солистов, имитируем игру на воображаемых инструментах. Сопровождаем песню
танцевальными движениями – притопы, прихлопы, ведение хоровода (в центре хоровода может появиться
Муза).
Эту песню можно исполнить на школьном празднике.
Несложное сопровождение к песне можно сыграть сначала на немой клавиатуре (с.54), а затем в
четыре руки с учителем на фортепиано (повторяющиеся два звука в басу).
Д/З. Подобрать произведения искусства, посвященные образам русских воинов, боевым подвигам
(стихи, рассказы, картины, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, созданные во славу
побед защитников Отечества).
1.3.7. «Музы не молчали». (к 23.02)
Задача: Воспитывать уважение к героическому прошлому своей Родины.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня
А.Бородин Симфония № 2 «Богатырская» (главная тема)
«Учил Суворов» муз. А.Новикова, стихи М.Левашова
«Песня о маленьком трубаче», муз. С.Никитина, сл. С.Крылова
«Песня о веселом барабанщике»
«Песенка о бумажном солдате» Б.Окуджавы и др.
вход в класс, разучивание
слушание
разучивание эскизно или одну на
выбор
Конкурс. После входа в класс под фортепианное звучание старинной солдатской песни «Солдатушки
бравы ребятушки» беседуем о характере. Слушаем песню со словами, разучиваем.
Известно выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Согласны ли дети с этим
выражением? Читаем текст на с.56, рассматриваем памятники великим полководцам России – Петру
Первому и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурное изображение участников Бородинского
сражения Отечественной войны 1812 года, в который русский народ сражался против войск Наполеона.
Памятник и Память, как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских
воинах, солдатах, о событиях трудных дней, испытаний и тревог сохраняется в народных песнях и в образах,
созданных композиторами. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии – большом произведении для
симфонического оркестра – композитор XIX века А.Бородин. Свою симфонию композитор назвал
«Богатырская». [«Симфония» в переводе с греческого означает созвучие, благозвучное сочетание тонов].
Почему композитор дал симфонии такое название? Каков характер этой музыки?
В беседе после слушания главной темы выясняем, что придает уверенность, мужественность
звучанию. Как звучат инструменты оркестра? Обращаем внимание на то, что впечатление тяжелой поступи
возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального звука,
остановкам в конце каждой фразы. Инструменты оркестра играют одну мелодию в один голос, в унисон, все
вместе. Это придает музыке слаженный характер, словно подчеркивая единение людей перед лицом врага.
Разучиваем эскизно песни. Все предложенные песни объединяет сочетание песенности и маршевости,
энергичные, упругие ритмы. При разучивании следует добиваться естественного звучания детских голосов,
не допуская громкого, форсированного звучания.
1.3.8. «Музыкальные инструменты».
Задача: Расширить представление о выразительных возможностях фортепиано.
15 П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
П.Чайковский «Сладкая греза»
И.С.Бах «Волынка»
концерт учеников ДМШ
«Спасибо» муз. И.Арсеева, сл.З.Петровой
«Вот какая бабушка», муз. Т.Попатенко, сл.
И.Черницкой
«Праздник бабушек и мам», муз. М.Славина, сл.
Е.Кагановой
вход в класс
игра на воображаемых инструментах
игра на «немой» клавиатуре
разучивание на выбор
Вспоминаем пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского, написанные для фортепиано.
Подчеркиваем мысль о том, что на фортепиано можно сыграть пьесы, рассказывающие о разных явлениях
жизни – о природе, о человеке, об его чувствах и мыслях.
Название инструмента «фортепиано» складывается из двух итальянских слов: «форте» громко,
«пиано» тихо. Фортепиано имеет две разновидности – рояль (струны расположены горизонтально) и
пианино (струны расположены вертикально).
Предлагаем вспомнить еще одну пьесу из «Детского альбома» («Сладкая греза») и придумать
название (мечта, воспоминание, фантазия, размышление и др.). Рассматриваем графическую запись пьесы на
с.59, обращаем внимание на сочетание двух самостоятельных голосов (как в «Менуэте» Л.Моцарта). «Поем»
мелодию каждого голоса, изображая движением руки с воображаемым смычком, сначала верхний голос
(скрипка), а затем – нижний (виолончель). Сравниваем эти две мелодии, верхний голос «поет» выразительную
мелодию, в ней слышны взлеты и падения, повторяющийся ритмический рисунок (пунктирный ритм). В
мелодии нижнего голоса, в каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее движение, ритм
мелодии, более уравновешенный, спокойный, в нем преобладают выдержанные звуки. В графической записи
поставлены знаки, обозначающие силу звучания – «форте» и «пиано». В процессе интонационнообразного
анализа обращаем внимание на трехчастную форму пьесы, взволнованную кульминацию – вершину в средней
части, возвращение первоначального спокойного состояния в третьей части. Пьеса напоминает как бы
разговор двух людей.
Фортепиано может выражать не только чувства и мысли человека, его настроение, но также
изображать голоса самых разных инструментов.
Предлагаем послушать пьесу, которая изображает звучание распространенно у многих народов мира
инструмента – волынки. Она была непременным участником народных гуляний и сельских праздников (с.58).
Сравниваем мелодию и аккомпанемент. В мелодии отчетливо слышны короткие запоминающиеся мотивы
танцевального характера, в сопровождении «гудят» то громче, то тише повторяющиеся звуки. Поскольку эту
пьесу Бах адресовал юным музыкантам, предлагаем и первоклассникам «сыграть» на «немой клавиатуре»
сопровождение к ней. Один ученик может исполнить аккомпанемент в четыре руки с учителем на
фортепиано.
Встречу с фортепиано можно провести в игровой форме. Это будет миниконцерт, на котором
исполнителями будут дети, занимающиеся музыкой. Конферансье (ученик) объявляет название пьесы и
исполнителя.
Концерт можно дополнить вопросами (викторина, ребус, кроссворд) по каждому из сочинений.
Ответы можно поощрять условными призами – значки, эмблемы в виде нот, цветные кружочки с
изображением скрипичного ключа и т.п. В концерт можно включить и песни, которые исполнят дети под
аккомпанемент учителяпианиста.
В конце урока начинает разучивать песню к предстоящему празднику – 8 марта.
1.3.9. «Мамин праздник».
Задача: Раскрыть такие качества, как покой, нежность, свет, добро в произведениях о маме.
Г. Гладков «Колыбельная»
М.Кажлаев «Колыбельная»
(из «Детского альбома»)
Песни о маме
сопоставление, вокализация, пластическое
интонирование
разучивание
Читаем стихотворение В.Орлова на с.60 «Тихо, тихо…». Предлагаем найти ключевое,
повторяющееся слово. Это слово «тихо». – В нотной записи есть знаки, которые подсказывают исполнителям
16 то, как должна звучать музыка. Это тема, сила ее звучания (динамика), штрихи (характер звука),
звуковысотность (линия мелодии), ритм (чередование длинных и коротких звуков) и др.
Есть ли такого рода указания в литературном тексте? – Нет. Читатель должен сам определить то,
как читать стихотворение или прозу. Если бы мы были композиторами и задумали сочинить песню на стихи
В.Орлова, то в начале нотной строки мы бы поставили знак Р – тихо. Какая бы музыка была бы созвучна этим
стихам? (напевные интонации, протяжные фразы, спокойный темп, негромкое звучание).
Предлагаем послушать такое произведение. Можно на фоне звучания читать стихотворение.
Предлагаем выбрать инструмент, которым можно украсить звучание колыбельной песни без слов –
бубен, треугольник, барабан, ложки.
Можно послушать еще одну колыбельную, выявив общее присущее всем колыбельным, можно
пропеть главные мелодии, сочинить к ним текст, исполнить мягкими движениями кистей рук пульсацию
музыки.
Можно спеть знакомую колыбельную.
Продолжаем разучивание песен. (В учебникететради рисунки подчеркивают контраст настроений –
спокойного в стихах и колыбельных и приподнятого – в песнях).
Д/З. Прочитать с родителями сказки «Чудесная лютня» (с.6465). С какой музыкой вы бы
познакомили иностранных гостей для того чтобы они лучше узнали твою страну, твой народ?
1.3.10. «Музыкальные инструменты».
Задача: Познакомить с выразительными возможностями таких инструментов как лютня, клавесин, гитара.
И.Конради «Менуэт» (из Сюиты до мажор в исполнении лютни)
«Тонкая рябина», русская народная песня в исполнении гитары
Ж.Рамо «Тамбурин» в исполнении клавесина
К.Дакен «Кукушка» в исполнении арфы
слушание
слушание
слушание
И.Гайдн «Старый добрый клавесин» (хрестоматия для 2 класса)
разучивание
Беседуем о домашнем задании, о воздействии музыки на людей. На рисунке в учебнике (с.62) Муза
изображена играющей на лютне. Тема «Менуэта» (в хрестоматии нет «Менуэта») грациозная и светлая
(мажор), словно расцвечена множеством узоров, украшений. В теме средней части слышны энергичные
мужественные («мужские») интонации. Они оттеняют изящество, женственность первой темы. В конце пьесы
первоначальная тема не повторяется, но возвращается светлый колорит музыки, ее радостное настроение.
Таким образом, контраст настроений – главный прием развития в этой пьесе.
На звучание какого инструмента похоже звучание лютни? – Гитары. Пусть ребята вспомнят
известных певцов, которые исполняют песни под аккомпанемент гитары. Слушаем обработку русской
народной песни «Тонкая рябина» в исполнении известного гитариста XX в. Александра Ивановича
Крамского. Исполнение этого произведения часто воспринимается учащимися как игра нескольких
гитаристов, т.к. дети воспринимают гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающую
примитивные аккорды сопровождения к популярным песням. Следует обратить внимание на
выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы, многократное повторение одной и той же мелодии
песни (учитель может сыграть или спеть ее одноголосно) с разными подголосками, в разном характере (этот
тип развития готовит сознание детей к осмыслению формы вариаций).
Песенность сочетается в «Тонкой рябине» с вальсовой трехдольностью, никнущие, плачущие
интонации в конце фраз сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп создают
определенный образ.
Какое настроение, душевное состояние возникает после восприятия этой пьесы?
Учитель может спеть песню со словами, тогда станет понятна ее главная мысль: одиночество, тоска,
печаль, несбыточные мечты.
(Если учитель играет на гитаре, это можно использовать на уроке).
Мы сравниваем гитару с лютней.
А сейчас прозвучит музыка в исполнении еще одного струнного инструмента – клавесина. Внешний
вид клавесина схож с роялем, но какими особенностями обладает звук этого инструмента? Слушаем…
Звук клавесина мягкий, негромкий, сказочный (струны защипываются специальным приспособлением
из пера или кожи; на рояле по струнам ударяет молоточек, поэтому звук этого инструмента более
насыщенный, глубокий с возможностями к затиханию и усилению силы звучности). (Можно сравнить со
звучанием пьесы «Тамбурин» на фортепиано, можно имитировать звучание клавесина – подложить под
струны фортепиано тонкую пергаментную бумагу).
17 [Тамбурин – а) ударный музыкальный инструмент в виде цилиндрического двухстороннего барабана.
Иногда тамбурином называют инструмент, напоминающий бубен; б) старинный французский танец в
двухдольном ритме исполняемый под звуки тамбурина. Мелодия тамбурина звучала обычно на фоне
повторяющихся в басу звуков. Широкое распространение этот танец получил в 18 веке во Франции].
Клавесин был дорогим инструментом, корпус его украшался богатой инкрустацией, рисунками на
дереве, изящными узорами. Поэтому голос этого инструмента звучал во дворцах, домах придворных,
сопровождая балы и увеселения.
Так же, как и внешний вид клавесина изобиловал причудливыми украшениями, так и мелодии пьес
для клавесина, словно тонким кружевом оплетались изощренными узорами, украшениями.
(Можно сравнить звучание клавесина с фортепиано и при прослушивании пьесы К.Дакена
«Кукушка»)
Разворот «Звучащие картины».
Поем песни.
1.3.11. Обобщающий урок.
1.4.1. «Музыка в цирке».
Задача: Познакомить со значением музыки в цирке.
И.О.Дунаевский «Выходной марш»
И.О.Дунаевский «Галоп»
«Мы катаемся на пони», муз. Г.Крылова, сл. Н.Кучинской,
«Лошадки» муз. Ф.Лещинской, сл. Н.Татаринова
«Добрые слоны» муз. А.Журбина, сл. В.Шленского
Д.Кабалевский «Клоуны»
слушание, дирижирование
движение под музыку
разучивание на выбор
слушание, пластический этюд
Обобщаем музыкальные впечатления в каникулы – А был ли ктонибудь в цирке? – Можно ли
представить спектакль в цирке без музыки? В какие моменты в цирке звучит музыка? Какая музыка украшает
цирковое представление?
Музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актеров,
их номеров.
Предлагаем послушать «Выходной марш» из к\ф «Цирк». Музыку композитора XX века Исаака
Осиповича Дунаевского к этому фильму знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Под звуки этого
марша на сцену выходят все цирковые артисты, участвующие в представлении.
Какими чувствами наполнена эта музыка? Какое настроение она создает? Какие интонации, ритмы
привлекают внимание слушателей? Почему композитор поручил исполнение этого марша симфоническому
оркестру? Голоса каких инструментов наиболее различимы в его общем звучании?
Предлагаем представить себя дирижерами оркестра, который исполняет музыку в цирке и
продирижировать музыкой Дунаевского под фонограмму.
«Галоп» И.Дунаевского может сопровождать выступление артистов с цирковыми лошадьми.
Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошадки бегают по кругу. Как в это время звучит музыка?
Что она рисует? Какое настроение возникает у слушателей – зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?
Следует подчеркнуть изображение движения, упругий ритм бега. Предлагаем изобразить цокот копыт
бегущих лошадок ритмичными ударами кулачков (по столу, по стулу). Учитель может изменять темп,
динамику (это развивает слуховую активность детей).
Разучиваем песни о животных. Предлагаем послушать музыку («Клоуны») и определить: чье
выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка? В каком характере она звучит? Что
напоминает песню, танец или марш? (Радостное состояние клоунов и безостановочное движение). В этой
музыке сочетаются выразительность и изобразительность.
Эта пьеса была сочинена композитором для юных пианистов. Какие же трудности могут испытывать
исполнители этого произведения? Вопервых, нелегко будет справиться с быстрым темпом. Вовторых, если
сыграть пьесу медленно, то можно заметить, что в основе мелодии лежит интонация из трех звуков,
последний из которых постоянно меняется, и в быстром темпе непросто попасть пальцем на нужную
клавишу: музыка же от этого приема становится шутливой и затейливой, подстать веселым проделкам
клоунов. Подтверждает это музыкальное озорство нотная запись на доске и выделение изменяющегося звука.
Предлагаем придумать сценку, пластический этюд, забавную клоунаду. Музыку пьесы можно
украсить звучанием музыкальных инструментов – бубна, маракасов, рулеты, треугольника.
Рассматриваем Музу, которая исполняет разные роли цирковых артистов, а сопровождает цирковое
представление оркестр, во главе которого – дирижер.
18 1.4.2. «Дом, который звучит».
Задача: Познакомить с музыкальными спектаклями, оперой и балетом.
П.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
Н.РимскийКорсаков Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко»
М.Красев Хор из оперы «Мухацокотуха»
Ф.Щедрин «ЦарьГорох», «Золотые рыбки» из балета «КонекГорбунок»
К.Глюк «Мелодия»
вход в класс
разучивание
пластический этюд
игра на воображаемых
инструментах
Вспоминаем, что такое балет, где мы его можем увидеть.
Можно открыть с. 70 «Дом, который звучит», спросить, что это за дом такой? (методичка с. 41)
Учитель рассказывает о том, что в Москве в 1964 году на Воробьевых горах Натальей Ильиничной
Сац был создан первый в мире Детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира.
Эмблема театра – синяя птица на золотой арфе (скульптор В.Клыков) – символ мечты о счастье. На рисунке
учебника Муза держит в руках синюю птицу.
Раскрашиваем рисунки и слушаем фрагменты из опер и балетов.
Для того, кто умеет различать песню, танец, марш (песенную, танцевальную музыку) «открыты
двери» в волшебную страну, которая называется «Музыкальный театр», ведь герои музыкального театра
поют, танцуют, маршируют.
В каком музыкальном спектакле в опере или в балете могла бы звучать такая музыка? (Учитель
наигрывает на фортепиано один из фрагментов, а затем предлагает послушать его в записи или исполняем
самим).
Сюжетами опер и балетов становятся всем известные с детства народные сказки, былины, сказки,
сочиненные не писателями. Узнаем знакомых героев на рисунках в учебникететради.
Урок должен быть построен на основе контраста – пение, движение, инструментальное
музицирование.
1.4.3. «Операсказка».
Задача: Продолжить знакомство с особенностями оперного спектакля (хор, солисты, инструментальные
эпизоды).
М.Красев. Заключительный хор из оперы «МухаЦокотуха» (стихи
К.Чуковского)
М.Коваль. Фрагменты их оперы «Волк и семеро козлят» (либретто
Е.Манучаровой):
темы Болтушки, Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Малыша и др.
Колыбельная мамыКозы, «Воинственный марш»,
хор «Семеро козлят»
разучивание и инсценировка,
игра на ДМИ, пластическое
интонирование, пение
Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией –
темой. Так, у каждого из козлят есть своя тема, которая рисует его музыкальный портрет.
Разучиваем темы козлят, исполняем их сначала хором, а затем солистами, дополнив выразительными
движениями, звучанием музыкальных инструментов. Обратить внимание, что темыпесенки козлят имеют
танцевальную, в основе аккомпанемента слышны вальсовые ритмы. «Колыбельную» мамыКозы (ее роль
«исполняет» в учебнике Муза) может спеть учитель, а дети подберут к ней инструментальное
сопровождение, чтобы подчеркнуть ласковый, нежный характер музыки (треугольники, металлофоны,
колокольчики).
Кроме пения в опере может звучать музыка в исполнении оркестра (или фортепиано). Так звучит
«Воинственный марш». Под эту музыку играем в разведчика: весь класс исполняет ритмическое
сопровождение – удары барабана, которые слышны в марше, ученикразведчик пробирается с «донесением»
(из дальнего угла класса) к Малышукомандиру (он стоит у стола учителя). При этом двигается он на
звучание коротких звуков, а на длинных «разведчик» замирает, оглядываясь по сторонам (фонохрестоматия 1
кл. касс.2, ноты в хрестоматии 2 кл.).
Разучиваем жизнерадостный хор «Семеро козлят». Обращаем внимание на сочетание в этом
фрагменте песни, танцы, марша. Исполняем, дополнив движением, инструментальным сопровождением,
четырехручием.
19 Продолжаем разучивать хор из оперы «Мухацокотуха». Стараемся передать приподнятое,
праздничное настроение, ведь смелый комар одолел злого Паука. Обратить внимание на первоначальную
призывную, словно «раскачивающуюся» интонацию, она изображает удары колокола. Разучивание песни
сопровождаем ее драматизацией – передачей выразительными движениями действий ее персонажей.
В обобщении: в опере показаны музыкальные портреты ее героев (мелодиитемы, использование в
них песенных, танцевальных и маршевых жанров, музыку оперы могут исполнять хор, солисты, оркестр
(инструментальные эпизоды).
1.4.4. «Ничего на свете лучше нету…».
Задача: Познакомить с ролью музыки в мультфильме.
Песни из знакомых м\ф
Г.Гладков «Песня друзей», «Песня трубадура» из м\ф, «Бременские музыканты»
Литературномузыкальная композиция (1 кл. кассета №3)
исполнение
разучивание
слушание
Вспоминаем песни из любимых мультфильмов. – Зачем нужна музыка в м\ф, к\ф, телепередаче?
Рассматриваем рисункикадры на с.7475. – Музыка помогает зрителю лучше узнать персонажей, понять
сюжет, следить за развитием событий.
Разучиваем песни Гладкова [Трубадуры – так называли поэтовпевцов во Франции XIXIII вв. Это
слово означает «находить, изобретать, слагать стихи, воспевать». Трубадуры владели музыкальной грамотой.
До наших дней сохранилось свыше 250 песен с нотной записью. Трубадуры или их помощники (менестрели)
аккомпанировали себе на виолах, арфах и др. инструментах. В своих песнях трубадуры воспевали рыцарскую
любовь, счастье жизни].
Слушаем литературномузыкальную композицию. Можно останавливать музыкальную сказку и
делать небольшой анализ: сравнивать музыкальные характеристики, выясняем, какие средства
выразительности подчеркивают нрав персонажей, а какие передают отношения композитора к своим героям.
Хорошо, если есть возможность посмотреть м\ф.
Во внеклассной работе можно продолжить работу с м\ф: разыграть представление, устроить конкурс
на исполнение той или иной роли, на наиболее выразительные атрибуты каждого из персонажей (выбрать
жюри).
На уроках ИЗО можно создать рисованный м\ф по мотивам сказки.
1.4.5.1.4.6. Обобщающие уроки.
«Афиша». «Программа». Задание на с.76. «Твой музыкальный словарик».
1.4.7. Заключительный урокконцерт.
Вступительное слово о том, чем занимались на уроках музыки.
Вход детей под звуки марша. Музыкальное приветствие.
Исполнение песни о школе (о родине, о дружбе) – хор, солисты.
Слушание незнакомого музыкального произведения. Вопросы к родителям по поводу содержания и
характера музыки.
Создание композиции, включающей вокализацию главной темы нового произведения, пластическое
интонирование, инструментальное музицирование.
Вокальная импровизация на заданную интонацию или стихотворный текст с использованием
музыкальной грамоты.
Концертное исполнение (фрагмент из детской оперы, фрагмент народных праздников.)
Конкурсы
Заключительное слово учителя.
Исполнение всеми песни.
Выход под праздничную музыку.
20
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Разработка уроков по программе Критской (1 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.